10 советов, как приготовить публикацию к знаменательному событию

Журналисты вечно находятся в поисках тем. Старая пословица, что репортера кормят ноги, не изменилась за века и не изменится еще лет сто точно. Однако частенько журналист лишь разводит руками, когда редактор спрашивает его о заявках в план: ничего, мол, не происходит в настоящем… 

Ну а в прошлом?

Источник замечательных тем гораздо ближе, чем можно себе представить. Просто нужно взять на вооружение несколько простых правил.

 

Знай историю своей страны

Первый и самый полезный совет. Каждый день имеет какую-нибудь дату в нашей чрезвычайно богатой (и как часто шутят — непредсказуемой) истории, а, следовательно, — повод для материала. Или хотя бы намек на то, где поискать вдохновения. Лучший источник тем — календарь. Все врут календари? Да ничего подобного! Недаром в журналистике так ценятся сборники памятных дат от информационных агентств, где на каждый день расписано по нескольку десятков знаменательных событий. Это просто мечта журналиста (или любителя отпраздновать чего-либо — хотя порой эти ипостаси совпадают).

 

Знай историю своего издания

Ничто не ново под луной. Все давно уже написано и не один раз. Причем — именно твоими коллегами-предшественниками. Проблема в том, что журналисты знают плохо не только историю своей страны, но и своего издания. А ведь часто это знание очень сильно помогает в поисках тем даже во времена самого лихого бестемья (трудно представить, но подобные ситуации бывали раньше — до коронавируса).

Хорошим примером отработки памятной даты, связанной с родным изданием, является, конечно, юбилей «Комсомолки» — на 90-летие мы выпустили спецвыпуск уже редкого формата А2, а на 95-летие — оригинальный сборник репринтов такого же формата.

Но дни рождения «КП» — это скорее история страны, с которой издание непосредственно связано. Что же касается историй чисто «комсомольских», то здесь можно упомянуть хорошо разыгранный 40-летний юбилей высокоширотной экспедиции «Комсомольской правды». Именно наша газета стала соорганизатором легендарного похода группы Дмитрия Шпаро, которая первой в мире дошла до Северного полюса на лыжах. 

Спустя сорок лет «КП» вновь собрала участников и соучастников этого похода, и, конечно, написала об этом. 

 

Нет — надо заводить архивы!

Чтобы там ни говорил гений и лауреат Нобелевской премии Борис Пастернак (который, кстати, тоже печатался в «Комсомолке») по поводу халатного хранения рукописей, но заводить архивы в СМИ надо! А уж у любого уважающего журналиста просто обязана быть подборка в электронном или аналоговом виде по темам, за которые он отвечает. Причем в архиве должна быть лёгкая навигация — ибо если у тебя это есть, но ты не можешь это найти в течение десяти минут — считай, что у тебя этого нет (как минимум нужно архив структурировать и дать понятные для поисковика названия подборкам и отдельным материалам).

Архив можно вести очень просто. Случилось яркое событие — отметь в календаре, собирай все, что пишет твое издание и другие. 

Если дело сдвинется вскоре — легко будет восстановить факты, персоналии и предысторию. В противном случае — спустя полгода-год можно вернуться к этому событию и узнать — что сделано, как далеко зашло расследование или почему оно затухло (и тогда «публикация к дате» способна раздуть эту дышащую на ладан искру скандала… или доброго дела).

 

Все, что написано, сказано, снято…

Мало знать, как освещало памятное событие твое издание, неплохо поинтересоваться, как это делали конкуренты. Во-первых, чтобы не повторяться. Во-вторых, чтобы развить какой-то момент, который не докрутили заклятые друзья. А это бывает очень часто. Вы даже не представляете, сколько неограненных алмазов валяются без присмотра на чужих информационных полях. 

 

Старайся сказать что-то новое

Любое, даже самое великое и тысячи раз описанное событие, имеет второй план, третий, четвёртый… И не стоит останавливаться на стандартном описании украшенной цветами головы свадебной лошади, забывая про ее взмыленную холку. Опять же к 75-летнему юбилею Победы и 95-летнему юбилею «Комсомолки» мы готовили несколько исторических материалов. В них вошел не очень известный эпизод работы редакции «КП» зимой 1942 года, когда шла битва за Москву, а огромную «Комсомольскую правду» выпускали всего четырнадцать человек. Редактор того времени Борис Бурков вспоминал: «Все мы ночевали в редакции. Стекла многих окон нашего этажа были разбиты при бомбежке, часть забита фанерой, часть закрыта бархатными темно-зелеными портьерами мирного времени. Помещение не топили. На подоконниках лежал лед… В угловой комнате, где спал Семен Нариньяни, лед был и на его подушке, приморозив однажды не столь пышные кудри фельетониста…»

Неизвестный эпизод с примерзшими волосами дает представление о подвиге журналистов гораздо более яркое, чем широко известные официальные реляции. 

 

Любая дата выигрышнее смотрится через историю человека

Можно сколь угодно долго говорить общие фразы о подвиге народа в Великую Отечественную и о том, как героически работали на ней журналисты. Но история может только тогда взять за душу, если она дана через жизнь человека. 

Готовя книгу о работе газет в Великую Отечественную, нельзя было пройти мимо истории любви двух журналистов «Комсомолки»: Лилии Каро-Стояновой и Александра Слепнянова. 

Военкор Слепнянов, бывший завотделом комсомольской жизни «КП», ушел на войну несмотря на то, что был комиссован по здоровью. В июле 1942-го, выходя из окружения, пропал без вести… Его жена Лилия осенью того же года уговорила отправить ее спецкором в партизанский отряд — мстить за мужа.

Поздней ночью 15 марта 1943 года редакция получила радиограмму из партизанского соединения: «В жестоком бою с немцами… геройски погибла верная дочь народа, наш боевой товарищ Лилия Кара-Стоянова».

Погибла она как настоящий воин — с оружием в руках. Было ей всего 25. Посмертно Лилия была награждена орденом Отечественной войны II степени. 

Странно, что эта история еще не экранизирована — вот сюжет, который не надо выдумывать. 

 

Готовь сани летом. К дате готовься заранее

Классическая ситуация — завтра 22 июня, надо что-то сделать. Слишком напоминает ситуацию 1941 года.

Когда я был зелененьким стажером в воронежской газете, мой глубокоуважаемый редактор позвонил с утра и заявил — завтра, мол, День гражданской авиации, надо бы сегодня сгонять в аэропорт и договориться с «ихним» начальством что-то сделать…

Начальство уперлось, и тема потонула в ворохе согласований. Я думал, что это проявление моего непрофессионализма. Сейчас понимаю — это был непрофессионализм редактора. Ибо героические поступки одних всегда следствие халатности других. 

Ничто не мешало моему тогдашнему начальнику заглянуть в календарь хотя бы неделю назад. День гражданской авиации — не секретный праздник. О нем было известно за год как минимум. 

Так же и с любой датой. Чем раньше займешься ей, тем лучше будет результат. Военные готовятся к параду за полгода. Потому и печатают шаг по брусчатке так качественно. Если бы генералы вспомнили о параде накануне, то страшно представить, что творилось бы на Красной площади.  

Отсюда на первое место выходит такой важный момент, как составление плана материалов на год, сезон, месяц, неделю. В «Комсомолке» это называется просто: «гвозди» — по плану!

 

Не пренебрегай «негромкими» датами

Порой именно незначительные, простые даты и являются самыми выигрышными. Неинтересных дат не бывает. И чем меньше о событии написано, тем больше шансов раскопать что-то новое. 

В свое время легендарный научный обозреватель «КП» Ярослав Голованов, отталкиваясь от дней рождений физиков, химиков, математиков, составил серию публикаций «Этюды об ученых». Что впоследствии превратилось в замечательную книгу. А всего-то нужно было — заметить день рождения Декарта…

 

История не события, а первого материала о событии

Такая технология тоже идет на ура. За кулисами материала остается много чего интересного, что в сам материал не входит — по месту, этическим мотивам, личным причинам… Но впоследствии это закулисье приобретает историческую ценность. 

Классическим примером здесь является первое интервью Владимир Путина «Комсомолке» в 1999 году еще в ранге секретаря Совета безопасности. Спустя 20 лет мы перепечатали его, а обозреватель Александр Гамов добавил колонку о том, что осталось за рамками. Очень интересно. Просто нужно было вовремя вспомнить и о юбилее материала, и о том, что осталось в блокноте.

 

Принцип эха

Порой можно ничего не выдумывать к дате, а просто повторить первую публикацию событии, которая уже перешла в разряд классики. Потому что это уже не журналистика, а литература.

Так было несколько раз с публикациями Василия Михайловича Пескова — к юбилею мэтра мы перепечатывали самую первую его заметку, а к юбилею открытия «Таежного тупика» — первую публикацию Пескова об этом феномене. 

Можно пойти еще дальше — и к знаменательной дате выпустить посвященный ей полный репринт газеты. Так было с полосами о полете в космос Юрия Гагарина, о начале Великой Отечественной и победе в ней — здесь маневр очень широкий.  

А к 95-летию «Комсомольской правды» мы в очередной раз дали подборку лучших произведений и полос за все эти годы. Это уже традиция, которой мы не изменим и на вековой юбилей «КП».

,

ПОРОЙ ИМЕННО НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ ЯВЛЯЮТСЯ САМЫМИ ВЫИГРЫШНЫМИ. ЧЕМ МЕНЬШЕ О СОБЫТИИ НАПИСАНО, ТЕМ БОЛЬШЕ ШАНСОВ РАСКОПАТЬ ЧТО‑ТО НОВОЕ

,

,

Фото: shutterstock.com; из архива газеты «Комсомольская правда»