«Проклятие журфака»: правда или вымысел?

,

Список претензий к журналистскому образованию не меняется уже много лет. Студенты, да и выпускники, «не умеют»: писать заметки, разговаривать по телефону, придумывать заголовки, находить информационный повод, выбирать тему, неграмотны. А также ленивы, не любопытны и амбициозны. Да, еще с завышенными претензиями по части заработной платы. О «проклятии журфака» говорят отставные журналисты Ленты. ру. Не пропускает возможности сказать о «ненужности» журфаков и легенда российской журналистики В. В. Познер, даже выступая перед студентами профильных факультетов. Критика журфаков в устах их выпускников нередко страдает однозначностью, что отчасти свидетельствует об их пренебрежении профессиональными правилами. Тем не менее высокомерно игнорировать мнения критиков — значит консервировать очевидные и не вполне явные изъяны в подготовке.

За 80 лет журналистского образования в России накопилось немало проблем. Прежде чем квалифицированно рассматривать их, стоит тщательнее разобраться с другим: для чего и кому нужна журналистика? В профессиональном сообществе нет согласия по поводу социальной миссии журналистики. Ее декларируют только на профильных факультетах. Но и там преподают разные журналистики: «объективную», «коммерческую», «корпоративную», «гражданскую», «социального участия», «рекреативную», «трэвел-журналистику», «государственную», «ресторанную» etc., список стремится к бесконечности. но и общества. Надо бы найти общую точку зрения на журналистику и ее функции. Сервисная служба по распространению информации? Пять процентов авторской журналистики — это ее будущее? А все остальное роботы? Но без полевой журналистики Евгения Поддубного в Сирии, без Елены Костюченко и ее интервью с раненым бурятом, подбитым танкистом в ДНР, без колонки Юрия Роста в «Новой газете» все технологические новации блекнут.

,

Без жизненного опыта рассчитывать на достаточное освоение профессии журналиста по меньшей мере наивно

,

Сохранение этой профессии — в ее социальности. И журналистское образование нужно для сохранения институциональности журналистики как профессии, как необходимой составляющей гражданского общества, точно так же как филологические факультеты нужны для сохранения языковой культуры, а исторические — для сохранения прошлого.

Принципиальная проблема обучения журналистике: дать широкое образование и выработать практические умения. Без жизненного опыта рассчитывать на достаточное освоение профессии журналиста по меньшей мере наивно. Факультет нередко дает не то, что требует отрасль, а то, что знает штатно работающий преподаватель.

Постоянное сотрудничество со СМИ — банальное, но, увы, необходимое условие поддерживать на соответствующем уровне профессиональную форму. В эпоху все усиливающейся политической, экономической, собственнической цензуры тем более необходимо, чтобы студент понимал, в каких условиях сегодня работают средства массовой информации. Не задерживался на уровне подросткового максимализма в оценке окружающей действительности, а осознавал возможности данного СМИ «здесь и сейчас», в рамках сложившегося соотношения сил и, следовательно, находил оптимальные способы реализации сути профессии. 

,

Иллюстрация: shutterstock.com