Школа дизайна: редизайн газеты

Пиар издания, который сразу бросается в глаза — безусловно, его «одежка». Нельзя произвести впечатление на человека никакими преимуществами, если вы в тусклой  футболке с застиранными разводами. Это очевидно. Неочевидно другое — «смена гардероба» связана с подводными камнями, об которые бьется большинство редакций. В итоге и деньги, и усилия самой редакции, потраченные на смену оформления, оказываются лишь напрасными и обидными тратами.

Чтобы никого не мучать, сразу, без обиняков. Редизайн — это не просто новые шрифты, пиктограммки и рамочки. Футболку можно перекрасить, закрыть потертости эффектными заплатками… Да мало ли чего еще можно изобрести для ее реанимации. Средств сейчас, даже несмотря на ценники и прореженные полки, вагон и маленькая тележка. Ничего не поможет. Обвисшие бока и слежавшийся воротничок выдадут вас с потрохами. Потому что редизайн — это комплексное решение. Скажем так, невозможно провести смену графической модели без работы всей редакции. Дизайнеры могут только «перекрасить», но не изменить оформление.

Пиар издания, который сразу бросается в глаза — безусловно, его «одежка». Нельзя произвести впечатление на человека никакими преимуществами, если вы в тусклой  футболке с застиранными разводами. Это очевидно. Неочевидно другое — «смена гардероба» связана с подводными камнями, об которые бьется большинство редакций. В итоге и деньги, и усилия самой редакции, потраченные на смену оформления, оказываются лишь напрасными и обидными тратами.

Чтобы никого не мучать, сразу, без обиняков. Редизайн — это не просто новые шрифты, пиктограммки и рамочки. Футболку можно перекрасить, закрыть потертости эффектными заплатками… Да мало ли чего еще можно изобрести для ее реанимации. Средств сейчас, даже несмотря на ценники и прореженные полки, вагон и маленькая тележка. Ничего не поможет. Обвисшие бока и слежавшийся воротничок выдадут вас с потрохами. Потому что редизайн — это комплексное решение. Скажем так, невозможно провести смену графической модели без работы всей редакции. Дизайнеры могут только «перекрасить», но не изменить оформление.

,

Типичная комплексная «реинкарнация» издания на примере газеты «Голос правды» из Красноармейского района Краснодарского края. Если посмотреть на полосы газеты до редизайна, то можно заметить, что редакция и так старалась вычленять из текстов второстепенные детали. Но «блеклость» шрифтовой гаммы и слабый акцент на второстепенных «точках входа» все равно делали полосы «серыми».
Типичная комплексная «реинкарнация» издания на примере газеты «Голос правды» из Красноармейского района Краснодарского края. Если посмотреть на полосы газеты до редизайна, то можно заметить, что редакция и так старалась вычленять из текстов второстепенные детали. Но «блеклость» шрифтовой гаммы и слабый акцент на второстепенных «точках входа» все равно делали полосы «серыми».

,

Редизайн — это плотная, практически революционная работа с подачей текстов. Это особенно важно в новых условиях. Когда газеты перестали быть авангардом СМИ.

,

Сейчас единственной ценностью заголовков является информативность. Из заголовка читатель мгновенно должен получить ключевую информацию о сути вашего текста

,

Что это значит?

Во-первых, необходимо переосмыслить подачу ключевых «точек входа» в публикации — заголовков. Старый привычный формат заголовков, до сих пор культивируемый преподавателями журфаков, давно умер для современного читателя. Сейчас единственной ценностью заголовков является информативность. Из заголовка читатель мгновенно должен получить ключевую информацию о сути вашего текста. Таким образом «образность», с которой носятся, как с иконой, в вузах, уместна сегодня только в заголовках материалов первого плана. Потому что их обязательно должны сопровождать подзаголовки или надзаголовки, которые и отвечают за информативность заголовочного комплекса. А вот публикации второго и третьего планов (ни подзаголовков, ни надзаголовков в них не может быть, иначе они будут конфликтовать с близкими по кеглю заголовками) безоговорочно должны быть информативными. Не «Поколение народного искусства», а «Районный хор победил на областном конкурсе». Не «Огородные страдания», а «Заморозки не дали огородникам высадить картошку вовремя».

,

,

Во-вторых, нужно поменять отношение к лидам. То есть перестать считать первые абзацы ваших текстов лидами.  Как бы вы их ни выделяли (начертанием, кеглем), лидами от этого они не становятся. Лид будет лидом только в одном случае — если он будет емким (до 250-300 знаков) и будет нести в себе сжатый смысл всего вашего текста. Ну, если вам так проще, то лид — это расширенная версия подзаголовка. Изложения в школе писали все. А теперь представьте, что надо написать изложение в трех предложениях…

,

,

Наконец, в-третьих. Мало написать текст. Чтобы он был максимально эффективно прочитан, нужна «дробная» подача. Даже для коротких материалов. В тексте необходимо оставлять непосредственное описание события или факта. А все второстепенные подробности выносить в справочные и тематические врезы. Если один из первых абзацев у вас начинается с перечисления чиновников, принявших участие в событии, или с перечня гектаров площадей, засеянных теми или иными культурами, считайте, что вы своими руками «убили» текст. Если чиновники и площади вам непременно нужны в самом тексте, найдите вариант описания общими словами — «В чествовании ветеранов участвовали представители районной администрации» и «В этом году сельхозпредприятия области увеличили площадь посевов зерновых». А все цифры и фамилии должны уйти в справочный врез. В случае с цифрами — скорее всего, в инфографику.

,

,

Перед сдачей текста верстальщику скрупулезно перечитайте его и вырежьте из него весь «мусор» в отдельные блоки. Только так вы избавите читателя от спотыкания при чтении и поможете ему добраться до последнего предложения. Условно, если вы написали материал объемом в 3000 знаков (если это, конечно, не колонка мнений, очерк или репортаж), в основном тексте в итоге должно остаться две трети, а одна треть — уйти в справочные и тематические врезы или инфографику.

,

,

Что изменено в графической модели:

   применили более другую шрифтовую пару для создания контрастной системы стилей;

   изменен принцип подачи обложки для стимулирования розничных продаж (блок информативных анонсов второго плана в видимой части газеты на выкладке, «плавающий» логотип позволяет смещать акценты на полосе и использовать разные форматы центральных снимков);

   изменена модульная сетка (прежний 4-колонник делал полосы маловариативными при верстке);

   усилены акценты на второстепенных «точках входа».

,

,

Что изменено в подаче текстов:

   максимальная «дробность» больших текстов;

   информативность подачи заголовков в материалах второго и третьего плана;

   усилена структурность материалов по иерархии.


Иллюстрация на обложке: shutterstock.com