Мултанское дело и Сорочинская трагедия: знаменитые расследования Владимира Короленко

Чехов называл его превосходным человеком, Горький считал своим учителем, а Бунин говорил, что спокоен за русскую литературу, пока в ней есть Короленко. Но славится Владимир Галактионович не столько художественными произведениями, сколько журналистскими расследованиями. В этом материале расскажем о самых громких делах Короленко и о том, почему современники считали его олицетворением совести.

Короленко на карикатуре с Толстым и Чеховым. Шут. 1903. № 41. С. 8–9.

Владимир Короленко родился в Житомире в 1853 году. Его отец — Галактион Афанасьевич — был уездным судьей, причем одним из представителей тех принципиальных и честных судей, которые не берут взяток. Мать писателя — Эвелина Иосифовна — по воспоминаниям, была примером нравственности и доброты. Позже стало ясно, что сочетание этих родительских качеств оказало влияние на формирование мировоззрения Короленко.

Он обладал обостренным чувством справедливости, и это не могло не отразиться на его публицистике. Сказалось это и на жизни писателя — царскую власть не устраивала критика, и Короленко отправляли на перевоспитание в ссылки. В молодости его арестовывали за участие в народнических кружках, а позже Короленко прямо критиковал власть и даже отказался присягнуть Александру ІІІ.

КОРОЛЕНКО ВСЕГДА СТАРАЛСЯ ПРИНОСИТЬ ПОЛЬЗУ, ПОЭТОМУ ДАЖЕ В ССЫЛКАХ ЗАНИМАЛСЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, СОХРАНЯЯ ПРИ ЭТОМ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ОПТИМИЗМ. В ПИСЬМЕ ИЗ ВЯТКИ ОН ПИШЕТ: «Я МЕЧТАЛ О ЛЕТНЕМ ПУТЕШЕСТВИИ, — НУ ВОТ, ХОТЬ НА ПРИВЯЗИ, А ПУТЕШЕСТВУЮ».

ЕЛЕНА СОНИНА, доцент кафедры истории журналистики СПбГУ, рассказывает: «Несмотря на серьезные удары судьбы: бесконечные ссылки, бесконечное обрывание связей и перекрытие финансового потока, он умудрялся работать и писать. Его первые рассказы, по сути, были написаны в тюрьме.

При этом вся публицистика Короленко— совсем не борьба с властью. Да, будучи студентом, он находился под влиянием народничества, но постепенно это сгладилось. Для него было важно не скинуть самодержавие, а защитить обездоленных и тех, кого несправедливо обижают. Мы видим это во всей его публицистике: Мултанское дело — самое знаменитое — и у него еще много таких расследований. Он делал это просто потому, что это было его долгом».

 

НЕ ТОЛЬКО МУЛТАНСКОЕ ДЕЛО

К 1895 году Короленко уже был популярен как писатель и публицист. В связи с этим вятские журналисты пригласили его на слушание по делу о «Мултанском жертвоприношении»: жители небольшого села Мултан обнаружили на дороге обезглавленное тело бедняка. Следствие рассматривало версию убийства вотяками, которые принесли внутренние органы убитого в качестве жертвы богам. Изучив материалы дела, Короленко понял — версия об убийстве вотяками сфабрикована. И проблема была не только в том, что вотяки давно приняли православие, но и в том, что следствие намеренно запутывало дело, подделывая улики и приглашая на слушание в качестве присяжных крепостных мужиков, которые не ладили с вотяками.

Позднее выяснилось, что само следствие обезглавило труп бедняка и достало внутренние органы уже после его смерти, чтобы подчеркнуть ритуальность убийства. Короленко привлек знакомых журналистов, придал дело огласке и на суде привел неоспоримые доказательства невиновности вотяков. Только тогда суд вынес оправдательный приговор.

Участники Мултанского процесса. Источник: Wikimedia Commons

После Февральской революции Короленко продолжал борьбу с подобной несправедливостью. 17 октября 1905 года — день, когда в свет вышел манифест о даровании гражданских прав и свобод — должен был запомниться ему как один из лучших дней жизни. Но этого не произошло. Начала, провозглашенные в манифесте, не нашли отражения в действительности. Манифест вызвал общественные волнения.

Одно из таких произошло в селе Сорочинцы: крестьяне были недовольны арестом ни в чем не повинного жителя, подразумевая, что арест должен проходить по решению суда. Отряд казаков быстро расправился с толпой возмущенных — было убито 20 человек. Но позже, когда в Сорочинцах уже все затихло, в село приехал старший советник губернского правления Филонов, который лично и с помощью казаков избивал жителей села без разбора несколько часов.

Конечно, эта история не могла пройти мимо Короленко. Он написал «Открытое письмо статскому советнику Филонову», опубликованное в газете «Полтавщина». Газету закрыли, но возмущенное филоновской жестокость письмо уже распространилось в печати, и даже за границей. По несчастной случайности после публикации письма Филонов был убит. Короленко обвинили в подстрекательстве — за ним проводилась слежка, ему отправляли письма с угрозами, даже в печати невиновный в убийстве советника Короленко подвергся критике. Но он продолжал стоять на своем: публикуя письмо, Короленко опирался на «желание огласить правду, добиться суда над представителями администрации» и надежду остановить «разливающуюся все шире эпидемию жестокости».

«Если власть поступала неправильно, он говорил об этом прямо, – объясняет ЕЛЕНА СОНИНА. – Мне кажется, та же история была в советское время. Когда Короленко увидел, что большевики говорят одно, а делают совершенно другое, он назвал вещи своими именами и стал требовать прекращения внесудебных расправ и казней. За это его била по голове еще царская власть. Но сильных репрессий от советской власти уже не было. Во-первых, Короленко рано умер. А во-вторых, он был мэтром. Если посмотреть на карикатуры, можно заметить, что над ним не смеются. Они очень почтительные. Карикатура по большому счету всегда издевается, но на Короленко их рисовали очень мало. Наверняка у него были недостатки, но, насколько я знаю, с его именем не связано ни одного скандала».

Короленко на карикатуре в журнале «Осколки». 1903. № 47. 22 ноября. С. 2.

ДЕЛО БЕЙЛИСА

Все дела, которыми занимался Короленко, забирали силы и здоровье публициста. Он погружался в каждое расследование и старался помочь не просто словом, но и делом, из-за чего страдал бессонницей. Как раз на такой сложный период жизни пришлось знаменитое дело Бейлиса, в котором простого мещанина обвиняли в ритуальном убийстве 12-летнего мальчика. Обвиняли потому, что Бейлис был евреем. По состоянию здоровья Короленко не мог отдаться этому делу так же, как когда-то отдался Мултанскому.

Но он приехал на суд в качестве корреспондента, потому что боялся очередных еврейских погромов, которые в то время проходили с особенной силой. Короленко развернул огромную кампанию по защите Бейлиса и опубликовал протест «К русскому обществу (по поводу кровавого навета на евреев)», подписанный крупнейшими общественными деятелями. И в этот раз желание справедливости Короленко спасло невиновного от тюремного заключения. Общественный резонанс привел к оправданию Бейлиса, а виновной оказалась скупщица краденого Вера Чеберяк, к которой улики вели с начала процесса.

«КОРОЛЕНКО — ОБРАЗЕЦ, КОГДА ГОВОРЯТ, ЧТО ЖУРНАЛИСТИКА НУЖНО НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СООБЩАТЬ ФАКТЫ, А ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ДЕЛАТЬ МИР ЛУЧШЕ. ВОТ ОН И ДЕЛАЛ МИР ЛУЧШЕ С ПОМОЩЬЮ ЖУРНАЛИСТИКИ», — рассказывает ЕЛЕНА СОНИНА.

До сих пор Короленко считается совестью русской журналистики. В дневниках он пишет, что у души человека должен быть скелет. Своим скелетом Короленко избрал веру в то, что в жестоком мире всегда можно добиться справедливости. И инструментом борьбы за эту справедливость он выбрал печатное слово.


Иллюстрация на обложке: В.Г. Короленко. Портрет И.Е. Репина. Источник: wikipedia.org

Сканы карикатур предоставила Елена Сонина