Швейцарские пионеры Le Quotidien Jurassien

Текст: Брайан Везелинг, WAN-IFRA

До недавнего времени швейцарская газета Le Quotidien Jurassien казалась традиционным СМИ, ориентированным на печатную версию, со старым сайтом, содержание которого полностью скрывалось за пэйволом. Однако в 2022 году в компании обновили сайт, перестроили работу редакции и увеличили цену на цифровую подписку.

Медиакомпания Le Quotidien Jurassien была основана в 1993 году в результате слияния газет Le Pays и Le Démocrate в Делемоне, в столице северо-западного швейцарского кантона Юра (население – 80 000 жителей). Одноименная ежедневная газета имеет тираж более 17 000 экземпляров и более 2000 цифровых подписчиков.

Сегодня у Le Quotidien Jurassien есть привлекательный современный веб-сайт с сочетанием платного и бесплатного контента, активные аккаунты в социальных сетях, а также ежедневная утренняя рассылка новостей. Хотя для многих издателей все это может показаться довольно обыденным, для Le Quotidien Jurassien это нечто совершенно новое. Еще в начале 2022 года газета не выглядела изданием, в котором идет процесс цифровой трансформации. На самом же деле здесь усердно работали над планированием и разработкой своего нового сайта и рабочих процессов, необходимых для его поддержки, с 2019 года.

ИМЕННО ТОГДА ВЛАДЕЛЕЦ ЭТОЙ НЕБОЛЬШОЙ ГАЗЕТЫ РЕШИЛ, ЧТО ПОРА СДЕЛАТЬ СЕРЬЕЗНЫЙ ШАГ В ПРЕОБРАЗОВАНИИ СВОЕГО СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА ИЗ ПЕЧАТНОГО В ЦИФРОВОЙ.

 

СЕБАСТЬЕН ВУАЗАР, владелец Le Quotidien Jurassien

Много лет у Le Quotidien Jurassien функционировал устаревший сайт, весь контент которого находился за пэйволом. «Это был просто автоматический экспорт из нашей IT-системы на сайт, причем качество оставляло желать лучшего. Мы постоянно сталкивались с техническими проблемами, – вспоминает Себастьен Вуазар, владелец Le Quotidien Jurassien. – Для аудитории эти статьи не были доступны бесплатно. Если кто-то хотел прочитать их, ему следовало подписаться. Причем контент обновлялся по будням всего один раз в сутки: в пять часов утра публиковались материалы из свежего номера газеты (иногда без фотографий). В выходные дни обновлений не было вовсе».

 

ДАЛЕКО ОТ ЦЕЛИ

В 2019 году, посещая мероприятие WAN-IFRA в Париже, Вуазар узнал о предстоящем запуске в Европе Table Stakes, американской программы, направленной на то, чтобы помочь местным издателям преобразовать свой бизнес за счет улучшения взаимодействия со своей аудиторией. Table Stakes Europe учредили WAN-IFRA и организатор Table Stakes Даг Смит в партнерстве с Google News Initiative. После подачи заявки и ее принятия команда Le Quotidien Jurassien присоединилась к 13 европейским издателям в первой сессии Table Stakes Europe, которая началась осенью 2019 года. Другие СМИ, принимавшие участие в проекте, уже значительно продвинулись в цифровой трансформации; команде же швейцарской газеты пришлось фактически начинать с нуля.

Вот так сейчас выглядит сайт Le Quotidien Jurassien

«К тому времени мы уже года два всерьез размышляли о том, как нам изменить работу в онлайне. У нас все-таки небольшое издание, а не крупное СМИ с миллионной аудиторией, и мы на самом деле не знали, что нужно делать, – говорит Вуазар. – В этом смысле проект Table Stakes оказал нам большую помощь, потому что он дал нам структуру и методологию. Для нас это было очень важно, поскольку даже по сравнению с другими участниками из нашей первой группы Table Stakes мы были теми, кто находился дальше всех от цели».

По его словам, сразу возникло много вопросов, например, с чего именно следует начать и как. Не в последнюю очередь это касалось многочисленных технических аспектов. «Мы не знали, например, как мы должны усовершенствовать и оптимизировать нашу систему управления контентом (CMS). Нужно ли нам самим что-то делать на WordPress или имеет смысл делегировать такую задачу третьей компании, – поясняет Вуазар. – Нам потребовалось некоторое время, чтобы задать себе все необходимые вопросы, а затем протестировать, сравнить и пойти к коллегам и посмотреть, как это сделали они. И только через год можно было сказать, что мы прошли половину пути».

Поскольку они все еще были на приличном расстоянии до своей цели, Вуазар попросил координаторов Table Stakes Europe остаться в программе еще на год, и Le Quotidien Jurassien продолжила участие в проекте.

 

НА ОДНОЙ ДОРОГЕ

Примерно за год до запуска нового сайта те сотрудники издания, которые непосредственно были связаны с Table Stakes Europe, собрали команду из 10 человек из разных отделов редакции, которую они назвали «пионерами», чтобы рассказать им о том, что предстоит сделать. «Эти люди были вовлечены в переходный процесс почти на целый год», – отмечает Реми Шетела, главный редактор Le Quotidien Jurassien.

«У нас с «пионерами» проходили две встречи в месяц, и это действительно были открытые и жаркие дискуссии, – добавляет digital-редактор Амели Де Томи, ключевой член команды Le Quotidien Jurassien в Table Stakes. – Мы часто спорили о разных вещах и старались поделиться многим из того, чему учились во время участия в проекте, чтобы наши коллеги действительно могли понять, что мы делаем и почему мы это делаем».

ХОТЯ И ШЕТЕЛА, И ДЕ ТОМИ ГОВОРЯТ, ЧТО «ПИОНЕРЫ» БЫЛИ ОДНИМИ ИЗ САМЫХ МОТИВИРОВАННЫХ ЛЮДЕЙ В РЕДАКЦИИ, ОДНАКО НУЖНО ПРИЗНАТЬ, ЧТО ОСТАЛЬНЫЕ СОТРУДНИКИ, КАК И СЛЕДОВАЛО ОЖИДАТЬ, ПО-РАЗНОМУ ВОСПРИНЯЛИ ИЗМЕНЕНИЯ.

«Конечно, почти у всех были некоторые опасения. Страх – вполне нормальная реакция на грядущие перемены, тем более, если они довольно-таки масштабные. Поэтому людей нужно немного успокоить», – рассуждает Де Томи.

«В нашем коллективе, как и в любой другой редакции, собрались разные люди, – продолжает она. – Некоторые из них давно говорили о пересмотре работы с цифрой, так что с большим энтузиазмом восприняли нововведения. Но были и те, кого все устраивало, и они не хотели что-то менять. В конце концов и до них удалось донести слова Реми: «Мы все будем на одной дороге. Некоторые из вас будут бегать, а другие просто ходить. Но у всех нас одинаковая обувь и мы пойдем в одном направлении».

 

В НОВОМ РЕЖИМЕ

Одним из самых больших изменений в редакции Le Quotidien Jurassien, в которой трудится в общей сложности около 30 журналистов, стало то, что теперь их рабочий день начинается раньше.

«ТЕПЕРЬ МЫ ПРИСТУПАЕМ К РАБОТЕ ОЧЕНЬ РАНО УТРОМ, – ПРИЗНАЕТСЯ ДЕ ТОМИ. – НЕКОТОРЫЕ СОТРУДНИКИ НАЧИНАЮТ В 5:30 С СОСТАВЛЕНИЯ И РАССЫЛКИ ИНФОРМАЦИОННОГО БЮЛЛЕТЕНЯ».

Шетела добавляет, что члены редакции теперь работают не так изолированно, как раньше: «Мы стали более открытыми. Мы чаще общаемся друг с другом и вовлекаемся во все рабочие процессы». Кроме того, по словам Де Томи, в веб-команде, которой не существовало в принципе, сегодня работают три человека.

В недавнем прошлом журналисты получали свои задания во время утренней редакционной планерки и работали над ними во второй половине дня. «Теперь все по-другому, – рассказывает Шетела. – Вы получаете информацию, пишете текст и сразу размещаете его на сайте. Вне зависимости от того, утро это, день или вечер. Для нас такой порядок кардинально отличается от прежнего режима. Мы все привыкли к тому, что время, когда мы занимались написанием статей, наступало обычно после обеда».

Кроме того, прибавилось работы у технического отдела Le Quotidien Jurassien. Ключевым нововведением стало внедрение нового инструмента планирования, который они назвали Conductor. Его разработала IT-команда совместно с компанией-поставщиком CMS. Этот инструмент помогает редакции координировать и отслеживать процесс подготовки статей от назначения задачи и редактирования до того, где и когда они были опубликованы в их цифровых, а также печатных продуктах.

«Conductor – это библия нашей редакции. С ним мы можем эффективно и оперативно управлять контентом как сайта, так и печатной газеты», – говорит Шетела.

Презентация кейса Le Quotidien Jurassien

БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ

23 марта 2022 года Le Quotidien Jurassien перезапустила свой полностью переработанный сайт и опубликовала первый выпуск своего нового ежедневного информационного бюллетеня (отправляется около 6:30 утра с понедельника по пятницу). Также с этого дня они стали публиковать больше материалов в социальных сетях, особенно на тех платформах, на которых ранее не были активны.

Из интервью, проведенного через несколько недель после запуска, ясно, что Вуазар, Шетела и Де Томи явно гордятся тем, чего достигли сотрудники Le Quotidien Jurassien, и довольны первыми отзывами, которые они получили.

«Люди сразу увидели разницу между тем, что мы делали раньше, и тем, что мы делаем сейчас», – заявляет Шетела.

«Результаты хорошие, – добавляет Де Томи. – Мы действительно довольны сайтом. Это на самом деле успех для нас – настолько глобально поменять подход к рабочим процессам. Я не вижу никаких негативных моментов. За исключением того, что нам пришлось резко вводить изменения – иногда это может немного пугать людей. Но сейчас мы все очень счастливы. Мы называем это «Большой взрыв», потому что это новая атмосфера, новая жизнь, новая эра для нашей редакции». 

 

ПО АДЕКВАТНОЙ ЦЕНЕ

Обновленный сайт благоприятным образом сказался на цифровой подписке: количество новых подписчиков растет с большей скоростью, чем ожидали в компании. Сегодня Le Quotidien Jurassien предлагает подписаться только на цифровую или бумажную версию, а также на пакет «бумага плюс цифра». Оплачивать подписку можно ежемесячно, один раз в три месяца, в полугодие или в год. Вуазар говорит, что популярностью пользуется пакетная подписка (Premium), и именно она продемонстрировала наибольший рост за последние два года.

В КОМПАНИИ ДАВНО ТВЕРДО УБЕЖДЕНЫ, ЧТО ЦИФРОВОЙ КОНТЕНТ ЗАСЛУЖИВАЮТ ТОГО, ЧТОБЫ ЦЕНА НА НЕГО СООТВЕТСТВОВАЛА ТОЙ, КОТОРУЮ ОНИ ВЗИМАЮТ ЗА СВОЮ ПЕЧАТНУЮ ГАЗЕТУ.

«С самого начала, еще лет 15 назад, когда у нас только появилась цифровая копия, мы были одним из тех изданий, у кого она стоила дорого, – напоминает Вуазар. – Все наши коллеги предлагали очень низкие цены на электронную версию. Мы же поступили и продолжаем поступать наоборот. Раньше наш печатный продукт стоил около 360 швейцарских франков в год, а цифровой – около 240 франков в год. Недавно мы увеличили цены (особенно на цифру), и теперь наш печатный продукт стоит 419 франков, а цифровой продукт – 327 франков в год. Цена пакета Premium – 445 франков в год. И это работает. Мы не встретили никого, кто сказал бы, что слишком дорого».

Сегодня Le Quotidien Jurassien предлагает подписаться только на цифровую или бумажную версию за 327 и 419 франков в год, а также на пакет Premium («бумага плюс цифра») за 445 франков в год

Вуазар отмечает, что установление более высокой цены на цифровую подписку рекомендуется издателям, участвующим в Table Stakes Europe, где, по его словам, им было сказано: «Будьте осторожны. Люди склонны устанавливать слишком низкие цены на цифровой контент, и это создает впечатление, что он имеет небольшую ценность». «Но это неправильно! – восклицает он. – Потому что за этим стоит большая работа, которая приносит реальную пользу читателю».

«Последние три года у нас цифровая подписка росла на 20-30%, – продолжает Вуазар. – Это немного. Три с половиной года назад у нас было 1000 цифровых подписчиков, а сейчас их 2000».

С новым сайтом в компании рассчитывают продать как минимум 200 цифровых подписок к весне 2023 года. За первый месяц работы нового сайта подписку приобрели более 50 человек. «Конечно, у нас действовало специальное предложение, и мы должны внимательно следить за ценообразованием. Но я полагаю, что это довольно хорошее начало», – считает Вуазар.

 

НЕ ТОЛЬКО КЛИКИ

Единственное, что в Le Quotidien Jurassien еще пока не делают – они не делятся метриками и данными, которые собирают через свой новый сайт, со своими журналистами, хотя это находится в стадии разработки, как утверждает Де Томи.

«Мы все еще ждем, чтобы убедиться в полноте и верности собираемых данных. Мы не хотим делиться неточной информацией, – говорит она. – Да, мы планируем начать делиться некоторыми показателями, но не будем это делать бездумно. Просто предоставить некоторые данные и сказать, что ваша статья получила 3000 кликов, – бессмысленно.

МЫ НЕ ХОТИМ БЫТЬ РЕДАКЦИЕЙ, КОТОРАЯ БЕСПОКОИТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО О КЛИКАХ. НАША ЦЕЛЬ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ ИМЕТЬ РАЗНООБРАЗНЫЙ И КАЧЕСТВЕННЫЙ КОНТЕНТ, ШИРОКИЙ ВЫБОР СПИКЕРОВ И МНЕНИЙ.

Если статья плохо набирает клики, то это вовсе не означает, что она плохая. И наши журналисты это понимают».


Источник фото: rts.ch, WAN-IFRA