Редизайн «РБК»: какой оценки он заслуживает?

«Это все потому, что в искусстве нет объективных критериев». Да. Эта публикация начинается с цитаты. А все из-за того, что зачастую «художества» в газетах доминируют над функциональностью. Поводом к этому тексту стал редизайн газеты «РБК».

Сразу. Чтобы никаких булыжников в спину. Этот текст — сугубо личное мнение автора. А то ведь художника каждый обидеть может. Тем более модного.

И вот еще что. Это не «пасквиль». Тем более что в редизайне «РБК» много хорошего. Просто примите публикацию как предложение редакциям, планирующим редизайн, не совершить очевидных ошибок.

 

«МОСКВИЧ-412» НА МКАДЕ

«РБК» и впрямь выглядел до редизайна газетой, сделанной «на коленке». Типичное незапоминающееся оформление заштатной областной газеты. Когда у издания нет никаких задач. Нет аудитории. Нет бизнеса. Есть только «партийное задание» от учредителя, который, собственно, и является не только «кормящей матерью» такой газеты, но и ее аудиторией. Сам формирую повестку, сам пишу и сам читаю. Главное, чтобы «было». По такой схеме издавались только советские газеты. Ну и одноразовые предвыборные «простыни». Не могу утверждать, что именно по такому сценарию шло издание газеты «РБК», но очень похоже. Во всяком случае, в рейтинги «Медиалогии» газета категорически не попадает. А ведь там в лидерах их прямые конкуренты — и «Коммерсантъ», и «Ведомости». Мало того, убийственным фактом является уже то, что в эти рейтинги попадают даже безнадежные «Аргументы и факты» и «Независимая газета». И все заявления редакции о ежедневном тираже в 80 тысяч — попросту пшик. Для кого? Спасает «РБК» только сайт — у него позиции достаточно крепкие. Довольно симптоматично: даже в аэропортах при посадке в самолет мало кто из пассажиров брал эту газету с бесплатной стойки.

,

Вот, собственно, как выглядела газета буквально «вчера». Перед вами обложки 2018 и 2014 годов. Перезагрузка действительно была просто неминуема.
Вот, собственно, как выглядела газета буквально «вчера». Перед вами обложки 2018 и 2014 годов. Перезагрузка действительно была просто неминуема.

,

Да, с газетой необходимо было что-то делать. Выглядела она словно «Москвич-412» на МКАДе. Такое издание должно было естественным образом умереть или перезагрузиться. И решение пришло. В феврале этого года издание перезагрузили.

 

«БЫСТРОЧИТАЕМАЯ» МОДЕЛЬ

Никаких революционных решений. Все давно пройдено и отработано. Последнее время многие деловые издания переходят на новую графическую модель — «быстрочитаемую». Типичный пример — «Деловой Петербург». 

,

Вот типичный разворот газеты «Деловой Петербург». Пример газеты «быстрочтения». То, куда «сваливаются» теперь многие деловые издания, превращаясь в обычные таблоиды.
Вот типичный разворот газеты «Деловой Петербург». Пример газеты «быстрочтения». То, куда «сваливаются» теперь многие деловые издания, превращаясь в обычные таблоиды.

Вот типичный разворот газеты «Деловой Петербург». Пример газеты «быстрочтения». То, куда «сваливаются» теперь многие деловые издания, превращаясь в обычные таблоиды.
Вот типичный разворот газеты «Деловой Петербург». Пример газеты «быстрочтения». То, куда «сваливаются» теперь многие деловые издания, превращаясь в обычные таблоиды.

,

Петербургская газета, собственно говоря, и так была довольно динамичной для чтения. Никаких серых «кладбищ текста», много выносов, инфографики и крупные иллюстрации. Но и этого редакции оказалось мало. Они пошли дальше — сейчас газета выглядит крепко сделанным качественным городским таблоидом. Не сдается разве что только «Коммерсантъ», который до сих пор держит марку «высоколобого» издания. Газета выглядит тяжеловесно, читать объемные серые тексты в шестиколоннике (на формате А2!) чрезвычайно утомительно. Но это умышленное решение редакции — «газета не для всех».

В «РБК» пошли по проторенной дороге «Делового Петербурга», заявляя: «Старый формат лонгридов был очень неповоротлив, теперь тексты стали короче и разнообразнее». Судя по презентации редизайна, текстов стало намного меньше, чем прежде. Просто катастрофически меньше. Чем же занят теперь прежний штат авторов издания? Когда говорят в таких случаях: «Зато теперь они нацелены на качество текстов», становится неловко. А что, до этого за качеством никто не следил? 

,

Авторы редизайна бравируют новой подачей обложки газеты: «Одно из главных новшеств — вариативная обложка без традиционных массивных текстовых блоков. В новом дизайне появились плакатные обложки и обложки, построенные на типографике». Посмотрите на обложки, выполненные на типографике. Как быстро вы прочитаете анонсы? Дизайн дизайном, но функциональность никто не отменял. Это же элементарно неудобно читать.
Авторы редизайна бравируют новой подачей обложки газеты: «Одно из главных новшеств — вариативная обложка без традиционных массивных текстовых блоков. В новом дизайне появились плакатные обложки и обложки, построенные на типографике». Посмотрите на обложки, выполненные на типографике. Как быстро вы прочитаете анонсы? Дизайн дизайном, но функциональность никто не отменял. Это же элементарно неудобно читать.

,

Любые изменения, конечно, должны быть обусловлены какими-то конкретными задачами. У «РБК» было настолько все плохо, что им достаточно было просто обновиться без каких-либо задач. Тем не менее автор редизайна Свят Вишняков (выпускник Британской школы дизайна) пишет: «Одна из целей редизайна — создать понятную и простую в использовании систему форматов. Для этого редакция ограничила количество возможных типов материалов, и каждый получил свое оформление. В газете есть не только колонки, но и Q&A, сценарии, интервью, профайлы, фоторепортажи». Заявление, что называется, «для бедных». Даже многие районные газеты систематично используют все названные «новые» форматы.

 

ЧЕМ НАПУГАТЬ ЕЖА

Собственно, ключевой «скелет» издания. Опять цитирую разработчика графической модели: «Мы разнообразили композиционные решения в газете и сделали гибкую сетку. Помимо классического пятиколонника появилось разделение колонок на две части — такое решение позволяет разбивать ритм и добавлять дополнительный воздух на полосу».

Напугали ежа голой правдой. Самый обычный десятиколонник. Если есть задание сделать газету более светлой и «воздушной», то очевидны два решения — ввести «плавающую» сетку или сетку с возможностью использования свободной колонки — «радикала». Так что бравировать тем, что было неизбежно, по меньшей мере странно. 

,

,

Первое, что сразу бросается в глаза, – отсутствие логики в применении стилей заголовков публикаций первого плана. В одном случае на основе гарнитуры Graphik Text, а в другом – Kazimir Text. Вроде бы мелочь, но именно из-за них тут же портится вся картина. Или, например, обратите внимание на разностилье подачи цифр на этих разворотах. Ну, и дать так «богато» обычный чарт-график – это либо безнадега, либо пафос.
Первое, что сразу бросается в глаза, – отсутствие логики в применении стилей заголовков публикаций первого плана. В одном случае на основе гарнитуры Graphik Text, а в другом – Kazimir Text. Вроде бы мелочь, но именно из-за них тут же портится вся картина. Или, например, обратите внимание на разностилье подачи цифр на этих разворотах. Ну, и дать так «богато» обычный чарт-график – это либо безнадега, либо пафос.

,

Читать презентацию редизайна «РБК» и впрямь забавно. Хотя бы потому, что и газета не из Пупышево, и к работе привлекли «тяжелую артиллерию». Вот, например: «Монотонные блоки текста сложно воспринимать. Часто информацию проще подать в виде цифр и графиков, а яркая цитата может убедить читателя прочесть материал целиком. Так появилась гибкая система элементов, которыми можно разнообразить верстку, сделать ее красивее и удобнее для восприятия». Ну, это настолько очевидно, что тут сложно прокомментировать без сарказма.

,

Фоторепортаж в новой модели выглядит зияюще дыроватым и раскиданным. Впрочем, вероятно, это просто моя вкусовщина.
Фоторепортаж в новой модели выглядит зияюще дыроватым и раскиданным. Впрочем, вероятно, это просто моя вкусовщина.

,

В целом попытку редизайна «РБК» я бы все равно назвал успешной. Во-первых, сложно сделать хуже, чем было. А во-вторых, у газеты и правда появилась довольно понятная и контрастная система композиционных стилей (подачи публикаций на полосах). 

,

Просто картинка, показывающая объемы текстов. На этом развороте А3 от силы три тысячи знаков.
Просто картинка, показывающая объемы текстов. На этом развороте А3 от силы три тысячи знаков.

,

На этом заканчиваю спонтанный текст, в котором, увы, я так и не смог увязать коня и трепетную лань из-за противоречивых чувств, вызванных удачно-неудачным редизайном.

,

Иллюстрации: shutterstock.com; rbc.vishvish.design