«Курская правда». Опыт работы во время пандемии

Во время пандемии редакция «Курской правды» в полном составе научилась эффективно работать на удаленке, освоила выпуск детского приложения и запустила проект со Сбербанком и городским Управлением культуры. Люди выработали привычку активнее взаимодействовать с нашим контентом. Мы же, в свою очередь, стараемся соответствовать их запросам на позитивные темы.

 

ПРИНЦИП СВЕТОФОРА

В конце февраля, когда мы наблюдали, как разворачивается ситуация с COVID-19 в Китае, я взяла интервью у курянина Сергея Ревы, который до 2019 года жил в Поднебесной и от своих друзей, оставшихся там, получал все новости в режиме онлайн. Уже тогда нам стало очевидно, что вирус есть, он серьезный и это надолго. А когда в конце марта объявили о режиме самоизоляции, у нас было всего три дня на подготовку перехода.

Первое, что было сделано: специалисту по информационным технологиям было поручено решить техническую сторону вопроса — как будут взаимодействовать люди, верстая газету? Потому что речь шла именно об этом. На тот момент уже около полутора лет «Курская правда» работала как мультимедийная редакция.

Сайт, социальные сети — все это мы уже научились делать дистанционно, так как работа в электронных форматах не ограничивается рабочим временем, она ведется в круглосуточном режиме. А журналисты, которые выезжают на репортажи, выдают информацию с места событий.

Всем, кто работает с печатной версией, была установлена программа для дистанционного администрирования рабочего стола. Кроме того, нам пришлось решить технические проблемы наших сотрудников, у кого они возникли. Был создан чат в Telegram, куда вошли все сотрудники редакции, и, главное, написан регламент работы, чтобы каждый — от журналиста, верстальщика до главного редактора — понимал, что он должен делать, верстая выпуск, и как вносить коррективы в случае необходимости. Для этого в общем доступе дополнительно были созданы три папки: «Корректорская правка», «ПДФ для корректоров» и «ПДФ для редактора».

Во время пандемии редакция «Курской правды» в полном составе научилась эффективно работать на удаленке, освоила выпуск детского приложения и запустила проект со Сбербанком и городским Управлением культуры. Люди выработали привычку активнее взаимодействовать с нашим контентом. Мы же, в свою очередь, стараемся соответствовать их запросам на позитивные темы.

 

ПРИНЦИП СВЕТОФОРА

В конце февраля, когда мы наблюдали, как разворачивается ситуация с COVID-19 в Китае, я взяла интервью у курянина Сергея Ревы, который до 2019 года жил в Поднебесной и от своих друзей, оставшихся там, получал все новости в режиме онлайн. Уже тогда нам стало очевидно, что вирус есть, он серьезный и это надолго. А когда в конце марта объявили о режиме самоизоляции, у нас было всего три дня на подготовку перехода.

Первое, что было сделано: специалисту по информационным технологиям было поручено решить техническую сторону вопроса — как будут взаимодействовать люди, верстая газету? Потому что речь шла именно об этом. На тот момент уже около полутора лет «Курская правда» работала как мультимедийная редакция.

Сайт, социальные сети — все это мы уже научились делать дистанционно, так как работа в электронных форматах не ограничивается рабочим временем, она ведется в круглосуточном режиме. А журналисты, которые выезжают на репортажи, выдают информацию с места событий.

Всем, кто работает с печатной версией, была установлена программа для дистанционного администрирования рабочего стола. Кроме того, нам пришлось решить технические проблемы наших сотрудников, у кого они возникли. Был создан чат в Telegram, куда вошли все сотрудники редакции, и, главное, написан регламент работы, чтобы каждый — от журналиста, верстальщика до главного редактора — понимал, что он должен делать, верстая выпуск, и как вносить коррективы в случае необходимости. Для этого в общем доступе дополнительно были созданы три папки: «Корректорская правка», «ПДФ для корректоров» и «ПДФ для редактора».

Фактически то, что делали раньше на бумаге, теперь происходит следующим образом. Корректоры удаленно берут тексты из папки выпуска, вычитывают их и сохраняют в папку «Корректорская правка». После верстки тексты попадают в папку «ПДФ для корректоров», чтобы можно было посмотреть переносы, врезки, нюансы на полосе. В окончательном варианте для утверждения тексты попадают в папку «ПДФ для редактора». С этой папкой работает главный редактор.

Чтобы все понимали друг друга, за основу был взят принцип светофора:

•   зеленый цвет — добавили букву (исправили);

•   красный цвет — убрали букву или знак;

•   желтый цвет — перефразировали предложение.

Из плюсов. Мы сделали то, до чего раньше не доходили руки. Корректоров, которые работали исключительно на бумаге, перевели на электронный формат. У нас пропали больничные. И главное, в первую волну в нашем коллективе ни один человек не заболел коронавирусом.

О минусах. Хотя в первом полугодии финансово мы не потеряли, на удаленке стало сложнее работать с рекламодателями — были те, кто вообще закрылся.

Сейчас из-за обострения ситуации мы снова вернулись к удаленной работе.

 

НА КУРСКОМ МАТЕРИАЛЕ

Анализ девяти месяцев работы, в сравнении с ана лог и чным периодом 2019 года, показал падение доходов в этом году всего на 2,7%. Может, потому, что у газеты с рекламодателями годами налаженные отношения. Нашими клиентами являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, администрации районов, комитеты области, банки, кадастровые службы, индивидуальные предприниматели и т. д.

Основной доход от рекламы приносит печатная версия (более 92%), остальное — поступления от размещения на сайте и в соцсетях. Кроме того, коммерческая служба разрабатывает и воплощает в жизнь специальные проекты: глянцевые выпуски к областным мероприятиям, коммерческие проекты в газете, на сайте, в соцсетях. Однако рекламодатели все чаще интересуются электронными площадками, посещаемостью сайта.

За время пандемии мы освоили выпуск детского приложения, которое принесло доход редакции, на его основе была выпущена детская книжка. Прообразом создания детских страниц стали наши личные детские впечатления от журналов «Веселые картинки» и «Мурзилка». Понимая, что дети тоже сидят на самоизоляции, а родителям, бабушкам и дедушкам надо их занять, мы осуществили такой проект. И это были не просто перепечатки: над выпуском работал наш дизайнер, авторы писали стихи и придумывали загадки и творческие задания, детские психологи разработали тесты. Все это было сделано на курском материале. Для игры и раскрасок мы использовали изображения узнаваемых мест региона.

 

ПОДПИСНАЯ МОДЕЛЬ

Газета «Курская правда» распространяется в городе Курске и во всех района х Ку рской об лас т и. При э том примерно 90% от общего тиража составляет подписка. 10% розницы реализуем через отделения связи, киоски «Сегодня пресс» и ИП. К сожалению, киосковая сеть «Роспечать» на сегодняшний день разрушена, и читатель не всегда имеет возможности покупать свежую прессу в шаговой доступности, поэтому подписка в нашем случае эффективнее.

Большая часть подписного тиража (80%) — это почтовая подписка. С «Почтой России» работаем в тесном тандеме. В любой момент мы имеем возможность получить оперативные данные по подписке в разрезе почтамтов. Порядка 20% составляет редакционная подписка. Подписчиками являются организации и предприятия города Курска. Доставка осуществляется силами редакции.

Доля подписки на pdf-версию невелика, в основном она востребована деловыми людьми, которым необходима оперативная информация по опубликованным документам.

В этом году совместно со Сбербанком и Управлением культуры города Курска мы осуществили проект «Доступное чтение»: с помощью QR-кода любой читатель может подписаться в библиотеке через приложение Сбербанка на наше издание по цене почти в два раза дешевле почтовой.

 

СТАЖЕРЫ И ИСТОРИЯ

Многие проекты в этом году пришлось свернуть, но появились другие. Сейчас мы реализуем проект «Курской правды» с Юго-Западным университетом по профессиональной подготовке молодых журналистов. Ребята готовят свои репортажи с предприятий и мест, в которые они никогда бы не смогли попасть сами. Силами редакции мы делаем видеоверсию проекта. А еще даем возможность молодым журналистам публиковаться на наших страницах. В год 75-летия Победы ключевая тема — «Как война коснулась моей семьи». Мы заметили, что, готовя такие репортажи, молодые люди делают меньше фактических, стилистических ошибок в материалах о войне, потому что при их создании они берут интервью у своих родных, которые помнят рассказы ветеранов и бережно хранят историю семьи.

Мы продолжаем проекты «Мой бизнес — моя история» и «История одной фотографии» — еще один мультимедийный проект, где мы используем столетний архив «Курской правды», публикуя уникальные архивные фотографии с короткими историями.

 

ГОРЯЩИЕ ТЕМЫ

Ни для кого не секрет, что благодаря пандемии спрос на новости онлайн-ресурсов возрос в разы. Это коснулось и сайта «Курской правды», и социальных сетей.

Для того чтобы удовлетворить спрос читателей на информацию, мы аналогично другим СМИ вынесли ковидные темы на главную страницу в отдельную рубрику. И с марта по май 2020-го карта скроллинга, на которой красным цветом (как самое кликабельное место для читателей) горела вкладка «коронавирус». Ежедневная сводка «Яндекс. Метрики» подтверждала, что самой просматриваемой страницей стала https:// kpravda.ru/category/koronavirus/.

В нашем случае вряд ли можно назвать объективным сравнение трафика 2020-го с 2019 годом, так как активно стартовали мы в мир онлайна лишь в прошлом году. Первую полноценную статистику подвели в июле: 110 тысяч просмотров в месяц и 45 тысяч уникальных посетителей. Примерно с такими ежемесячными показателями мы завершили 2019-й. Резкий бум пришел вместе с коронавирусом в марте 2020-го. Люди искали достоверную информацию касаемо всего, что связано с COVID-19. И они находили ее в «Курской правде».

Если сравнивать второе полугодие прошлого года с первым полугодием 2020-го, то можно однозначно сказать, что трафик вырос почти на 60%: посещаемость составила 1,4 миллиона, число уникальных посетителей возросло до 420 тысяч.

Изменился и спрос на информацию: в 2019-м самые популярные материалы собирали максимум 8 тысяч просмотров, а среди популярных тем были выборы губернатора, строительство дорог и вакансии в области. Коронавирус же принес новую повестку: люди стали интересоваться, как изготовить средства защиты. «Курская правда» сразу обеспечила читателей этой информацией. Мы опубликовали ролик на YouTube, где рассказали, как сшить маску своими руками. Зафиксировали рекордный трафик: новость собрала более 150 тысяч просмотров. Материал заинтересовал не только курян, часть трафика пришла из Украины.

,

МЫ СДЕЛАЛИ ТО, ДО ЧЕГО РАНЬШЕ НЕ ДОХОДИЛИ РУКИ. КОРРЕКТОРОВ ПЕРЕВЕЛИ НА ЭЛЕКТРОННЫЙ ФОРМАТ. У НАС ПРОПАЛИ БОЛЬНИЧНЫЕ. И ГЛАВНОЕ, В ПЕРВУЮ ВОЛНУ В НАШЕМ КОЛЛЕКТИВЕ НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК НЕ ЗАБОЛЕЛ КОРОНАВИРУСОМ

,

Заболевания и летальные случаи от COVID-19, введение режима самоизоляции и ужесточения/ослабления ограничений, работа врачей, создание вакцины — именно эти темы были на пике популярности на нашем сайте до августа 2020 года. Процент дочитываемости был рекордно высоким — 100-процентным. Все остальные темы ушли на второй план.

Но аудитория, которая выросла с марта, начала уходить в конце лета. Люди перешли к нормальному медиапотреблению.

 

СИМПТОМЫ РОСТА

Что касается социальных сетей, то охват аудитории «ВКонтакте» во втором полугодии 2019-го составил более 400 тысяч пользователей. В первом полугодии 2020-го средний охват был 300-тысячным, то есть сократился на четверть. Оказалось, что интерес аудитории «ВКонтакте» поддерживать в разы труднее, чем на сайте, и это учитывая обилие роликов из больниц и диаграмм на тему коронавируса. Мы даже пробовали подтянуть молодежь тематическими мемами, но читатели потребляли «ковидные материалы» с охотой лишь в марте и апреле.

В «Одноклассниках» скачкообразного прироста подписчиков не произошло. Зато на протяжении всей весны больше чем вдвое (с 4000 до 9400) возросла вовлеченность. Пользователям «ОК» был интересен контент о развенчивании мифов, которые возникли вокруг COVID-19. Наши подписчики интересовались, какие ограничения вводятся в регионе. В апреле интерес к COVID-темам, как и «ВКонтакте», начал ослабевать. Возникло внимание к историческим проектам в честь 9 Мая, снова проснулся интерес к прежней региональной повестке. В июне самыми популярными были темы героизма и спасения утопающих.

Коронавирус расшевелил и аудиторию в Instagram, который, казалось бы, больше про красивую картинку, нежели про ограничения и болезни. Если в прошлом году среднемесячный прирост составлял 150, то в апреле 2020-го он вырос до 900, то есть в 6 раз. Ажиотаж угас в начале лета, наравне с ковидными темами люди интересовались жизнью в городе. Однако именно благодаря коронавирусному толчку охваты пошли вверх и растут до сих пор.

,

*Справка

Во время работы над материалом Наталья Лымарь покинула пост главного редактора «Курской правды». С 7 декабря издание возглавил Сергей Афанасьев.

,

Фото: из архива газеты «Курская правда»