Обучение на факультете журналистики меняется каждый год. Должно меняться. Просто обязано. Отчего? А вот назовите какую-нибудь другую профессию, роль и место которой в обществе столь стремительно менялось, эволюционировало, как роль медиа в современной России. За последние десять, двадцать, тридцать лет?
Мы стремительно преодолели и этап «фабрики смыслов», и «фабрики грез». Перешли от «вынесения на обсуждение» важных, злободневных тем к «расставлению акцентов» и «выделению приоритетов». Отошли от монолога к диалогу и адаптировались к полиологу…
Если говорить о журналистском образовании (мы, к слову, провели набор текущего года по новым стандартам ФГОС ВО 3++) — это штука безумно интересная и безумно сложная. Ведь, набирая первый курс, скажем, в текущем, 2019-м, мы должны хотя бы в общих чертах представлять, что будет представлять из себя наша индустрия в 2023-м; как изменится медиаландшафт России и мира, какие навыки и знания будут требоваться от журналистов будущего?
Что такое «журналистика цифры»? С моей точки зрения, это эпоха нового медийного мышления в условиях новой цифровой реальности. Когда для читателя то, что видится ему на мониторе или экране, «реальнее» того, что происходит на самом деле.
Помните эпизод, с которого начинается фильм «Социальная сеть»? Главный герой Марк Цукерберг (эту роль исполняет Джесси Айзенберг) беседует с подругой за столиком в кафе, отвечая на ее вопросы… невпопад, как бы «переходя» из одной «ветки дискуссии» в социальной сети в другую.
,
,
На смену «клиповому мышлению» новые, цифровые медиа настроили и журналистов, и потребителей на мышление «сетевое», «цифровое».
Еще год назад в августовском номере «Уже не новые медиа» ЖУРНАЛИСТ рассказал, в частности, о новом алгоритме чтения газет: не «слева сверху направо вниз», не с первой полосы до последней («от корки до корки»), а выбор по темам, по ключевым словам, по хештегам. А ведь «спрос рождает предложение», и журналист должен уметь «упаковать» свой текст в правильную, понятную для потребителя «упаковку».
И все же вузовское, университетское образование — это не просто «школа мастерства», но и основательная база. Позволяющая не только заучивать, но и импровизировать, творчески развивая полученные знания и навыки.
Ну а главное, что должна делать школа (в том числе — высшая школа), это — учить учиться!
Без этой науки и в цифровой, и в любой другой эпохе туго придется.
,