Пиар издания, который сразу бросается в глаза — безусловно, его «одежка». Нельзя произвести впечатление на человека никакими преимуществами, если вы в тусклой футболке с застиранными разводами. Это очевидно. Неочевидно другое — «смена гардероба» связана с подводными камнями, об которые бьется большинство редакций. В итоге и деньги, и усилия самой редакции, потраченные на смену оформления, оказываются лишь напрасными и обидными тратами.
Чтобы никого не мучать, сразу, без обиняков. Редизайн — это не просто новые шрифты, пиктограммки и рамочки. Футболку можно перекрасить, закрыть потертости эффектными заплатками… Да мало ли чего еще можно изобрести для ее реанимации. Средств сейчас, даже несмотря на ценники и прореженные полки, вагон и маленькая тележка. Ничего не поможет. Обвисшие бока и слежавшийся воротничок выдадут вас с потрохами. Потому что редизайн — это комплексное решение. Скажем так, невозможно провести смену графической модели без работы всей редакции. Дизайнеры могут только «перекрасить», но не изменить оформление.
Пиар издания, который сразу бросается в глаза — безусловно, его «одежка». Нельзя произвести впечатление на человека никакими преимуществами, если вы в тусклой футболке с застиранными разводами. Это очевидно. Неочевидно другое — «смена гардероба» связана с подводными камнями, об которые бьется большинство редакций. В итоге и деньги, и усилия самой редакции, потраченные на смену оформления, оказываются лишь напрасными и обидными тратами.
Чтобы никого не мучать, сразу, без обиняков. Редизайн — это не просто новые шрифты, пиктограммки и рамочки. Футболку можно перекрасить, закрыть потертости эффектными заплатками… Да мало ли чего еще можно изобрести для ее реанимации. Средств сейчас, даже несмотря на ценники и прореженные полки, вагон и маленькая тележка. Ничего не поможет. Обвисшие бока и слежавшийся воротничок выдадут вас с потрохами. Потому что редизайн — это комплексное решение. Скажем так, невозможно провести смену графической модели без работы всей редакции. Дизайнеры могут только «перекрасить», но не изменить оформление.
,
,
Редизайн — это плотная, практически революционная работа с подачей текстов. Это особенно важно в новых условиях. Когда газеты перестали быть авангардом СМИ.
,
,
Что это значит?
Во-первых, необходимо переосмыслить подачу ключевых «точек входа» в публикации — заголовков. Старый привычный формат заголовков, до сих пор культивируемый преподавателями журфаков, давно умер для современного читателя. Сейчас единственной ценностью заголовков является информативность. Из заголовка читатель мгновенно должен получить ключевую информацию о сути вашего текста. Таким образом «образность», с которой носятся, как с иконой, в вузах, уместна сегодня только в заголовках материалов первого плана. Потому что их обязательно должны сопровождать подзаголовки или надзаголовки, которые и отвечают за информативность заголовочного комплекса. А вот публикации второго и третьего планов (ни подзаголовков, ни надзаголовков в них не может быть, иначе они будут конфликтовать с близкими по кеглю заголовками) безоговорочно должны быть информативными. Не «Поколение народного искусства», а «Районный хор победил на областном конкурсе». Не «Огородные страдания», а «Заморозки не дали огородникам высадить картошку вовремя».
,
,
Во-вторых, нужно поменять отношение к лидам. То есть перестать считать первые абзацы ваших текстов лидами. Как бы вы их ни выделяли (начертанием, кеглем), лидами от этого они не становятся. Лид будет лидом только в одном случае — если он будет емким (до 250-300 знаков) и будет нести в себе сжатый смысл всего вашего текста. Ну, если вам так проще, то лид — это расширенная версия подзаголовка. Изложения в школе писали все. А теперь представьте, что надо написать изложение в трех предложениях…
,
,
Наконец, в-третьих. Мало написать текст. Чтобы он был максимально эффективно прочитан, нужна «дробная» подача. Даже для коротких материалов. В тексте необходимо оставлять непосредственное описание события или факта. А все второстепенные подробности выносить в справочные и тематические врезы. Если один из первых абзацев у вас начинается с перечисления чиновников, принявших участие в событии, или с перечня гектаров площадей, засеянных теми или иными культурами, считайте, что вы своими руками «убили» текст. Если чиновники и площади вам непременно нужны в самом тексте, найдите вариант описания общими словами — «В чествовании ветеранов участвовали представители районной администрации» и «В этом году сельхозпредприятия области увеличили площадь посевов зерновых». А все цифры и фамилии должны уйти в справочный врез. В случае с цифрами — скорее всего, в инфографику.
,
,
Перед сдачей текста верстальщику скрупулезно перечитайте его и вырежьте из него весь «мусор» в отдельные блоки. Только так вы избавите читателя от спотыкания при чтении и поможете ему добраться до последнего предложения. Условно, если вы написали материал объемом в 3000 знаков (если это, конечно, не колонка мнений, очерк или репортаж), в основном тексте в итоге должно остаться две трети, а одна треть — уйти в справочные и тематические врезы или инфографику.
,
,
Что изменено в графической модели:
• применили более другую шрифтовую пару для создания контрастной системы стилей;
• изменен принцип подачи обложки для стимулирования розничных продаж (блок информативных анонсов второго плана в видимой части газеты на выкладке, «плавающий» логотип позволяет смещать акценты на полосе и использовать разные форматы центральных снимков);
• изменена модульная сетка (прежний 4-колонник делал полосы маловариативными при верстке);
• усилены акценты на второстепенных «точках входа».
,
,
Что изменено в подаче текстов:
• максимальная «дробность» больших текстов;
• информативность подачи заголовков в материалах второго и третьего плана;
• усилена структурность материалов по иерархии.
Иллюстрация на обложке: shutterstock.com