Школа дизайна: как выбрать обложку

На днях выслушивал стенания редактора одной из региональных газет: нечего ставить на обложку. Да ладно… Два десятка полос в номере, а иллюстрации к центральному анонсу нет? А ведь решение проблемы на поверхности. Причем так близко, что даже наклоняться не надо.

Давайте разберемся в проблеме.

Анамнез простой: вы верстаете номер. День сдачи. И вот во второй половине дня, когда все полосы практически готовы, доходит дело до обложки. И тут традиционный ступор — что ставить на нее. Либо снимки непервополосные, либо их совсем нет. И тогда вы либо ставите хороший снимок из фотосессии к одному из второстепенных материалов, либо находите в интернете подходящую иллюстрацию «в тему». И так каждый раз. Типичнейшая история подавляющего большинства наших редакций. И лишь потому, что вы сами каждый раз «копаете себе яму» изначально, когда все публикации номера пока что лишь в плане.

Итак, как решается эта вселенская беда?

Планерка по номеру. Вы обсуждаете темы. Кто-то даже сразу планирует их расположение по полосам. И после обсуждения вы почти точно знаете, какие из будущих материалов будут «гвоздевыми». Это публикации, которые займут не менее полполосы в силу того, что в них будут подняты довольно важные для аудитории проблемы с более тщательным раскрытием темы. А значит, это — больше текста, больше фотографий и (или) инфографики, сопровождающих справочных и (или) тематических врезов. И таких тем у вас будет не менее 3—5 в зависимости от количества информационных полос.

Так вот, привычные «грабли» лежат у вас на пути именно в этот день — когда вы планируете будущий номер.

Как только вы спланировали номер, не разбегайтесь сразу. Возьмите за непреложное правило после обсуждения сразу обсудить оформление этих «гвоздевых» публикаций:

•   Какие именно снимки необходимо сделать к ним? То есть какого рода фотографии могут доказать тот фокус материала, который вы хотите раскрыть? Тут могут быть и событийная репортажная съемка, и съемка какого-то факта, портреты главных и второстепенных героев публикации.

•   Нужна ли инфографика к материалу? Если да, то какие именно показатели вы хотите дать графически?

И те, кто будет готовить съемку для «гвоздевых» материалов, должны четко знать, что один из их кадров — это первополосная фотография. Поэтому авторы этой съемки должны принести в редакцию как можно больше фотографий. Если у вас есть хороший фотограф, то вполне может хватить двух десятков кадров. Но если снимает сам автор текста, то пусть снимает больше. Чем больше снимков, тем вероятнее появление среди них двух-трех довольно удачных кадров, один из которых вполне можно будет поставить на обложку.

Тогда никаких проблем с обложкой даже в день сдачи у вас не будет. Всего и делов-то — выбрать из двух-трех десятков снимков самый удачный именно под выбранный шаблон первой полосы.

Итак, по иллюстрации центрального анонса обложки вроде проговорили.

На «сладкое» — анонсы второго плана. И тут нисколько не проще. Проблема из разряда «выбрать сумочку под пальто». Вещь вроде второстепенная, но тем не менее требующая столь же пристального внимания и исполнения.

Каковы «подводные камни» анонсов второго плана?

Во-первых, никаких «Вместе весело шагать» и «Хорошо в лесу зимой». Заголовки анонсов второго плана должны быть максимально информативными — условно, «Открыта запись в летние лагеря» и «В районе открыта первая зимняя экотропа». Анонсы второго плана существенно меньше заголовка центрального анонса. Читатель изучает вашу обложку на розничной выкладке всего одну-две секунды. И что ему даст анонс «Вместе весело шагать»? Как этот анонс побудит его купить номер? И даже если это подписной номер, когда нет нужды «продавать» его читателю. Обычный человек берет газету в руки, бегло осматривает обложку — и «проваливается» внутрь. И эта беглая «ревизия» первой полосы в случае использования неинформативных анонсов не даст ему совершенно никакой информации.

Во-вторых, для иллюстраций в блоке анонсов второго плана могут быть только крупноплановые снимки (фотографии с ярко выраженным первым планом), иначе мелкие детали в небольших снимках будут просто зрительно неразличимы.

Должны ли заголовки анонсов повторять заголовки самих публикаций? Тут однозначного правила быть не может. В любом случае есть минусы и плюсы. Но, думается, дублирование заголовков все же более эффективно. Если читателя заинтересует на обложке тот или иной анонс, то не стоит устраивать для него на соответствующей полосе квест по поиску нужного материала. Дублированные заголовки эти никому не нужные поиски сводят к нулю. Но… Если анонсируемый материал занимает всю полосу или разворот, то в этой ситуации, очевидно, нет никакой разницы — будут дублированы заголовки или нет. Другой вопрос, что правило анонсов у вас должно быть постоянным. То есть вы должны решить для себя раз и навсегда — дублируете вы заголовки на первой полосе и внутри или нет. Если не дублируете, то не допускайте анонсирования материалов, которые будут занимать менее двух третей полосы.

Ну что ж, резюмируем. Проблема оформления обложки решается лишними 10—15 минутами вашей привычной планерки. И, поверьте, это не эфемерная теория из учебных талмудов, а реальная практика качественных изданий. Тех самых, чей пример часто вызывает у вас мысли «хочу как у них».

Чтобы наглядно рассмотреть принципы оформления первой полосы, возьмем за пример один из номеров «Вечерней Москвы».

Обложка обыденного, одного из десятка тысяч номеров «Вечерней Москвы». У издания несколько выпусков — ежедневные утренние и вечерние, а также еженедельная «толстушка». Это обложка еженедельника. На первой полосе три плана анонсов:

•   первый план: «Слуга двух господ»;

•   второй план: «Пока ген зла спит»;

•   третий план: «Что будет, если падет интернет» и «Районы стали уютней».

Не надо загромождать первую полосу анонсами. Не устраивайте свалку аншлагов. Анонсируйте только «гвоздевые» публикации. Вот, например, на 40-полосной «Вечерке» анонсируются только четыре материала. Это публикации, которые, по мнению редакции, «тащат на себе» этот номер. И этого вполне достаточно.

Давайте посмотрим публикации, которые проанонсированы на первой полосе.

Публикации из анонсов третьего плана:

Статья «Апокалипсис сегодня» про октябрьский сбой мессенджеров (Facebook, Instagram и WhatsApp) занимает целый разворот. Как видим, заголовок анонса и самого материала на полосе не дублируется. Но это не проблема, потому что никаких других материалов на развороте нет.

 

Материал «Выставку посвятили заводам». Целая полоса.

Материал анонса второго плана:

 

Большая развернутая публикация — история судебного процесса над маньяком Чикатило. Занимает две полосы.

Материал анонса первого плана:

 

Опять же «гвоздевая» публикация про актера Сергея Газарова, ставшего художественным руководителем сразу двух московских театров. Занимает также две полосы.

 

 

,

Иллюстрация: shutterstock.com