Фейк-ньюс, пропаганда и думскроллинг: каким был мир медиа в «Гарри Поттере»

Автор: Ева Оганян

31 июля тому самому мальчику в очках и со шрамом в виде молнии исполняется 43 года. Конечно, люди любят великую кинофраншизу и серию книг за прекрасно прописанный мир волшебников, причем настолько, что в деталях можно представить систему СМИ. ЖУРНАЛИСТ предлагает подробнее окунуться в мир журналистики магической Англии и поискать в нем отсылки к реальным медиа.

 

ОБЩИЙ ЭКСКУРС

Основным источником новостей в мире волшебников был «Ежедневный пророк» – официальная газета, которая контролировалась Министерством Магии. Распространялась как по подписке с помощью сов, так и в журнальных киосках. Подписка стоила один кнат, который равен британскому пенни. В год прихода Волан-де-Морта к власти издание было не только главным информационным источником, но и органом пропаганды против Гарри Поттера. Газета окрестила его «нежелательным лицом №1» и публиковала разыскные ориентировки на Поттера.

В этой газете работала журналистка Рита Скитер – главная охотница за сенсациями волшебного мира. Для нее хороший материал был обязательно скандальным. Ей не составляло труда дать интервьюируемому выпить сыворотку правды, чтобы заполучить эксклюзивную информацию. Скитер часто использовала в своих материалах фейк-ньюс. Так, во время Кубка Огня, она выпустила статью о том, что Гермиона Грейнджер встречается с Гарри — текст имел огромную популярность. Можно провести очевидную параллель между магическим Пером Риты и магловскими бульварными газетами, которые порой сначала публиковали материалы, а потом давали опровержения.

Второе знаковое издание в магической вселенной – красочный журнал «Придира», издававшимся Ксенофилиусом Лавгудом, отцом Полумны, студентки Когтеврана и будущей союзницы Гарри Поттера. В нем печатались истории, которые были отвергнуты официальной прессой, как правило, потому что были похожи на бессмыслицу. Пример одной из них: материал с названием «Развей тайну мозгомышей», к которому бонусом шли спектрально-астральные очки, чтобы читатель мог увидеть тех самых невидимых летающих существ.

В отличие от «Пророка», у «Придиры» не было собственного издательства, журнал печатался в доме главного редактора Ксенофилиуса Лавгуда. Из-за своей специфики издание практически не приносило дохода и существовало только за счет рекламных публикаций.

ГЕРОИ ОТЗЫВАЛИСЬ О ЖУРНАЛЕ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ: ГЕРМИОНА ОБОЗВАЛА ЕГО «МАКУЛАТУРОЙ», РИТА СКИТЕР – «ЖУРНАЛЬЧИКОМ» ПОДХОДЯЩИМ ДЛЯ УДОБРЕНИЙ, А ВОЛШЕБНИК ДИРК КРЕССВЕЛЛ И ВОВСЕ НАЗВАЛ ИЗДАНИЕ «ЛИСТКОМ ДЛЯ ДУШЕВНОБОЛЬНЫХ».

С приходом к власти Волан-де-Морта, журнал дольше других публиковал правдивые новости волшебного мира и призывал поддерживать Гарри Поттера. Но последователи Темного Лорда заставили Ксенофилиуса изменить политику СМИ, шантажируя его похищением дочери. Издатель подчинился: так, в журнале появляются обложка «Нежелательное лицо №1. Гарри Поттер. Награда за поимку 10000 галлеонов» и статьи на тему идентификации «грязнокровок».

Во вселенной Джоан Роулинг также много внимания уделялось соревнованиям по Квиддичу – аналогу футбола, только на метлах, поэтому без спортивной прессы обойтись было нельзя. Журнал «Еженедельник ловца» служил главным источником новостей о магической игре. Целевой аудиторией издания были игроки в Квиддич, но особенно он был интересен ловцам снитча.

Так как Хогвартс – это школа чародейства и волшебства, без научной литературы не обойтись. О науке писали «Трансфигурация сегодня», где публиковались статьи об изменении формы и внешнего вида объекта; в «Практиках зельеварения» и «Проблемах Чароведения» рассматривались актуальные вопросы и зельедельческой области и заклинаний. Известно, что первый журнал был любимым у Минервы Макгонагал, преподавательницы этой дисциплины, а в последних двух периодически публиковался Альбус Дамблдор, директор учебного учреждения.

 

НЕ ТОЛЬКО ПЕРИОДИКА

Создавая свою магическую вселенную, Джоан Роулинг стремилась сделать ее максимально приближенной к реальности. Кроме газет и журналов, в волшебном мире существовало и «Волшебное радиовещание», по которому транслировались программы, новости, интервью, концерты и музыка.

Во время прихода к власти Волан-де-Морта радио полностью перешло под контроль Министерства Магии, но все же существовала одна передача, которая транслировала объективную информацию. «Поттеровский дозор» не подчинился новому режиму и продолжил говорить правду. Ведущий станции, Ли Джордан, не только объявлял новости, но и добавлял в них нотку юмора.

Настроиться на радиостанцию можно было с помощью пароля, который менялся от выпуска к выпуску, как и время выхода в эфир. Все это служило для конспирации. Подобное подпольное радио существовало и в реальном мире. ТАК, В ВЕЛИКОБРИТАНИИ 1960-Х ГОДОВ, В ОТВЕТ НА МОНОПОЛИЮ BBC НА ТРАНСЛЯЦИЮ МУЗЫКИ, ПОЯВИЛАСЬ ПИРАТСКАЯ РАДИОСТАНЦИЯ CAROLINE. ТАМ КРУТИЛИ ТУ САМУЮ ЗАПРЕЩЕННУЮ ЦЕНЗУРОЙ МУЗЫКУ И КАК МОГЛИ БОРОЛИСЬ С КОНСЕРВАТИЗМОМ.

 

КУДА ЖЕ БЕЗ ДУМСКРОЛЛИНГА

Времена прихода к власти Волан-де-Морта были эмоционально тяжелыми для всех в Хогвартсе. Так, в первой части фильма «Гарри Поттер и Дары Смерти», Гермиона дает определение понятию думскроллинг:

– И ЧТО НАДЕЕТСЯ УСЛЫШАТЬ ПО РАДИО? ХОРОШИЕ НОВОСТИ?

– ОН НАДЕЕТСЯ, ЧТО НЕ УСЛЫШИТ ПЛОХИХ.

Рон как раз слушал «Поттеровский дозор». Доподлинно неизвестно, что произошло с передачей после победы над Волан-де-Мортом. Есть теории, что она перестала существовать из-за ненадобности, но во время прихода к власти Темного Лорда лишь она осталась независимым источником информации для волшебников.

 

ЧТО ВСЕ ЭТО ЗНАЧИЛО?

Серия книг и фильмов про Гарри Поттера полюбилась фанатам за проработанный мир. Разнообразие СМИ идеально показывает, как тщательно была выстроена эта система. Джоан Роулинг, вероятнее всего, опиралась на существующие издания: так, «Ежедневный пророк» можно сравнить c газетой The Daily Telegraph, поддерживающую консервативную партию Соединенного Королевства. Передача «Поттеровский дозор» похожа на деятельность подпольных британских радиостанций шестидесятых годов, только вместо протеста против монополии на радиовещание было противоборство Темному Лорду.

МИР МЕДИА В «ГАРРИ ПОТТЕРЕ» БЫЛ ВЫСТРОЕН ТАК ЖЕ, КАК И МИР ВОЛШЕБНИКОВ: ПРАВДОПОДОБНО, ДОСТОВЕРНО И, КОНЕЧНО ЖЕ, ПОРАЗИТЕЛЬНО: ДАЖЕ В ОТНОШЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ В ТАКОЙ МАГИЧЕСКОЙ ВСЕЛЕННОЙ.


Автор иллюстраций к тексту: Екатерина Щербенко