Прививка от «инфодемии»: журналистику спасут профессионализм, этика и читатели

«Дезинфодемия» на марше

Уже в первые месяцы нашествия вируса журналисты и эксперты забили тревогу: информационное пространство, прежде всего интернет, заполнили фейки и самого разного рода дезинформация. Появился термин «дезинфодемия», или «инфодемия», ее Всемирная организация здравоохранения назвала «второй болезнью, которой подверглось человечество», а генеральный секретарь ООН Антонио Гутьерреш охарактеризовал как «злого врага, набирающего силу и захлестывающего мир». Новый термин призван был обозначить ситуацию, в которой аудитория оказалась полностью дезориентирована, будучи не в силах разобраться в потоках информации, прежде всего в социальных сетях, в которых реальные полезные сведения ежедневно и ежечасно соседствовали с предрассудками и «страшилками», от чего у людей просто голова шла кругом. Многие вообще переставали верить новостям в интернете. Фейки периода пандемии имели разную природу, вбрасывались вполне осознанно или, напротив, распространялись по незнанию или в силу эмоционального состояния, но в равной степени деморализовали, сеяли панику, рождали ощущение тотальной неуверенности и незащищенности.

Аналитики Bruno Kesslet Foundation, просканировав с помощью искусственного интеллекта 112 миллионов постов в социальных сетях (на 64 языках), связанных так или иначе с пандемией, выявили, что более 40% из них опираются на источники, не заслуживающие доверия. Другое исследование, предпринятое Foundation’s COVID-19 Infodemic Observatory, пришло к схожим результатам: 42% из 178 миллионов твитов на темы ковида были созданы ботами и 40% содержали недостоверную информацию. Reuters Institute сообщил, что каждый третий пользователь сетей сталкивался с фейками или с искаженной информацией о вирусе и что люди, опирающиеся прежде всего на новости из социальных сетей, чаще сами транслируют фейки. Facebook констатировал, что каждый месяц удаляет сотни и тысячи постов, содержащих ложную информацию о вирусе, которая наносит непосредственный психологический вред аудитории.

,

ПОЯВИЛСЯ ТЕРМИН «ИНФОДЕМИЯ», ЕЕ ВОЗ НАЗВАЛА «ВТОРОЙ БОЛЕЗНЬЮ, КОТОРОЙ ПОДВЕРГЛОСЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО», А ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ООН ОХАРАКТЕРИЗОВАЛ КАК «ЗЛОГО ВРАГА»

,

Более трех с половиной тысяч фейков или недостоверных сообщений выявил CoronaVirusFacts Alliancе в 70 странах и на 40 языках в течение месяца.

Все эксперты констатировали очевидный рост ксенофобии, расистских высказываний и проявлений «языка вражды» в период ковида в постах, посвященных пандемии. Ситуацию усугубляла обостренная эмоциональная окраска дискуссии, а также участие в распространении предрассудков и фейков авторитетных блогеров с огромной аудиторией.

 

Мировые гиганты не справляются

16 марта 2020 года Facebook, Google, LinkedIn, Microsoft, Reddit, Twitter, YouTube опубликовали совместное заявление, выразив готовность бороться с дезинформацией в сети. Первая ее составляющая — модерация контента, в том числе удаление сомнительных сообщений или предупреждение о дезинформации. Львиная доля этой работы выполняется роботами, однако в период локдауна возросло число специалистов-модераторов. Уже через два месяца гиганты рапортовали о десятках миллионов предупреждений и огромном количестве удаленных месседжей, твитов и чатов. В то же время пользователи стали чаще жаловаться на то, что модераторы проявляют излишнее рвение и удаляют посты, не имеющие отношения к фейкам.

Одновременно аналитики отметили, что значительная часть фейков продолжала оставаться в информационном пространстве даже после предупреждения или возникала заново после удаления.

Вторая важная составляющая борьбы с «инфодемией» со стороны гигантов — усиление финансовой поддержки фактчекинга и журналистов. Facebook Journalist Project выделил в 2020 году 25 миллионов долларов на гранты для североамериканских СМИ. Google, WhatsApp, Twitter выделили также солидные гранты международным организациям, в том числе Committeе To Protect Journalists (CPJ) и International Fact-Checking Network.

Важной составляющей борьбы с «дезой» стала практика непосредственной переадресации пользователей на платформы и информационные источники официальных медицинских центров и организаций общественного здравоохранения, прежде всего ВОЗ, которые в свою очередь создали в сети специальные разделы фактчекинга для удобства пользователей. В США в топе новостей от Google также был создан такой раздел.

Изменения предлагались также в рекламной политике: любая реклама, содержащая недостоверную информацию, отвергалась или подлежала удалению.

Аналитики и представители международных организаций считают, что этих мер недостаточно. Генсек ООН Антонио Гутьерреш подчеркнул, что «компании должны делать больше для того, чтобы искоренить вредные суждения о ковид-19». Последние рекомендации ООН в отношении бизнеса и соблюдения прав человека предписывают интернет-компаниям разработать собственные этические кодексы в соответствии с международными стандартами в области прав человека, ограничения свободы слова допускаются только в исключительных случаях. Специальный докладчик по свободе выражения мнений Дэвид Кейл указывает, что компании ни в коем случае не должны быть арбитрами в определении правды, но им принадлежит важная роль в противодействии циркуляции фейков. В любом случае в работе социальных сетей необходима большая прозрачность, иначе проблему не решить.

 

Обложили со всех сторон

Офис Верховного комиссара по правам человека ООН еще в начале пандемии рекомендовал правительствам содействовать распространению правдивой информации и доступу к интернету, а также рекомендовал обеспечить журналистам и СМИ возможность работать без страха и цензуры. Это удалось не везде. В документах ООН отмечалось, что кризис в области общественного здравоохранения повлек «кризис в области соблюдения прав человека, включая право на свободу выражения мнений, доступ к информации и неприкосновенность частной жизни». О том же свидетельствовали многочисленные доклады правозащитных организаций. Более 80 правительств во всем мире ввели режим чрезвычайного положения, экстренно приняли законы и подзаконные регулирующие акты, ограничивающие свободу слова, собраний, доступ к информации и практическую работу журналистов. Большинство ограничительных мер касалось распространения фейков, однако под видом фейков часто репрессиям подвергались любые критические голоса. Практика прослушивания и слежки, связанная с требованиями пандемии, также применялась избыточно. Возросло число случаев насилия над журналистами, нарушения их прав, задержаний, арестов, нападения на журналистов, процветали различные виды цензуры, кибербуллинга. Аналитики опасались, что временные ограничения могут сохраниться и после окончания пандемии.

Кризис отрасли привел к сокращению штатов, закрытию многих «бумажных» СМИ, сокращению заработка тех, кто сохранил работу, и поставил в совершенно бедственное положение фрилансеров во многих странах. Далеко не везде правительства выплачивали пострадавшим от кризиса компаниям и журналистам хотя бы незначительные субсидии.

Дополнительным рискам подвергались репортеры, собирающие материал «в поле», в том числе в госпиталях, многие не избежали заражения. Десятки журналистов стали жертвами ковида.

Работа в условиях вынужденной изоляции также мало кому далась легко. Профессиональное выгорание, депрессия, бессонница, повышенная тревожность — с этим столкнулись коллеги во многих странах, прежде всего сотрудники крупных СМИ, привыкшие к работе в редакции. В разы выросло число угроз и оскорблений в адрес журналистов в сети, женщинам во всем мире угрожали в среднем втрое чаще, чем мужчинам. Все чаще звучало мнение, что после эпидемии журналистика как таковая вообще просто исчезнет, ее заменит информационная работа совершенно иного свойства.

 

Возрастает значение независимой журналистики

Кризис, обусловленный вирусом, отмечает ЮНЕСКО, одновременно высветил насущную потребность в честной и ответственной журналистике, заслуживающей доверия. Именно независимые СМИ и журналисты являются ключевыми игроками в современном медиапространстве, они помогают людям разобраться в происходящем. Единственной альтернативой дезинформации, как и во всех других случаях, сегодня является профессиональная журналистика, основанная на серьезном исследовании вопроса, проверке фактов и работе с источниками и соблюдении общественного интереса, указывают рекомендации ЮНЕСКО.

,

ВО ВСЕМ МИРЕ ЖУРНАЛИСТИКА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ ВОСПРИНИМАЛСЬ КАК «ВАЖНЕЙШИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОМОЩНИК», ИНОГДА КАК «СКОРАЯ ПОМОЩЬ»

,

Профессиональная журналистика помогала людям увидеть проблему во всей широте и динамике, отличить научные данные от домыслов, оценить действия властей в период пандемии, разоблачить мифы и всякого рода «теории заговора». Аналитики отмечают, что независимые от государственного влияния СМИ работают в этом плане более эффективно и пользуются большим доверием аудитории, чем аффилированные с государством. Более того, аудитория авторитетных СМИ за время пандемии значительно выросла. Так, по данным нового фонда ЮНЕСКО International Media Support, аудитория арабского сайта DARAJ выросла на 40%, в течение одного месяца пандемии аудитория крупнейших новостных изданий The New York Times и The Washington Post выросла на 50%, The Guardian увеличила аудиторию вдвое, а число посетителей сайта Financial Times выросло на 250% после того, как на сайте стали ежедневно публиковаться сводки об умерших и вылечившихся, — это был абсолютный рекорд. Анализ Reuters Institute показал, что 60% респондентов в шести странах признали, что новостные СМИ помогли им сориентироваться, что они доверяют их публикациям безусловно больше, чем информации в социальных сетях.

Во всем мире журналистика и журналисты в период пандемии воспринимались как «важнейший общественный помощник», иногда как «скорая помощь», крупнейшие новостные СМИ активно развивали эту функцию. Можно предположить, что в будущем роль тех СМИ, в которых социальные услуги занимают значительное место, будет неуклонно расти.

Особое место принадлежит «журналистике решений», которая обрела силу и влияние в последние месяцы. Шеф-редактор Сети журналистики решений Линда Шоу считает, что в ситуации, когда новости о пандемии постоянно меняются, она становится важным и полезным инструментом. В качестве примера она приводит публикации CNN о созданных в Южной Корее центрах тестирования на вирус, когда людям не нужно выходить из автомобилей, такое решение позволило свести к минимуму риск заражения медработников. Линда Шoу уверена, что такие материалы помогут узнать о решениях, которые работают в других местах и могут быть применены в разных странах, глобальный характер пандемии не отменяет важности локального опыта. Подобных примеров десятки, если не сотни, и все они свидетельствуют о том, что в период вынужденной изоляции взаимодействие еще более важно, чем обычно. «Пандемия обозначила очень серьезные вызовы перед журналистами и медийным сообществом, — считает директор Международного института прессы Барбара Трьонфи, — но она же показала, насколько важны солидарность и взаимопомощь. Прекрасный пример — сотрудничество финского концерна Helsinki Sanomat с венгерскими коллегами, они обменивались бизнес-идеями и стратегиями развития, в результате сократили потери и расширили аудиторию. Европейская федерация журналистов все месяцы пандемии мониторила ситуацию на рынке труда и в области свободы слова, буквально бомбардировала Совет Европы и руководство ЕС заявлениями и требованиями защитить профессию и коллег, в результате в ЕС были приняты дополнительные меры в поддержку журналистов. Активнейшую роль в этом сыграли также национальные профессиональные организации. ЕФЖ, Комитет защиты прав журналистов, Международный институт прессы и другие организации публиковали обзоры и заявления, распространяли памятки и рекомендации для репортеров, освещающих пандемию, онлайн-тренинги и вебинары.

Главная мысль большинства встреч — журналистика не только не исчезнет, она может и должна играть все более существенную роль в жизни общества, стать союзником и помощником граждан в борьбе с пандемией, ее главное оружие — верность профессиональным и этическим принципам, которые в силах одолеть дезинформацию, фейки, предрассудки и вражду. Солидарность журналистов — также важнейшее оружие. И новая практика — вовлечение аудитории в формирование повестки дня, в обсуждение новостей. Именно в этом видят будущее профессии генеральный секретарь ЕФЖ Рикардо Гутьеррес и основатель Международной сети этической журналистики Айдан Уайт.

«В пандемию ярче обозначились тенденции, которые уже наблюдались в европейской журналистике в последние годы, — сказал Рикардо Гутьеррес, — это уход собственно журналистики, адресованной людям, из глобальных СМИ в ниши, это активное сотрудничество журналистов с экспертами и общественными инициативами, формирование журналистских проектов, трансграничное сотрудничество. Несмотря на ограничения, связанные с карантином, в последний «ковидный» год был реализован целый ряд таких проектов, исключительно успешных и уже получивших признание. Очень важно вовлечение аудитории, живая «обратная связь». Она помогает людям понять, зачем, собственно, им нужна журналистика, они готовы вкладывать свои средства в ее поддержку, это тоже новое явление. Журналистика, совершенно очевидно, берет новые рубежи, не теряя своей сути и приверженности служению общественному интересу, правде и этическим принципам».

,

ЖУРНАЛИСТИКА НЕ ТОЛЬКО НЕ ИСЧЕЗНЕТ, ОНА ДОЛЖНА ИГРАТЬ ЕЩЕ БОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННУЮ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА, СТАТЬ ПОМОЩНИКОМ ГРАЖДАН В БОРЬБЕ С ПАНДЕМИЕЙ

,

«В качестве ответа на пандемию политики и многие СМИ сфокусировались на национальных проблемах, проблемах стран, даже были предприняты попытки использовать национализм для генерализации конфликта — так, бывший президент США Дональд Трамп использовал в своей риторике определение «китайский вирус», — говорит Айдан Уайт. — Однако еще более важно, что пандемия напомнила нам, что факты, не предрассудки, — именно то, что нам нужно прежде всего. Факты нужны для того, чтобы люди чувствовали себя в безопасности. В большинстве стран СМИ играли огромную роль в распространении научных знаний о вирусе и давали адекватную и важную информацию обществу о том, что людям нужно делать, чтобы защитить свое здоровье и жизнь. И хотя некоторые политики — в США, Бразилии и других странах — пытались игнорировать правду по поводу чрезвычайной ситуации и угроз пандемии, большинство журналистов так или иначе понимали важность информировать аудиторию о реальном положении дел. Я думаю, пандемия продемонстрировала как раз то, почему нам так важно и необходимо поддержать ответственную и заслуживающую доверия журналистику, почему важно рассказать правду о происходящем. Во многих случаях от этого зависела наша жизнь».

 

«Дорожная карта ЮНЕСКО»

Несмотря на повсеместные ограничения свободы слова и экономический кризис, охвативший СМИ, опыт пандемии обнаружил новые перспективы для развития профессии. ЮНЕСКО предлагает несколько направлений, которые потребуют координации усилий многих участников, и надеется на поддержку правительств, корпораций и общественных объединений.

Первое касается соблюдения прав человека. Все ограничения, обусловленные пандемией, должны иметь временный характер и не приводить к преследованию журналистов и СМИ, власти должны стоять на страже прав человека и следовать международным стандартам. ЮНЕСКО создало специальный Фонд защиты СМИ International Media Support в поддержку журналистов.

Второе направление — расширение доступа к информации. Люди должны иметь возможность знать все необходимое о развитии событий в связи с пандемией, в том числе о действиях властей, иметь доступ к ресурсам и базам данных (если они не нарушают неприкосновенность личной жизни), доступ к интернету должен быть максимально расширен, важно преодолеть в этом плане возрастной и гендерный разрывы, разрыв между богатыми и бедными странами.

Третье направление — просвещение. Миру нужно больше научно обоснованных знаний, и роль журналистики в продвижении этого знания — ключевая.

Четвертое — вовлечение аудитории, осознанное потребление информации. ЮНЕСКО подчеркивает важность репортажей, которые не только информируют, но и предлагают пути решения проблем, содействуют активному участию граждан в общих задачах. Для этого важно развивать программы медиаграмотности, в том числе в школах и университетах, важно научить аудиторию квалифицированно пользоваться информацией, критически ее оценивать и отличать фейки от истины.

Следующий пункт «дорожной карты» — прозрачность работы интернет-компаний, их приверженность международным стандартам и уважению прав человека.

Все эти направления требуют развития солидарности. Индустрия и журналистские организации должны получать поддержку от корпораций в виде дотаций, разделения доходов от рекламы, от правительств — в виде уменьшения налогов, экономической «поддержки рисков», субсидий, стимулирующих мер, частью этих мер должна быть редакционная независимость.

Для того чтобы это стало реальностью, необходима глобальная координация действий, участие многих стран и многих структур. Создатели «дорожной карты» уверены, что это получится.

,

Иллюстрация: shutterstock.com