Когда нейросеть заменит журналистов?

Автор: Софья Чернецкая

Использование нейросетей постепенно становится неотъемлемой частью медиаиндустрии. ИИ упростил производство контента и взаимодействие с читателями. Но если робот способен сам генерировать контент, то зачем нужны люди? ЖУРНАЛИСТ поговорил с журналистами, айтишниками и нейросетью.

Одним из первых медиа, которое начало использовать ИИ для создания контента, стало агентство Associated Press. Медиа использовало машинный интеллект для составления отчетов о прибыли, а после начало генерировать тексты на основе интересов аудитории. Это позволило сэкономить сотрудникам время и перераспределить задачи. 

Нейросети участвуют не только в создании контента, сборе и анализе данных, редактировании и корректировании текстов, но и позволяют добиться полной автоматизации работы в некоторых сферах. Например, в датамайнинге, оптимизации и распространении контента. Алексей Березовой, автор проекта «Как устроены медиа», поделился наблюдениями о взаимодействии редакций и ИИ:

«Кто не собирает фактуру для текстов с помощью ИИ, тот проиграет в трудозатратах. Кто не автоматизирует с помощью нейросети все, что можно автоматизировать, тот теряет эффективность. Кто не поручает ИИ рутинные рабочие задачи, тот снижает свою производительность. Влияние ИИ велико, и, полагаю, далеко не очевидно для аудитории.

ПО МОИМ ОЩУЩЕНИЯМ И ИНФОРМАЦИИ ОТ КОЛЛЕГ, КОЛИЧЕСТВО ИЗДАНИЙ, КОТОРЫЕ ПОЛЬЗУЮТСЯ ИИ, ГОРАЗДО БОЛЬШЕ, ЧЕМ КОЛИЧЕСТВО ИЗДАНИЙ, ПУБЛИЧНО ЗАЯВЛЯЮЩИХ ОБ ЭТОМ. ПОЭТОМУ И ПОЯВЛЯЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ ПОМЕЧАТЬ ТЕКСТЫ, СОЗДАННЫЕ С ПОМОЩЬЮ ИИ, СПЕЦИАЛЬНЫМИ ОТМЕТКАМИ».

Но тех пор как ИИ стал неотъемлемым помощником во многих СМИ, включая такой гигант как Buzzfeed, у работников появились опасения. Может ли использование ИИ привести к уменьшению роли человека в журналистике и ухудшению качества контента?

Для журналистов тучи сгустились в конце 2022 года, когда американский новостной сайт CNET опубликовал десятки статей, полностью написанных нейросетью. Это был эксперимент, который показал, что машина может быть использована для создания не только коротких новостных заметок, но и полноценных статей.

Позже появился первый в мире новостной сайт NewsGPT, контент которого полностью генерируется ИИ. Как объявляют создатели, цель портала — предоставить непредвзятые, основанные на фактах новости без какой-либо личностной окраски. И хотя это может быть революционным шагом в области журналистики, все же такое использование ИИ вызывает определенные опасения.

Основная проблема — машинная работа сопровождается ошибками и искажениями, которые влияют на качество новостей. Человек же способен самостоятельно оценить ситуацию и принять решение о том, что действительно важно для читателя. Главное преимущество журналиста — человеческий фактор, который у ИИ полностью отсутствует. Это особенно важно в интервью, получении комментариев от экспертов, словом, в тех случаях, когда необходим контакт с людьми.

«Кто не собирает фактуру для текстов с помощью ИИ, тот проиграет в трудозатратах. Кто не автоматизирует с помощью нейросети все, что можно автоматизировать, тот теряет эффективность. Кто не поручает ИИ рутинные рабочие задачи, тот снижает свою производительность. Влияние ИИ велико, и, полагаю, далеко не очевидно для аудитории. По моим ощущениям и информации от коллег, количество изданий, которые пользуются ИИ, гораздо больше, чем количество изданий, публично заявляющих об этом. Поэтому и появляются требования помечать тексты, созданные с помощью ИИ, специальными отметками».

Стоит отметить, что ИИ также может быть использован для распространения фейковых новостей и манипуляции общественным мнением. Алексей Березовой отмечает и другой минус работы нейросетей в медиа:

«ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА — ЭКСПОНЕНЦИАЛЬНЫЙ РОСТ КОЛИЧЕСТВА КОНТЕНТА. И ЕСЛИ В КРУПНЫХ ИЗДАНИЯХ ПРИМЕНЕНИЕ ИИ РЕГЛАМЕНТИРУЕТСЯ РЕДАКЦИОННЫЙ ПОЛИТИКОЙ, ТО ИНФОРМАЦИОННЫЕ, РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ И ТЕМ БОЛЕЕ КЛИКБЕЙТНЫЕ ПОРТАЛЫ, СКОРЕЕ ВСЕГО, БУДУТ ЗЛОУПОТРЕБЛЯТЬ ЭТИМ. С УЧЕТОМ И БЕЗ ТОГО НЕВЫСОКОГО УРОВНЯ МЕДИЙНОЙ ГРАМОТНОСТИ АУДИТОРИИ, ЭТО ВЫЗЫВАЕТ РЕАЛЬНЫЕ ОПАСЕНИЯ».

Но несмотря на все риски, компании продолжают автоматизировать целые отделы, заменяя реальных работников на виртуальных. В декабре 2022 года интернет-компания Buzzfeed уволила 12% своих сотрудников, хотя заявляла о намерении использовать ChatGPT только для персонализации контента, сохраняя при этом уклон на журналистику, созданную людьми.

Об этом заявил и немецкий таблоид Bild. Самая продаваемая газета в Европе объявила о сокращении сотрудников из-за «возможностей искусственного интеллекта». Издатель газеты планирует сократить расходы на 100 млн евро, что приведет к сокращению примерно 200 рабочих мест.

Это решение было принято после заявления генерального директора Bild Матиаса Депфнера о том, что издательство должно стать «исключительно цифровой медиакомпанией». По словам Депфнера, инструменты ИИ могут «сделать независимую журналистику лучше, чем когда-либо, или заменить ее».

Получается, что использование нейросетей становится полезным инструментом для создания простого контента. Но что же делать журналистам, у которых ИИ забирает рабочие места? Стоит ли им начинать беспокоиться? Алексей Березовой уверен, что нет: «ИИ угрожает только тем журналистам, которые сами его боятся. Для тех, кто не боится — он первый, эффективный, безотказный и недорогой помощник.»

Но совсем иначе считает Евгений Алексеев, эксперт в области информационной безопасности. Он полагает, что ограничить ИИ уже не получится.

«ОСТАНОВИТЬ ПРОГРЕСС НЕВОЗМОЖНО. ОПРЕДЕЛЕННО, С ГОДАМИ РАБОЧИЕ МЕСТА БУДУТ ТОЛЬКО УМЕНЬШАТЬСЯ, ЭТО ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА АВТОМАТИЗАЦИИ МНОЖЕСТВА ПРОЦЕССОВ. НО ДЛЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА ПОКУПКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИИ БОЛЕЕ УДОБНЫЙ ВАРИАНТ, ЧЕМ ПОИСК КВАЛИФИЦИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА», — ПОДЕЛИЛСЯ НАБЛЮДЕНИЯМИ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВ.

Не осталась в стороне и нейросеть. Она дала свой ответ на вопрос: «Способен ли искусственный интеллект заменить реального человека в журналистике?»

«Я являюсь искусственным интеллектом и не обладаю способностью оценивать человеческие способности в журналистике. Зато ИИ может помочь журналистам в автоматизации рутинных задач, таких как сбор и анализ данных, что позволит им более эффективно использовать свое время для более творческих целей. Но решение о том, заменять ли журналистов на искусственный интеллект, зависит от конкретной ситуации и потребностей компании».

К сожалению, нельзя с уверенностью заявить, что ИИ не заберет у журналистов рабочие места — он уже занял прочную нишу в медиабизнесе. Журналисты должны учиться сосуществовать на одном рынке с нейросетью. И чем больше прогрессирует ИИ, тем важнее для журналиста становятся навыки владения нейросетью.


Иллюстрация на обложке: shutterstock.com