Как адаптировать контент для разных цифровых платформ

Очередной герой нашего разбора — сайт издания «Новоторжский вестник» — послужил темой для важного разговора об адаптации контента для разных цифровых платформ. ЖУРНАЛИСТ рассмотрел типичную повестку газеты и, не заглядывая в суровую реальность соцсетей издания, предлагает свои варианты избитых сюжетов для социальных медиа.

 

ПОЗДРАВЛЕНИЯ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ГОРОЖАН

Типичная заметка на сайте издания о том, как сотрудники исправительной колонии №4 вместе с председателем совета ветеранов поздравили труженицу тыла с 88-летием. К заметке прилагается фото трех женщин на фоне ковра с цветами. За сухими датами кроется длинный трудовой путь героини — от разгрузки вагонов в суровой юности до работника колонии, всего 44 года ответственного труда. Даже для газетной заметки читателю явно не хватило информации: кем же работала Мария Ивановна в исправительной колонии 36 лет, когда она ушла на пенсию и как ей живется теперь, да и что она сама думает о своих трудовых подвигах. Из заголовка мы знаем, что Мария Овчинникова — труженица тыла, но именно о военном периоде в заметке ничего не сказано.

Представьте себе начинающего журналиста, по совместительству SMM-щика этой скромной редакции, которому нужно адаптировать такой контент для относительно молодежной аудитории издания. Для начала он, конечно, схватится за голову, потому что на выбор три варианта — не ставить в соцсети совсем, поставить просто ссылку, попытаться адаптировать. В первом случае не будет новой аудитории, но и не уйдет существующая. Во втором случае шансы на охваты минимальные, а кто-то может и отписаться. Впрочем, можно оптимистично предположить, что репост сделает паблик городской администрации и кто-то из родственников Марии Ивановны (из заметки не ясно, сколько у женщины внуков и детей). В третьем случае SMM-щику придется попотеть, но, возможно, результат приятно удивит.

•   ВИДЕОИСТОРИЯ

Начинающий журналист откладывает несрочные де ла, берет мобильный те лефон и идет на встречу с Марией Ивановной вместе с ее поздравителями. После того как сказаныдежурные слова и сделано фото на фоне ковра, корреспондент просит труженицу тыла рассказать ему, каково это работать в тылу, если ты молодая женщина, которая окончила только 7 классов школы и занималась разгрузкой вагонов и расчисткой железнодорожных путей. Возможно, Мария Ивановна даже достанет фотоальбом и полистает его на камеру. По ходу рассказа добавит в него героев — родственников, коллег, друзей.

Из сырого материала корреспондент прямо на телефоне монтирует версию буквально на несколько минут, оставляя самое эмоциональное и необычное, добавляет субтитры для тех, кто не включает звук. Публикует.

После публикации видео юный журналист уговаривает другие группы Торжка в социальных сетях разместить интересное видео, просит подписчиков поделиться своими историями о бабушках и дедушках, а может, даже предлагает прийти к Марии Ивановне в гости не только на день рождения, а иногда позванивать ей и спрашивать, не надо ли чем помочь.

•   ИНТЕРАКТИВ С ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИМ КОНТЕНТОМ

Одна история — это хорошо, а собрать летопись о ветеранах Торжка — уже интересная задача. Для этого не обязательно ходить ко всем в гости, достаточно запустить конкурс на лучшую историю о ветеранах в своей семье.

•   СПЕЦПРОЕКТ

Через какое-то время накопленные истории могут стать отдельным спецпроектом на сайте, а оттуда перекочевать в газету и стать основой спецвыпуска к 75-летию Победы. И не надо голову ломать, все уже готово.

 

ИНСТРУКЦИИ И СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

В редакцию поступила разнарядка — напомнить жителям города о штрафах за курение. На сайт помещается скупая заметка с цитатой федерального закона от 2013 года, а также выдержка из свежего Кодекса об административных правонарушениях с размером штрафа. Задача выполнена, но каков эффект? Очевидно, курильщики все знают и о штрафах, и о местах, где курить не положено по закону. Но если поступила разнарядка напомнить, значит, ни штрафы, ни запреты на горожан не действуют. Есть проблема, о которой можно поговорить, и есть необходимость воспитать новые социальные привычки. Насколько сложно или легко организовать это через социальные сети?

•   КАРТОЧКИ / КОМИКСЫ

Визуальная пропаганда работает лучше текстов законов. Вспомните хотя бы традиции советских плакатов. Сегодня убедить людей задуматься о своем поведении можно наглядной статистикой — сколько пожаров за последний год случилось в городе по вине курильщиков в неположенных местах, сколько заболевших онкологическими заболеваниями по отношению к количеству курильщиков и другими убедительными цифрами.

Помимо статистики могут сработать и ироничные комиксы на тему курящих за углом школы учеников, не дотерпевших до своей квартиры мужчин с сигаретой в лифте. Для комикса нужен хороший рисовальщик, но можно воспользоваться и готовыми шаблонами для отрисовки мемов, а еще лучше предложить подписчикам включиться в соревнование на лучшую картинку. Например, предложите исходную картинку с незаполненными диалогами.

•   ИНСТРУКЦИИ / ЦИФРА ДНЯ

Одна картинка — один факт. Сделайте 7 картинок (именно столько запрещенных мест перечислено в законе) про каждое место, изобразив его с помощью клипарта. Отдельно выделите визуально картинку о детских площадках, ведь там штраф в два раза больше.

Поместите на картинку простую цифру: сколько детей в среднем страдает от одного курящего родителя на одной детской площадке.

Еще вариант — карточки-перевертыши. Попросите подписчиков угадать, каков размер штрафа за каждый случай нарушения. Проведите простой опрос на знание штрафов среди ваших курящих подписчиков.

•   ИСТОРИИ НА ОСНОВЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО КОНТЕНТА

Попросите подписчиков в течение недели кидать в редакционный мессенджер фото и видео случаев, когда они видели курящих в неположенных местах, или рассказывать о ситуациях, в которых их взбесили курильщики неподалеку. В конечном счете вы получите статистику, как часто люди сталкиваются с неудобством от назойливых курильщиков и как люди в целом к ним относятся в разных случаях.

 

ЗАСЕДАНИЕ ПРОШЛО

Пожалуй, самый используемый контент в традиционных газетах и самый плохо адаптируемый к социальной сети — это информация о прошедших заседаниях. В газете пока еще уместно сообщать о том, что произошло вчера, но уже на сайте первое предложение лида, которое начинается с «Вчера состоялось заседание Общественного комитета…», смотрится неприлично. Но мы же должны о нем сообщить, ответит мне редакция. Допустим, но что вам мешает сообщать о нем более оперативно и предлагать аудитории пользу по итогам проведения любого совещания? Что в принципе может быть интересного в собрании официальных представителей чего-либо — новые данные (о прошлом или будущем), новые мнения о старых проблемах, неожиданные обстоятельства действия (например, чиновник употребил не совсем литературный язык и теперь стал достоянием сетевой общественности).

В разбираемой заметке вполне есть потенциал к развитию. Во-первых, тема туризма для любого региона и города — это клондайк для журналиста. Как нам обустроить город так, чтобы он был привлекательным, или что нам исправить для того, чтобы туристов было еще больше. Во-вторых, журналист сказал о том, что в городе начали разрабатывать новую программу, но на самом интересном месте заметка заканчивается. Из текста ясно, что на совещании все-таки высказывались новые (!) идеи по поводу туристического развития и что частично они были связаны с золотошвейным производством и Борисоглебским монастырем.

Для социальных сетей в этом случае точно есть идеи интересного контента.

•   ВИДЕОНАРЕЗКА ЦИТАТ СОВЕЩАНИЯ

Конечно, это зависит от степени открытости самого совещания и его участников. Но если есть возможность хоть что-то зафиксировать, это нужно сделать. Можно было бы предложить и прямую трансляцию, но если (судя по фото) на совещании не показывали интересные презентации, 3D-модели городских пространств и другие визуально интересные вещи, то такую трансляцию смотреть точно не будут.

•   ОБСУЖДЕНИЕ В РЕДАКЦИИ (ВИДЕО ИЛИ АУДИО)

Да, журналист принес какие-то крохи фактов с совещания, но его коллеги, тоже, в общем, простые горожане, могут высказываться на тему предложенных идей, опираясь на собственный опыт работы с подобными фактами. Старожилы расскажут о том, что про планы развития монастыря говорят уже 57 лет, молодые корреспонденты поделятся историями о том, как приезжали в гости их друзья из других регионов и им не хватило креативных пространств, специалисты по городскому строительству включатся в дискуссию о том, как испортились городские доминанты после появления новостроек. Бинго — ждите комментарии подписчиков со своим мнением.

•   ОПРОС

Мало спросить, что, по мнению горожан, является туристической гордостью Торжка. Обычно это очевидные памятники, которые скучно обсуждать. Объявите конкурс на лучшую идею городского развития для привлечения туристов, предложите фотографии альтернативных видов Торжка, за которые проголосуют ваши подписчики, устройте эксперимент и опросите туристов в монастыре и на золотошвейной фабрике, а понравилось ли им вообще то, что предлагает город к осмотру

 

АНОНСЫ МЕРОПРИЯТИЙ, ПЛАНОВЫХ РАБОТ

Весна, Тверская область готовится к паводкам, которые, очевидно, заденут и Торжок. Редакция добросовестно оповещает читателей о телефонах, по которым можно сообщить о трудностях на дорогах в связи с разливом рек и водоемов, а также успокаивает тем, что 800 человек могут быть спасены в 9 пунктах временной эвакуации.

•   КАРТА

Любые природные явления и ремонтные работы — это карта местности. Самая работающая интерактивная техника для пользователей интернета — это не просьба звонить по телефону, а просьба отметить на карте, встроенной в сайт или аккаунт соцсети, труднопроходимый участок.

•   КАРТОЧКИ / ИНСТРУКЦИИ

Логика этого формата вам уже ясна — сделать что-то полезное. Люди, которые окажутся на линии разлива рек, нуждаются в простых алгоритмах, что делать и куда бежать. Очевидно, они к этому всегда готовы и у них тоже есть советы и рекомендации, которыми они могут поделиться с подписчиками.

•   ГРАФИЧЕСКАЯ АНАЛИТИКА

Паводки — это регулярное явление, а значит, есть карты паводков прошлых лет, схемы эвакуации, прогноз по затопленным территориям. Это уже более сложный тип контента, но динамика всегда наглядна и захватывает внимание аудитории. Польза от такого контента проста — люди окажутся готовыми к развитию любого сценария и за свежей информацией придут именно к вам.

 

ГЕРОИ НАШЕГО ГОРОДКА

«Новоторжский вестник» пестрит историями о ветеранах, учителях, работниках исправительной колонии, талантливых детях. Все эти истории замечательно адаптируются к социальным сетям.

На примере заметки об оперуполномоченном рассмотрим, как разворачиваются подобные истории. В судьбе любого человека есть традиционные важные вехи — учеба, наставники в профессии, неожиданные повороты судьбы, воспитание отдельных личных и профессиональных качеств, интересный опыт, карьерный рост, передача опыта следующему поколению. В каждой вехе кроется отдельная история.

•   ВИДЕОИНТЕРВЬЮ / ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ГЕРОЯ

Мало читать, что человек говорит о том, как он работает, важно это видеть. Не каждый профессионал может хорошо рассказать о том, чем он занимается. Зато хороший журналист может это зафиксировать и подчеркнуть. Видеозарисовка о рабочем дне с вкраплениями интервью — вариант отработки такого контента.

•   ФОТОГАЛЕРЕЯ

Для читателей, которые предпочитают статичный визуал, хорошо подойдет подборка фотографий героя в профессиональных обстоятельствах. Конечно, трудно себе представить, что в буднях оперуполномоченного могут быть неожиданные визуальные ряды, но почему бы не попытаться.

Социальные сети — это не только профессиональный контент журналиста. Попросите вашего героя отснять, на его взгляд, самые важные моменты в его работе. Пусть это будет похоже на ленту в Instagram, зато вызовет живые эмоции, ведь суровый дядька тоже может фотографировать котлеты в своей столовой или кота, который забрался на рабочий стол.

•   СПЕЦПРОЕКТ

Собранные истории разных представителей одной профессии или примечательных именно для этого города профессиях лягут в основу хорошего архива фото- и видеоматериалов, к которым редакция может возвращаться в памятные и праздничные даты.

 

 

,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЖУРНАЛИСТА:

На примере «Новоторжского вестника» мы хотели еще раз показать, что любой, даже самый «скучный» газетный контент на сайте и в социальных сетях может заиграть другими красками, если подумать о людях, которые сидят по ту сторону экрана. Они вряд ли нуждаются в цитатах из законов, но им нужны пояснения, почему лучше этих законов придерживаться. Их мало волнуют чужие совещания, у них и своих полно, но если в результате какого-то собрания их жизнь может измениться, то им это интересно, особенно в картинках. Фактов и сложных аргументов людям обычно хватает в их профессиональной деятельности, а вот получить эмоциональную отдушину и пообщаться хочется именно в социальных сетях. Пример чужого героизма и трудового подвига может оказаться для кого-то заразительным, ведь чтобы стать героем, не нужно быть сверхчеловеком, нужно всего лишь честно делать свою работу и не растеряться в сложной ситуации. Вот о  таких простых вещах и  можно говорить с  особым редакционным теплом в социальных аккаунтах издания.

,

Иллюстрация: shutterstock.com