Взять идею штурмом: как генерировать эффективные решения в команде

Автор: Екатерина Павлюченко

Одна голова хорошо, а две придумают в два раза больше идей. Когда в редакции закончились темы для материалов, не запускается спецпроект или срываются герои главных текстов, пора проводить командный брейншторм.

Цель мозгового штурма – найти все способы решения проблемы. При этом идеи могут быть как совсем сумасшедшими, так и легко осуществимыми. Главное, вычленить из облака решений те, которые будут полезны для вашей редакции.

Чтобы провести брейншторм, который не превратится в пустую болтовню, а даст реальную пользу, нужно следовать простым правилам. ЖУРНАЛИСТ разбил мозговой штурм на три этапа, в каждом из которых выделил простые шаги. Бонус – в конце материала мы собрали рабочие техники брейншторма. Кстати, некоторые из этих техник можно использовать и при индивидуальном мозговом штурме.

Первый этап: подготовка

   Фейсконтроль

Наметьте список тех, кто должен участвовать в мозговом штурме. Не переусердствуйте: исследования показывают, что работа в больших группах снижает производительность каждого из участников. Например, Harvard Business Review советуют не проводить брейншторм в команде больше чем из 10 человек. Оптимальное число – от четырех до восьми участников.

   Домашнее задание

Попросите каждого из участников тщательно подготовиться к встрече. Пусть каждый выполняет свою работу и проводит свой первичный ресерч. Например, во время работы над медиасопровождением инвестиционных питч-сессий крупной компании мы делились следующим образом: дизайнер подбирал референсы для оформления соцсетей, маркетологи искали СМИ для партнерки, эсэмэмщики набрасывали примерный контент-план. Потом все идеи выносились на обсуждение.

   Вечер вопросов и предложений

Пусть участники также подумают и над вопросами, которые им важно обсудить с коллегами. Порядок работы, обязанности, объем работ и конечная цель – лучше заранее восполнить все пробелы, чтобы потом не останавливаться на этом.

Второй этап: брейншторм

   Время – деньги

Чтобы мозговой штурм не превратился в обсуждение новостей и планов на выходные, ограничивайте мозговой штурм по времени. Выделите на каждую из задач по 15-20 минут. Этого времени должно хватить для того, чтобы услышать идеи друг друга и обсудить их.

•   Слово предоставляется

Даже во время поиска спонтанных идей нужен модератор. Он будет следить за тем, чтобы высказался каждый участник, штурм не отходил от темы, и все вопросы были освещены. Модератор особенно нужен, когда в коллективе больше пяти человек.

   Минуточку внимания

Одно из важнейших правил – не перебивать друг друга во время брейншторма. Пусть каждый выскажется до конца. Если во время речи коллеги вам пришла в голову идея – запишите ее. Если участник говорит слишком долго, установите правило, что каждый может высказываться только две-три минуты.

   Пишите, Шура, пишите

Мозговой штурм может принести много классных идей. Главное, успеть их записать. Пусть один из вас ведет список ключевых пунктов, которые вы обсудили. После сессии все идеи можно перечитать и выбрать лучшую. Кроме того, такой конспект встречи пригодится коллегам, которые не смогли участвовать в брейншторме.

Третий этап: после мозгового штурма

   Естественный отбор

Когда вы накидали идеи, вычеркните нереалистичные или слишком энергозатратные идеи. Например, позвать на камерное мероприятие для школьников Познера или Дудя (внесен в реестр иноагентов) – это нереалистичный сценарий. А вот собрать нишевых экспертов, которые смогут увлечь молодую аудиторию – хорошее решение.

   Самые честные выборы

Когда вы собрали шорт-лист идей, предложите коллегам проголосовать за лучшую. Удобнее всего создать гугл-форму – быстро, просто и наглядно.

ТЕХНИКИ МОЗГОВОГО ШТУРМА

Вы можете провести классический брейншторм: команда собирается, накидывает идеи, обсуждает лучшие и принимает решение. А можете воспользоваться специальными техниками, которые помогут найти самые неожиданные и оригинальные идеи.

1) ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ

Это концепция Эдварда де Боно, которая поможет рассмотреть ситуацию с разных ракурсов. Каждый в команде берет себе определенную роль – шляпу. Например, роль критика, роль рационала, выдумщика, руководителя, оптимиста. И всю сессию рассматривает идеи под своим углом. Критик будет искать изъяны, выдумщик – накидывать самые необычные идеи, оптимист – хвалить эти идей, а рационал – искать способы их реализации.

Метод поможет оптимизировать мозговой штурм и задействовать каждого участника команды.

2) КАРТОЧКИ ИДЕЙ

Используйте специальные карточки, которые предназначены для мозговых штурмов. На карточках написаны наводящие вопросы о сути продукта, его применении, аудитории и т.д. Например, вопросы: «А что если смешать медиаканалы?», «А что если использовать чат-бота?» и др. Такие карточки можно купить в книжном или создать самим.

3) ТЕХНИКА «ДА, И»

Смысл прост: кто-то один высказывает идею. Следующий подхватывает ее, добавляя детали. И так все участники мозгового штурма. В итоге получается готовая концепция, которую сразу можно реализовывать. Главное, зацепиться за правильную идею.

4) МЕТОД ДЕЛЬФИ

Классный способ проводить брейншторм онлайн. Все собравшиеся пишут свои идеи, а затем передают ведущему. Плюс этого способа в том, что высказаться смогут все, идеи не будут перемешиваться, а участники сохраняют анонимность. После того, как ведущий соберет идеи, можно начинать классический мозговой штурм, этапы которого мы описали выше.


Иллюстрация на обложке: shutterstock.com