Образ журналиста на экране

Журналист как герой кинолент появился на телеэкранах еще в далеких 1940-х годах. Каким его видели советский и российский кинематографы? А общество? Об изменении образа журналиста в советском и российском кинематографе читайте в этом обзоре.

Кадр из фильма «Драгоценные зерна» (1948)

«ДРАГОЦЕННЫЕ ЗЕРНА»

«В этом вашем первом столкновении с жизнью получите ли вы ушибы? Очень возможно! Будут ли у вас неприятности? Вполне вероятно! Но вы узнаете великое счастье войти в жизнь своей родины тружеником. Творцом!», — вещает с телеэкрана главный редактор студентки-журналистки Антонины Петровны Уваровой, посылая ее на выездную практику, так сказать, «в поля!»

Кинокартина «Драгоценные зерна», снятая Александром Зархи, Иосифом Хейфицем и Семеном Деревянским в 1948 году, стала одним из первых советских художественных фильмов, иллюстрирующих жизнь и работу журналиста. Главная героиня — Антонина Петровна — проживает трансформацию из хрупкой и скромной студентки-выпускницы, которой нужно сдать дипломную работу, в профессионала своего дела, который не боится признать ошибок и поставить на место даже такую серьезную шишку, как председателя райисполкома Королева.

Именно таким видели советские люди журналиста того времени: сильным и самоотверженным патриотом. Образ вырисовывался сам собой. Множество фольклора о «написанном на бумаге», советская идея и официальная позиция властей, безусловно, способствовали формированию подобного образа. В САМОМ ФИЛЬМЕ, КОГДА ДЕВУШКА ПРОВОДИТ БЕСЕДУ С СОТРУДНИЦАМИ КОЛХОЗА, ТЕ ГОВОРЯТ ЕЙ, ЧТО СОВЕТСКИЙ ЖУРНАЛИСТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЕСТНЫМ, ГОВОРИТЬ ОТ ИМЕНИ НЕ ПРОСТО ВЛАСТИ (ИЛИ ЛЮДЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ ВО ВЛАСТИ), А СОЗДАВАТЬ ПРЯМОЙ КАНАЛ МЕЖДУ НАРОДОМ И УПРАВЛЕНЦАМИ — ТО ЕСТЬ ПИСАТЬ ПРАВДУ.

Легко догадаться, что Антонина Петровна трудностей не миновала: успела в роли выпускающего редактора и приписать славу человеку, который этой славы не заслужил, и опозорить добропорядочного инспектора. Однако на экране по большей части нам показывают именно формирование советского журналиста.

 

«ДВАДЦАТЬ ДНЕЙ БЕЗ ВОЙНЫ»

Позже в фильме Алексея Германа, снятого по сценарию Константина Симонова, «Двадцать дней без войны», нам показывают уже другого советского журналиста того времени. Юрий Никулин, играющий главного героя майора Василия Николаевича Лопатина, показывает советскому зрителю журналиста в какой-то мере прожженного, закаленного уже теми самыми полями.

Кадр из фильма «Двадцать дней без войны» (1976)

Однако между Лопатиным и Уваровой гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Оба они люди идейные (хотя надо отдать должное молодой студентке: из-за неопытности она больше сохранила в себе идейного, чем товарищ Лопатин), оба честные журналисты и оба видят свое призвание в том, чтобы слушать истории — чтобы рассказывать эти истории.

Так, сцена в поезде из фильма Алексея Германа, сильно напоминающая книгу Веры Пановой «Спутники», может и не показаться журналистской работой Лопатина: он едет в поезде, у него отпуск, он слушает грустную историю товарища по купе о том, как жена бросила вояку ради какого-то учителя. Герой Никулина не работает в этот момент для газеты — у него нет редакторского задания, а из услышанной истории он не напишет материал. Однако профдеформация есть профдеформация: по лицу актера мы видим, как сильно устал его герой, насколько он хочет лежать на койке и смотреть в окно. НО У НЕГО НЕТ ДРУГОГО ВЫХОДА, КРОМЕ КАК ДОСЛУШАТЬ ИСТОРИЮ, КОТОРУЮ ЕМУ УЖЕ НАЧАЛ РАССКАЗЫВАТЬ СОСЕД. ПОТОМУ ЧТО В ЭТОМ ГЕРОЙ ВИДИТ ЖУРНАЛИСТСКИЙ ДОЛГ.

Таким видели журналиста в 1976 году, когда снимался фильм «Двадцать дней без войны». 

Кадр из фильма «Двадцать дней без войны» (1976)

В 1948 году, в послевоенное время, на первый план все же вставали идейность и честность. Именно вокруг этих двух понятий крутится сюжет «Драгоценных зерен». И «Слава Сталину» на свежеиспеченном куличе в честь последнего номера газеты колхоза под руководством Антонины Петровны, и антагонист в лице чиновника-бюрократа Королева, мешающего работе газеты, — все говорит об этом. Как и в военное время, советские граждане того десятилетия хотели жить идеей. Она придавала им сил. Поэтому и журналист в их глазах оставался долгое время распространителем этой идеи. Таким же честным и справедливым, как она сама.

Герой же Никулина уже совершенно другой человек. И создатели картины не ушли от понятий честности и справедливости, однако осознали, что те живут в настоящем профессионале, даже если он безыдеен (каким, к слову, Лопатина назвать все равно тяжело).

Алексей Герман выводит на первый план проблему не философскую, а личностную, показывая, что журналист в первую очередь простой человек. Режиссер ярко отмечает количество историй, проходящих через этого простого человека, а также то, насколько сильно они в нем отзываются и как сильно утяжеляют его жизнь. Через тяжелые судьбы окружающих людей Герман подчеркивает, что настоящий журналист в первую очередь сильная личность, которая способна пережить не только войну и личные проблемы, но и проблемы всех окружающих его людей.

Мы видим трансформацию образа журналиста в советском кино. ПОЧТИ ЗА ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ОН ПРЕВРАЩАЕТСЯ ИЗ ПАТРИОТА, ЖИВУЩЕГО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО СОВЕТСКОЙ ИДЕЕЙ, В МРАЧНОГО, НО НЕВЕРОЯТНО СИЛЬНОГО ПИСАТЕЛЯ. Однако изменение образа произошли лишь «косметические», фундамент оставался все тем же: честность и справедливость, желание и умение слушать истории других людей — вот как показывают журналиста советские режиссеры.

Кадр из фильма «Двадцать дней без войны» (1976)

«ПРОФИЛЬ»

Совершенно другой образ рисуется в современном российском кинематографе. Так, в фильме Тимура Бекмамбетова «Профиль», вышедшего в 2018 году, показывается совершенно безыдейная английская журналистка Эми. У Эми нет целей, кроме как найти 2 тысячи долларов, чтобы заплатить за аренду жилья. Однако это не мешает ей быть честной и самоотверженной на том же уровне, на каких были майор Лопатин и студентка Уварова.

Эми решает сделать репортаж о том, как европейские девушки попадают в ИГИЛ (террористическая группировка, запрещена на территории России). Она начинает общаться с вербовщиком и чуть не становится жертвой преступления, когда террорист понимает, что его обманывают. Девушка получает угрозы и, осознавая, что ее могут убить, решает все же опубликовать репортаж. ГЛАВНЫМ АНТАГОНИСТОМ, КАК ЗАЯВЛЯЕТ САМА ГЕРОИНЯ, ВЫСТУПАЛ НЕ ТЕРРОРИСТ, ЖЕЛАВШИЙ ЕЕ УБИТЬ, А СТРАХ.

Бекмамбетов рисует перед нами образ — уже сформировавшийся и полноценный — журналиста, который служит не столько народу или идее. Этот журналист служит всему человечеству, служит на благо мира и порядка.

Кадр из фильма «Профиль» (2018)

Российское кино трансформировало образ журналиста вместе с тем, как менялись идеи и потребности общества. Может показаться, что все эти три образа сильно идеализированы и нереалистичны: Антонина Петровна наигранно идейна, потому что таким хотело видеть ее общество, а не потому что так наверняка и было; майор Лопатин слишком позитивен и силен, потому что общество хотело видеть своего героя несгибаемым оптимистом, преодолевающим и войну, и развод, и прочие жизненные невзгоды; английская журналистка Эми слишком самоотверженна, потому что сейчас общество ждет от журналистов именно стойкости, решительности и альтруизма. Но образ — вещь субъективная и весьма шаткая.


Корректор: Анастасия Захарченко

Иллюстрация на обложке: shutterstock.com