Мечта о русском New Yorker сбывается

Максим Мамлыга попал в мир медиа не сразу: сдал ЕГЭ почти по всем предметам, получил юридическое образование и даже успел поработать в «Красном Кресте». Он любит шутить, что до сих пор не знает, кем он вырастет. Максим, конечно, лукавит — он стремительно растет и развивается как книжный обозреватель нового журнала «Правила жизни» и куратор отдела искусств книжного магазина «Подписные издания. В интервью ЖУРНАЛИСТУ он рассказал о том, почему глянцевые журналы и бумажные книги не умрут в эпоху цифровизации, что такое интеллектуальный глянец и почему современная русская литература — мировое явление.

 

«Набоковскую “Лолиту” впервые напечатал Playboy»

— Максим, вы выступили приглашенным редактором в литературном номере «Правил Жизни». Насколько я понимаю, это продолжение традиции Esquire, когда раз в год выпускались литературные номера, и вы участвовали и в их создании. Какие отличия у этого выпуска от предыдущих?

— В Esquire действительно были литературные номера, и они строились по разным схемам. Например, был 2020 год, пандемия, и мы сделали литературный проект внутри регулярного номера. Он был посвящен «Москве после эпидемии глазами современных русских писателей». Это всегда было микроисследование, которое нам что-то интересное рассказывало.

В этом году, когда издательский дом Hearst Magazines отозвал лицензию на издание журнала, быстро был найден выход из этой ситуации. Команда Esquire будет заниматься новым проектом — «Правила Жизни». Было решено снова сделать литературный номер. Если вы вспомните прошлые выпуски, там тоже были иллюстрации, но здесь — это насквозь иллюстрированный номер, он больше, он дико красивый. И сама тема — человек и музыка, затрагивает интермедиальность и вопрос о связи человека с этим видом искусства. То есть, человек — общество — литература — музыка. Как эта схема работает, как это получается. Тоже микроисследование, но под другим углом: более плавно, формально, широко.

При этом такой формат внутри глянца — это всегда про тактильность, реакцию на цифровую реальность, в которой мы сейчас живем. Очень важно, как сейчас часто говорят в психологии, «заземлиться». Когда у тебя есть бумага, «кра-си-ва-я», ты ее берешь, листаешь. В этом году — заземлиться очень и очень необходимо.

 

— Да, это первая тема, о которой думаешь. Не было ли у вас мыслей, когда переформатировали журнал, что он поменяется не в лучшую сторону?

— Случилось даже наоборот: Esquire — это определенный формат, лицензия, рубрики. А здесь ты понимаешь, что рамка отпала, и дальше новой свободой ты можешь распорядиться по-разному. Команда Esquire этой свободой распорядилась очень достойно. Знаете, была такая вековечная мечта о русском New Yorker: иллюстрированном, интеллектуальном журнале. И мне кажется, то, что сейчас выпускает команда «Правил Жизни», не похоже на New Yorker, но это действительно интеллектуальный, остроумный глянцевый журнал.

 

— Я как раз думала о том, что интеллектуальный глянец звучит для некоторых людей как оксюморон, потому что у них в голове завис, например, образ Cosmopolitan: в нем яркая, блестящая картинка, ноль смысла, много рекламы, много стереотипов.

— Этот момент как раз связан с историей глянца. Если вы посмотрите самые разные интервью главных редакторов как зарубежного, так и российского глянца, начиная от Сергея Минаева и Алены Долецкой и заканчивая зарубежными ребятами, вы поймете, что возникает очень интересная картина. После кризиса 2008 года и всеобщей цифровизации было понятно, что глянец будет меняться. То, что происходит определенная интеллектуализация, — это закономерно.

,

Если мы оглянемся назад, то поймем, что глянец практически всегда использовал интеллектуальные темы. Джоан Дидион писала для Vogue, Эдуарда Лимонова долгие годы поддерживал журнал GQ, давая ему место для публикации своих рассказов. «Лолиту» Набокова в первый раз напечатал Playboy.

,

— Можно еще сравнить это с опытом с издания Rolling Stone. Они сначала писали только о музыке. Потом случился культ рок-музыки, и «просто красивые обои» стали наполнены смыслом. Нет ощущения, что цифровизация, которая сейчас идет, может убить глянец?

— У разного глянца есть своя история. Например, Esquire, который выходил в 1940-е годы — это один журнал, в 70-е — другой журнал, в нулевые — третий журнал. Так или иначе, любое медиа трансформируется, реагирует на то, что происходит. Понятно, что какие-то практики или статьи, которые были в глянце 90-х, трудно представить сейчас. Они уже часть истории.

Что касается красивой картинки: у многих по инерции нулевых глянец ассоциируется прежде всего со сверхпотреблением. Когда в России была эпоха гламура, глянец был одним из тех, кто ее поддерживал, возводил на пьедестал. Однако уже давно глянец не является маркером потребления. Издания пишут о моде и критикует ее, ведь она является одной из самой грязных индустрий. Также в глянце пишут про тяжелые социальные проблемы. В прошлом году на обложке журнала «Домашний очаг» появилась Грачева, которой муж отрубил кисти рук. Издание подняло с обложки вопрос о проблеме домашнего насилия, которая стоит в России очень остро. Одна из функций глянца, которая не перешла к другим медиа — начиная с Энди Уорхола, глянец создавал звезд, искал героев нашего времени.

 

«Хрупкая, самонастраивающаяся книжная экономика»

— Давайте теперь поговорим о книгах. В разговоре вы упомянули ковид: есть пласт людей, которые перестали практически выходить из дома после локдауна: есть доставка, работать можно спокойно онлайн, весь контент потреблять в интернете. С книгами похожая ситуация — многие их читают в веб-версиях. Нет страха, что книжные магазины потеряют актуальность?

— Нет, это короткий ответ. Когда только начали распространяться электронные книги, все говорили, что электронные книги убьют бумажные. А потом стало понятно, что появление нового способа потребления информации не уничтожает другие, просто происходит перераспределение. На бумажную книгу может повлиять не цифровизация — она только выравнивает баланс, и наоборот, дает разнообразные способы прийти людям к чтению. Книгам может навредить только принятие непродуманных законов и вмешательство государства в хрупкую, самонастраивающуюся книжную экономику, которая последние 30 лет выстраивалась независимым от государства образом.

 

— Сейчас цензура как-то влияет на появление книг в «Подписных изданиях» и вообще в книжных магазинах?

— Пока нет. Вы понимаете, какие сейчас законы принимаются, знаете про закон о дискредитации армии и как это повлияло на медиа в России. У нас сейчас рынок выкошен. Любой журнал в России, те же «Правила Жизни», как древесный папоротник после вымирания. Уже нигде их не осталось, все выжжено, и только на Канарах они растут. Реликтовое растение. То же самое происходит и с книгами.

Главное, что угрожает книжной индустрии сейчас — принятый закон о пропаганде гомосексуализма в новой своей редакции. Квирная литература востребована сейчас намного больше, чем многим бы хотелось. Например, у второй части книги «Лето в пионерском лагере» стартовый тираж был 250 тысяч экземпляров. Это невероятные тиражи для книжного мира, где средний тираж две, ну три тысячи экземпляров. И как этот закон будут именно применять — непонятно. Будут ли тиражи изымать, признавать книги иноагентами, вносить их в особый реестр. Сегодня мы будем все читать этот закон и смотреть, какие там именно формулировки. Потом смотреть на практику правоприменения. Сейчас говорят, что в библиотеках должны появиться определенные помещения закрытые, куда вход разрешен только с паспортом. И с предупреждением, что вы там встретите. Как такую штуку организовать в небольшом книжном магазине? Это что, получается, продавать из-под полы, из-под прилавка? Придет человек и спросит: «А у вас есть чего?» А мы такие… [тут Максим подмигивает].

 

— Похожая практика — книги в целлофане.

— Нет, будет хуже. Ты уже не сможешь эту книжку выложить на публику. Дети ее увидеть вообще в принципе не должны. Отметки «18+» и целлофана мало. Я понимаю, что и в моей работе я писал про эти книги тоже. И что? Теперь про них нельзя писать. Более того, я не смогу взять и просмотреть все свои тексты и все убрать оттуда. Но прокуратура или Роскомнадзор может счесть это, как в случае с некоторыми цифровыми материалами, продолжающимся правонарушением: висит в интернете, значит, продолжает правонарушать. Неважно, было это опубликовано год назад или 20 лет назад: висит — значит, продолжается. И я вполне подпадаю под этот штраф. 

 

— Благодаря таким людям, как вы, людям стало легче читать. Можно больше читать, но от этого мы стали намного дальше от книг, чем когда-либо, не кажется ли вам так?

— Будем прагматичны. Я против навязывания стыда в плане чтения, мы это называем букшеймингом. Я против букшейминга и даже писал об этом заметку когда-то. Дело в том, что в плане книг единственный подход, который нам может помочь, максимально демократичный. Вспомним маркетинговое понятие «воронки». Допустим, мы напечатаем журнал с рассказом Лимонова, дальше из 100 тысяч человек, которые купят этот журнал, прочитает 80 тысяч человек, купят книжку 30 тысяч человек. Это история именно такая: в воронку проваливаются не все. Окей, хорошо, что ж теперь делать, не печатать?

,

 

«Литературный канон, который мы впитываем со школьным сладковатым чаем»

— Максим, вы обозреватель, критик, хотя последнее слово некоторых пугает. Кого вы считаете своими конкурентами, на кого ориентируетесь в профессиональном плане?

— У нас не конкурентная сфера. Наоборот, книжный мир — это поддерживающее сообщество. Успех одного — успех всех вместе. У меня нет идентичности критика, есть идентичность обозревателя. Критик, в моем понимании, — человек, который пишет большие тексты. Я же пишу большие тексты достаточно редко. Чаще всего мой максимум 700 знаков. У меня другие достоинства. Знаете, были у Исайи Берлина было эссе «Еж и лиса». Лиса знает много мыслей, но маленьких, а еж одну, но большую. Может быть, обозреватели и критики отличаются по этому принципу. При этом есть коллеги, которых я регулярно читаю. Это Галина Юзефович, Константин Мильчин, Полина Бояркина, Елена Васильева, Сергей Вересков и Володя Панкратов. Я могу предлагать имена вам очень долго.

Есть еще такие штуки, которые я никогда не смогу. Например, я никогда не напишу эссе, как Сьюзен Зонтаг или Полина Барскова, какие-нибудь действительно большие прекрасные умные тексты. Или Михаил Шишкин — это просто высший пилотаж. Я не знаю, кому надо продать душу чтобы писать вот так.

 

— Кажется, что в эпоху глянца возникает прилизанная литература: человек может купить номер, пролистать, прочитать десять рассказов и решить, что он гений, интеллектуал. Чуть посмотрел — и на этом успокоился. Это вызывает внутренний комфорт у людей, они уверены, что начитанны. Нет ли ощущения, что это не та литература «оголенного нерва», которая была раньше?

— Если говорить о качестве современной литературы, мне в это плане кажется хорошим вариантом отсылать к эссе Алексея Поляринова «Культура и трагедия», с которого началось обсуждение, должна ли литература быть современной. Я абсолютно убежден, что русскоязычная литература ни в чем не уступает мировой. У нас есть абсолютно уникальные авторы на самый разный вкус.

 

— А уступает нынешняя литература литературе XIX века?

— Судить сложно и даже, наверное, бессмысленно.

,

Есть литературный канон, который мы все впитываем вместе со школьным сладковатым чаем. На пространстве от Москвы до Камчатки, от Мурманска и до Сочи мы все читали примерно одни и те же книжки.

,

Нам говорят, что вот это — хорошо, долго объясняют, почему это хорошо. Показывают, какие там бездны и глубины. Возможно, если бы с таким же вниманием люди относились к современной литературе, можно было бы объективно говорить о ее качестве. Я считаю, что нет, не уступает — просто она другая. Мы же не будем всерьез сравнивать Солженицына с Гоголем. Тогда зачем нам сравнивать Евгению Некрасову и Всеволода Гаршина?

,

Иллюстрация на обложке: shutterstock.com, изображения «Правила жизни»