Школа дизайна: зачем редактору быть дизайнером

Хороший редактор в газете — это замечательно. Но наличие в редакции этого прекрасного человека — совсем не гарантия того, что на выходе читатель увидит итог, который мы сегодня, скрестив пальцы в карманах, называем журналистикой.

Дорогие мои редакторы, так не бывает, что буковки отдельно и картинки отдельно. Газета — это не только тексты. Это еще и те самые картинки, выбор которых вы по большей части от лени отдаете на откуп вашим не менее ленивым дизайнерам. Именно на этом этапе, когда вы отдали наверняка хорошие и нужные тексты на верстку, их хорошесть и нужность летят в бездну бегло пролистанных страниц.

Есть у авторов и редакторов этакий хронический «синдром корреспондента». Заключается он в следующем убеждении: тексты сдал — значит, номер сдан. Проблемы большинства редакций вытекают именно из-за этого недуга.

Скажу очевиднейшее: оформление текстов должно обязательно подвергаться редактированию. Не может ни один талантливейший дизайнер оформить публикацию без редактирования.

1.   Во-первых, необходимо определить площадь иллюстрации так, чтобы она была адекватна площади текста. Грубо говоря, не может полосный материал сопровождаться снимком с почтовую марку. И это решение, как правило, всегда сопровождается необходимостью редактирования текста — сокращения или добавления. А значит, в оформление публикаций должны включаться авторы, ответсек либо редактор.

2.   Во-вторых, при наличии выбора иллюстраций в дизайнере должен включиться свой внутренний редактор — не поддаться на самую «клевую фоточку», а выбрать как раз ту иллюстрацию, которая лучше всего докажет текст. Не покажет тему, не просто привлечет внимание, а именно докажет. Ну, скажем, что может доказать снимок заседания администрации? Только то, что лакированные чиновники собрались в удобном зале с красивыми креслами. Но они же собираются не для того, чтобы рассказать друг другу новые анекдоты. Там обсуждаются, скорее всего, важные проблемы, касающиеся жизни ваших читателей. И доказывать необходимо наличие этих вопросов либо факт их решения. И вовсе не обязательно это должен быть снимок. Вероятно, ваши буковки лучше всего докажет инфографика. И тут опять же эффективнейшей помощью будет участие автора или редактора, которые максимально «погружены» в тему.

3.   В-третьих, если дело касается объемных текстов, необходимо подготовить дизайнеру второстепенные «точки входа», которые: а) помогут остаться читателю в чтении материала; б) дадут ему дополнительную информацию по теме; в) подчеркнут ключевые тезисы публикации. Цитаты, комментарии, тематические и справочные сайд-бары, цифры… Вариантов много. И все они — опять продукт авторов и редакторов.

Давайте разберем пример редактирования оформления на основе реальной публикации.

ЧТО БЫВАЕТ, КОГДА УВЛЕЧЕННЫЙ (ГОНОРАРОМ ИЛИ ТЕМОЙ) АВТОР СДАЕТ НА ВЕРСТКУ свой гениальный продукт? Да. Именно это — «узнаю брата Колю» для многих редакций, украшающих свои газеты подобными опусами. Бескрайнее серое одеяло мелких буковок. Если у читателя безграничный ресурс свободного времени (он уже пять раз покурил, выпил три кружки чая, посмотрел два фильма и не знает, чем себя еще занять), то, вполне вероятно, он как минимум «погрузится» в эту пучину без гарантии дочитывания. Все остальные «трусливо» перелистнут страницу.

ПЕРВОЕ, ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ, — ОТРЕДАКТИРОВАТЬ ТЕКСТ для удобного и эффективного его прочтения читателем. Иллюстрация должна быть пропорциональна тексту, значит, мы его подвергаем редактированию — сокращаем. Ни в коем случае не отдавайте сокращать буковки автору материала. Текст — его «ребенок». И резать этого «ребенка» по частям — чистый мазохизм для авторов. Либо закатит сцену, либо растянет сокращение на несколько мхатовских пауз. Быстрее, циничнее и точно эффективнее сократит либо редактор, либо другой корреспондент. Есть прекрасный лайфхак — если новостной текст построен четко по «перевернутой пирамиде», то он легко и безболезненно режется целыми кусками с конца.

СОКРАТИЛИ? ВЫБИРАЕМ И СТАВИМ ИЛЛЮСТРАЦИЮ. В примере — текст про участившиеся случаи потери денег в пользу мошенников, которые промышляют посредством телефонных звонков и афер в интернете. Типичнейший пример д ля подавляющего количества редакций. И скажите положа руку на сердце — не так ли выглядела ваша публикация? Ведь что делает дизайнер, которому лень читать текст? Разумеется, открывает в интернете поисковик и вбивает в строке поиска «телефонные мошенники». В сухом остатке — на полосах нелепые, никчемные и пустые подобные снимки.

Многие включают в себе волшебника фотошопа — часами корпят над фотоколлажами. Совершенно бесполезными в журналистике, потому что они даже «на копейку» не могут доказать текст. Это —пример того, как иллюстрирует подобную тему «Российская газета».

Другая вариация — дать снимок «в тему», как это сделало издание РБК. Что называется, «а давайте натянем эту надоевшую сову на ежа».

А ВОТ ПРИМЕР ЖУРНАЛИСТСКОГО «ЗЕРНА». Полупостановочный, но документальный снимок реальной жертвы. Не каждый может уговорить человека, оставшегося в дураках, еще и показать себя людям в этой роли. Но… Давайте посмотрим в корень. Что доказывает эта фотография? Только наличие реальной жертвы. То есть по большому счету к данной теме такой снимок—это иллюстрация второго плана. Не более того. Однако этоуже прогресс в оформлении от РИА «Воронеж».

НЕВЕРОЯТНАЯ УДАЧА НОВГОРОДЦЕВ — тема мошенничества показана снимком реального человека, задержанного по подозрению в совершении подобного преступления. Документальный снимок — супер. Фото, которое читателю показывает «портрет» людей на том конце «развода». Но все же это снимок второго плана.

ТАК ВСЕ ЖЕ К ЧЕМУ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ ОФОРМЛЕНИЕ ЭТОГО ТЕКСТА?

Это — реальный пример публикации крохотной районной газеты «Власть Советов» из Краснодарского края. Ни о чем не говорящий метафоричный заголовок сопровожден информативным подзаголовком. Важный нюанс, который мгновенно отметет у читателя любые сомнения — читать или не читать. Даже если читать не будет, то благодаря подзаголовку запомнит суть текста.

Разумеется, этот объемный текст был разбит на главки, которые поданы максимально функционально.

Ну, и «вишенка». Что может доказать участившиеся случаи мошенничества? Конечно, инфографика. В РОВД редакции данные не дали — не хотели «портить статистику». Но даже общероссийская статистика дает вполне адекватную для любого региона картину. Именно на такой основе редакция и сделала инфографику. Вернее, две. Главная — люди каких возрастов чаще всего становятся жертвами мошенников. Вторая — сколько денег в среднем люди разных возрастных категорий теряют в мошенничествах посредством телефонии и интернета.

,

Иллюстрация: shutterstock.com