Фрилансеры, digital-first и интерактив: формула успеха платной подписки

Domani («Завтра») — одна из тех редких газет, что начали выпускаться во время пандемии. Ее издатель, медиамагнат и бывший владелец La Repubblica Карло де Бенедетти, и команда стартапа уверены, что аудитория захочет платить за качественную журналистику.

Первый номер издания вышел 15 сентября 2020 года. Спустя всего шесть месяцев с момента запуска Domani удалось набрать 70% целевого количества подписок на 2021 год, причем 26% читателей — молодые люди в возрасте от 18 до 26 лет. Сегодня новостной бренд Domani занимает уверенные позиции на итальянском рынке. Поэтому неудивительно, что главный редактор газеты Стефано Фельтри заявляет: «Мы смотрим в будущее с оптимизмом».

 

Фокус на громкие события

В основе успеха газеты — немногочисленная, но продуктивная редакция, занимающаяся главным образом расследованиями и аналитикой.

За свое недолгое существование Domani успела развенчать нашумевший план по снятию коронавирусных ограничений, который в итоге привел к отставке премьер-министра Джузеппе Конте, и разоблачить финансовые махинации бывшего премьера Маттео Ренци в Саудовской Аравии.

«Наш бренд становится все более узнаваемым и авторитетным, — говорит Фельтри. — Мы осветили так много громких событий в Италии, что за нами стали пристально наблюдать».

,

Стефано Фельтри возглавляет Domani с мая 2020 года. На подготовку к запуску нового СМИ у его команды ушло почти четыре месяца
Стефано Фельтри возглавляет Domani с мая 2020 года. На подготовку к запуску нового СМИ у его команды ушло почти четыре месяца

,

Он добавил, что материалы газеты продолжают привлекать читателей и каждый месяц уникальных пользователей приходит на 20% больше: «Люди реагируют с энтузиазмом, когда видят, что мы можем предложить важный и необычный контент».

 

650 фрилансеров

Domani издается как в печатной, так и в цифровой версиях, но ее бизнес-модель строится на рабочих процессах, ориентированных прежде всего на digital.

Цель газеты — выйти на самоокупаемость за три года, поэтому минимизация расходов с самого начала была частью плана. Добиться этой цели ей должны помочь оплачиваемые подписки и реклама.

Чтобы привлечь подписчиков, команда Domani за три месяца до запуска начала формировать читательское сообщество в социальных сетях и с помощью почтовой рассылки. Публиковать расследования онлайн они тоже стали еще до официального запуска. По словам Фельтри, этот ход был продиктован общей стратегией на вовлечение будущих читателей в процесс становления новой газеты.

Редакция Domani состоит из 25 штатных редакторов и авторов, одного data-журналиста, трех художников и одного корректора. Все они работают единой командой. В дизайнерской работе используются шаблоны, чтобы сократить дополнительные расходы и упростить процессы производства.

,

Бизнес-модель Domani базируется на digital. 26% читателей издания — молодые люди в возрасте от 18 до 26 лет
Бизнес-модель Domani базируется на digital. 26% читателей издания — молодые люди в возрасте от 18 до 26 лет

,

С газетой сотрудничают около 650 фрилансеров: знаменитые авторы, ученые, экономисты и актеры — сотни известных людей публикуются в Domani. Чтобы управлять этим потоком текстов, издание заключило контракт с поставщиком программного обеспечения для менеджмента и публикации контента Atex. Авторы и редакторы работают в одной программе, и это исключает громоздкие цепочки писем с разными вариантами текста, которые образуются, когда автор по ошибке отправляет готовую статью не тому редактору.

 

Что-то ценное взамен

В Domani публикуют материалы сначала в онлайне, постепенно загружая контент в течение дня. Редакторы цифровой версии готовят те же статьи для печати, пользуясь шаблонами. Как отмечает Фельтри, эти шаблоны специально сделаны как можно проще, с минимумом элементов: «Мы не тратим время на дизайн каждой отдельной страницы, у нас нет аннотаций и всего лишнего, что появляется, когда издатель не рассчитывает, что кто-то будет читать сами статьи. Мы исходим из того, что если пользователи платят за чтение — велика вероятность, что они хотят именно читать, и мы даем им статьи. На статьях и основывается наша стратегия».

Платформа Atex предусматривает еще и мультимедийную кастомизацию, интерактивный дизайн и управление пэйволом. «В свободном доступе находятся короткие фрагменты всех статей, полный вариант открыт только подписчикам, — поясняет Фельтри. — Раз уж мы просим у них оплату, то должны давать взамен что-то ценное».
В Domani уже вовсю разрабатывают новые продукты, включая сборник лучших статей Dopo Domani («Послезавтра»), сервисы для срочных новостей и лонгридов, несколько почтовых рассылок для разных сегментов аудитории, премиум-контент и систему интеграции с голосовым сервисом Alexa.

«Мы все еще держимся изначальной цели — самоокупаемость за три года. Пока мы ее не достигли, но у нас есть множество проектов, чтобы приблизиться к ней как можно быстрее», — говорит Фельтри.

Материал подготовлен WAN-IFRA и СППИ ГИПП

,

Иллюстрации: articolo21.org, editorialedomani.it, shutterstock.com
,