Школа дизайна: как повысить эффективность иллюстраций

Успешность газеты не в деньгах. Деньги — производное. Все просто, как в анекдоте — ехать или шашечки. Проще говоря, если писать и верстать, чтобы писать и верстать, то вы попадаете в вечные 2 февраля или 3 сентября. Элементарная психология.

Не будет никакого результата, кроме самообмана, если вы делаете газету потому, что надо, а не потому, что хочется. И хоть обложитесь курсами и тренингами, но при такой постановке ничего не изменится. Работа должна нравиться (раз) и должна приносить пользу (два). Если хоть один пункт не срабатывает, то в вашем датском королевстве непорядок. И этот постулат работает везде. В том числе и в многострадальной газетной верстке…

Многим дизайнерам мешает верстать по-настоящему качественные и полезные публикации поеденный молью миф о том, что их работа — это в первую очередь творчество. Именно это нафталинное убеждение рубит на корню журналистскую работу. Вместо того чтобы максимально эффективно и доказательно оформить публикацию, дизайнер начинает самореализовываться — включать в себе художника. И на выходе мы зачастую имеем отличные дизайнерские решения, которые совершенно не помогают понять суть публикации. Мало того, они просто отвлекают от чтения.

Большинство дизайнеров имеют предметную привязку — к архитектуре, промышленности… И ни у одного из них и в голову не придет включать фантазию, которая может нарушить функциональность итогового решения. Не будет автомобильный дизайнер придумывать фантастические молдинги, понимая, что они испортят аэродинамику машины. И не будет архитектурный дизайнер втискивать в проект дома чудесатый балкон, который ослабит устойчивость здания. В нашем случае та же самая история — дизайн максимально точечно должен работать на две ключевые задачи.

Успешность газеты не в деньгах. Деньги — производное. Все просто, как в анекдоте — ехать или шашечки. Проще говоря, если писать и верстать, чтобы писать и верстать, то вы попадаете в вечные 2 февраля или 3 сентября. Элементарная психология.

Не будет никакого результата, кроме самообмана, если вы делаете газету потому, что надо, а не потому, что хочется. И хоть обложитесь курсами и тренингами, но при такой постановке ничего не изменится. Работа должна нравиться (раз) и должна приносить пользу (два). Если хоть один пункт не срабатывает, то в вашем датском королевстве непорядок. И этот постулат работает везде. В том числе и в многострадальной газетной верстке…

Многим дизайнерам мешает верстать по-настоящему качественные и полезные публикации поеденный молью миф о том, что их работа — это в первую очередь творчество. Именно это нафталинное убеждение рубит на корню журналистскую работу. Вместо того чтобы максимально эффективно и доказательно оформить публикацию, дизайнер начинает самореализовываться — включать в себе художника. И на выходе мы зачастую имеем отличные дизайнерские решения, которые совершенно не помогают понять суть публикации. Мало того, они просто отвлекают от чтения.

Большинство дизайнеров имеют предметную привязку — к архитектуре, промышленности… И ни у одного из них и в голову не придет включать фантазию, которая может нарушить функциональность итогового решения. Не будет автомобильный дизайнер придумывать фантастические молдинги, понимая, что они испортят аэродинамику машины. И не будет архитектурный дизайнер втискивать в проект дома чудесатый балкон, который ослабит устойчивость здания. В нашем случае та же самая история — дизайн максимально точечно должен работать на две ключевые задачи.

 

Комфорт чтения

Это разработанные и закрепленные правила верстки вашего издания (модульная сетка, а также системы текстово-заголовочных и композиционных стилей). По сути, конституция газеты, которая может быть нарушена только в исключительных случаях. Отличие большинства изданий в глубинке от своих больших братьев из столиц в одном — именно в отсутствии или частом нарушении этих самых правил. Ведь все мы используем одни и те же программы, одни и те же шрифты. А на выходе результаты разные. И лишь потому, что для кого-то конституция — это закон, а для кого-то — бумажка.

Ключевые критерии любой газетной конституции — простота и понятность. Чем проще и понятнее будут ваша сетка и системы стилей, тем проще и удобнее будет пользоваться вашей газетой читателю.

Ценят новостную газету не за картинки и виньетки, даже не за полноцветные красивые фоточки. Единственный профит новостного издания — содержание (текстовое и иллюстрированное). И чем удобнее и проще читателю его усвоить в издании, тем ценнее для него ваша газета.

 

Эффективность иллюстраций

Не может возникать никаких вопросов при выборе иллюстраций в новостном издании. Потому что дизайнер должен понимать, что он в газете — не Пикассо и даже не Бэнкси, а остро заточенный журналистский дизайнер. И все его решения должны быть четко подчинены одной-единственной задаче — подобрать и выполнить оформление максимально эффективное, а не эффектное. А именно — лучше всего доказывающее тот или иной текст. Таким образом, при выборе оформления после прочтения текста вы точно будете знать, что именно вам нужно — фотографии или инфографика.

Во-вторых, причиной неэффективности многих дизайнеров в газетах является недооценка их роли со стороны пишущих. Типичная история, когда корреспонденты считают себя единственными и неповторимыми авторами издания. А дизайнеры — это рабы на галерах, задача которых быстрее донести их тексты до читателя. Любой нормальный человек в такой ситуации, разумеется, со временем поймет тщетность и утопичность своей работы. Решение тут одно — редакции необходимо сделать дизайнеров соавторами газеты. А для этого, как правило, хватает привлечения их к планеркам, обсуждениям тем и фокуса материалов.

Любое нарушение этих причинно-следственных связей влечет за собой привычную картину: дизайнеры начинают руководствоваться в работе одним-единственным правилом — верстать так, чтобы процесс занимал максимально короткое время между перекурами, чаепитием, обедом и законным уходом с работы в 18.00. Место эффективности естественно занимает лень.

Вот вам и психология…

Перед вами алгоритм типичной работы газетных дизайнеров на примере одной реальной обложки. Тема — «Условия жизни в провинциальном городе для слабовидящих людей».

Что делает дизайнер, не вовлеченный в редакционную работу? Тот самый, что с перекурами с 9.00 до 18.00 и непременно с обеденным перерывом. На время отвлекается от своих соцсетей, вбивает в поисковую строку «слепые», выбирает в первой же выдаче более-менее подходящую по теме фотографию и ставит ее на обложку.

 

Что делает дизайнер, который стремится доказать текст? Добивается, чтобы корреспондент или фотограф сделали снимки реальных горожан с ослабленным зрением на улице. Поговорили бы с ними, чтобы дать со снимком развернутую информативную подпись. В этом случае читатель бесспорно поверит в ваш текст. Ведь текст сопровождает документальный снимок с реальным человеком. Что значит — информативная подпись? Она должна:

— разъяснять суть изображения;

— указывать имена главных героев снимка;

— объяснять взаимосвязь фотографии с сутью публикации.

 

И, наконец, что делает газетный дизайнер, который еще и включает голову? Он придумывает вот такое оригинальное решение. Неожиданная подача привычных вещей (а именно логотипа) вызывает живой интерес читателя. Эту метаморфозу ему объясняет заголовок. А все документальные фотографии с реальными героями материала «уходят» внутрь номера, в саму публикацию. Да, это реальная обложка одного из номеров «Рабочей правды» из города Полевской Свердловской области.

 

А вот примеры эффективности изображений в журналистике. Перед вами инфографические работы победителей и призеров всемирного конкурса инфографики Malofiej International Infographics Awards.

Инфографика из газеты Le Monde (Франция). «Золото» за проект Une mer de gaz dans l’est de la Méditerranée («Море газа в Восточном Средиземноморье»). Карта и линии газопроводов. Инфографика максимально просто и понятно передает читателю суть темы. Ничего лишнего, никаких дизайнерских и художественных выкрутасов.

 

Инфографика газеты The New York Times про сокращение выбросов в атмосферу. Награда за лучшую графику в области изменения климата и защиты окружающей среды. Инфографика, которая может повергнуть многих редакторов и дизайнеров наших газет в шок. Ведь в этой работе ни одного рисуночка труб и дыма. В этом и весь фокус — все, что отвлекает от информации, убирается. Как у Микеланджело — «отсекаю все лишнее».

 

Инфографика журнала National Geographic «Price of a Pandemic» («Цена пандемии») — приз за лучшую графику по вопросам меньшинств и прав человека. И опять же — никаких монеток, вирусных «ежиков», градусников и больных людей. В привычном понимании инфографики для наших редакций эта работа — ничтожная отрыжка верстальщика без фантазии в голове.

 

А эта работа — победитель номинации «Инфографика» во всемирном конкурсе газетного дизайна SND. Инфографика газеты South China Morning Post (Гонконг). Суть — сколько слов издание посвятило в 2011 году разным темам. И что мы видим? Обычный линейный чарт-график с круговыми диаграммами. И опять же никаких стопок газет, буковок, заголовков и другой лишней шелухи.

,

Иллюстрация: shutterstock.com