Деятельность по сбору и генерации информации: как ИИ меняет журналистику

Искусственный интеллект на 99% креативнее человека — такой вывод сделали ученые из Университета штата Монтаны. Несмотря на то что нейросеть — технология сравнительно молодая, она уже активно используется в различных сферах, в том числе в СМИ. Среди журналистов медийщиков не утихают споры о том, сможет ли машина заменить человека и насколько качественно она сможет выполнять работу.

В этом материале ЖУРНАЛИСТ собрал все, что известно о развитии ИИ на сегодня.

 

ИИ МЕНЯЕТ МЕДИАРЫНОК

С появлением генеративного ИИ революция в медиасфере стала вопросом времени. К генеративным нейросетям, к примеру, относятся нашумевшие ChatGPT, DALL-E и Midjourney. Такие программы самостоятельно создают любой контент, будь то тексты, иллюстрации, видео или аудио.

В июле 2023 года Google начал тестировать свой алгоритм — Genesis, который создает новостные тексты на основе собранной информации. Компания заверяет, что нейросеть не заменит журналистов, а будет выступать в роли их личного помощника. Пока Genesis будет генерировать тексты и заголовки, журналист будет заниматься другой важной работой. Алгоритм уже тестируют крупнейшие СМИ Америки, например, New York Times, Washington Post и Wall Street Journal.

Однако к Google возникло множество вопросов. Искусственный интеллект пока не способен выявлять фейки, а потому нередко публикует или даже создает их. При этом за дезинформацию ответственность несет редактор, на которого, в отличие от программы, можно подать иск. К тому же пока не ясно, как объяснить алгоритму понятие субъективность, — все зависит от базы данных, на которой он тренировался.

ВОЗНИКАЕТ РЕЗОННЫЙ ВОПРОС – ЗАЧЕМ ПЛАТИТЬ ЖУРНАЛИСТУ, ЕСЛИ МОЖНО НЕ ПЛАТИТЬ НЕЙРОСЕТИ?

 

БОРЬБА ЗА РАБОЧЕЕ МЕСТО

В Германии тоже задались этим вопросом. ЖУРНАЛИСТ уже писал о том, что крупнейший немецкий таблоид Bild заменит часть работников нейросетью, а это, по подсчетам «Национальной Службы Новостей», каждый пятый сотрудник.

Та же участь постигла немецкое издание Die Welt (заблокировано в России), входящее в тот же концерн Axel Springer. Кроме того, этим летом в Германии запустили радио Absolut Radio AI, которое транслирует контент, полностью сгенерированный нейросетью. За уволенных сотрудников вступился Союз журналистов Германии, назвав действия концерна антисоциальными, а причины необоснованными.

 

НЕЙРОСЕТЬ ПОД ЗАПРЕТОМ

Одним из поворотных моментов развития искусственного интеллекта стал уход из Google Джеффри Хинтона, одного из создателей нейросетей. В 2012 году с двумя аспирантами он создал алгоритм для распознавания и анализа простых объектов на фото — фигур, собак, автомобилей. Это произвело настоящий фурор. Google поглотил компанию троицы за 44 миллиона долларов, пресса нарекла Хинтона крестным отцом искусственного интеллекта, а другие ученые поверили в потенциал таких технологий. Однако в мае 2023 года ученый оставил пост, заявив, что его детище стало угрозой для человечества. ОПАСЕНИЯ ХИНТОНА СВЯЗАНЫ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ С ДЕЗИНФОРМАЦИЕЙ И НЕКОНТРОЛИРУЕМОЙ ГОНКОЙ IT-КОМПАНИЙ. «ВОЗМОЖНО, ВЫ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТЕ ЗНАТЬ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ПРАВДОЙ», — ЗАЯВЛЯЕТ ХИНТОН.

22 марта 2023 года, на сайте Future of Life появилось открытое письмо с призывом остановить минимум на полгода разработку сверхинтеллекта, мощнее GPT-4. За четыре месяца письмо подписали 33 тысячи человек, в том числе Илон Маск, и сооснователь Apple, Стив Возняк.

Главные тезисы звучали так:

   мощные системы искусственного интеллекта следует разрабатывать только тогда, когда появится уверенность, что эффект будет положительным, а риски управляемыми;

   в паузу компании должны совместно разработать протоколы безопасности, которые исключат любые риски и гарантируют надежность технологии;

   за соблюдением моратория должны следить независимые эксперты;

   мораторий — это не приостановка развития искусственного интеллекта в целом, а просто отступление от опасной гонки.

 

ГРОМКИЕ КЕЙСЫ ФЕЙКОВ ОТ ИИ

Другая проблема — биометрия. Искусственный интеллект уже умеет имитировать голос и внешность человека, позволяя создавать дипфейки и спецэффекты. Журналист Джозеф Кокс решил проверить систему безопасности банка и с помощью ИИ взломал свой банковский счет. Бесплатным голосовым генератором Джозеф Кокс сымитировал собственный голос, который система восприняла как живой, после чего получил доступ к балансу, истории операций и другой информации.

Эти же инструменты используют для создания фейков. В мае в соцсетях разлетелись фотографии взрыва Пентагона. Позднее Юнус Паксой, корреспондент The Washington Post, выложил фотографию с места событий — на здании никаких повреждений.

Фейковое фото взрыва в Пентагоне, созданное нейросетью

Месяцем ранее в немецком журнале Die Aktuelle вышло «интервью с Михаэлем Шумахером» — первое спустя 10 лет после серьезнейшей травмы. С 2013 года гонщик не появлялся на публике, а его родственники и менеджеры не давали комментарии прессе, поэтому «интервью» быстро привлекло внимание общественности. «Михаэль Шумахер» рассказал о лечении, тяжелом периоде восстановления и планах на будущее. В самом конце материала мелким шрифтом автор оставил ремарку — говорил с ним не спортсмен, а чат-бот Character.ai. Итог закономерный: семья Шумахера подала в суд на издателей, редактор уволен.

Разговор с Шумахером от бота Character.ai

Другой крупный фейк придуман нейросетью целиком — от фотографий до текста. Некий 22-летний канадско-португальской актер Сент фон Колуччи, популярный в Южной Корее, сделал 12 пластических операций, чтобы выглядеть как певец из группы BTS, после чего в апреле 2023 года скончался. Решился он на такие изменения, чтобы избежать дискриминации из-за «западных черт во внешности». Сообщалось также, что недавно актер получил роль в новой корейской драме.

Новость быстро разошлась по всему миру. В разосланном пресс-релизе было столько имен, фактов и адресов, что весть о гибели казалась правдоподобной. Позже катарское издание Al Jazeera выпустило тщательное расследование, выяснив, что это «хорошо продуманный розыгрыш с использованием искусственного интеллекта». Вкратце, такого актера нет, указанной больницы не существует, полиции об этом ничего не известно, ссылки на сайты и аккаунты недействительны, а сайт PR-агентства создан за пару недель до событий. Фанаты «популярного актера» в сети никогда и не объявлялись. Фотографии Колуччи размыты, а строение головы вызывает вопросы.

Фотография того самого Колуччи

ПРОГНОЗЫ И НАДЕЖДЫ

Нейросеть — это мощнейший инструмент, который уже сейчас, с одной стороны, восхищает, с другой — пугает скоростью развития и перспективами. Пока что контролировать мощные нейросети не удается даже их разработчикам. Но все же технологии помогают человеку, заметно облегчая его труд. По данным Pressfeed, 66% журналистов сегодня используют искусственный интеллект для создания ярких заголовков, поиска идей, подбора иллюстраций и так далее. К нейросети обращаются и фотографы: ИИ улучшает качество их изображений, переводит черно-белые снимки в цветные, убирает лишние объекты из кадра или, наоборот, дорисовывает их.

Прогнозы разнятся. Уже знакомый нам концерн Axel Springer придерживается мнения, что искусственный интеллект может сделать журналистику лучше, чем когда-либо, или просто заменить ее. Управляющий директор «Русской Медиагруппы», Дмитрий Медников, не исключает появление новой профессии — продюсер продуктов нейросети, — а также заявляет: «БУДУЩИЕ ЖУРНАЛИСТЫ БУДУТ РАССКАЗЫВАТЬ О ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В МИРЕ, ВОЛНОВАТЬ ЧИТАТЕЛЕЙ, И НЕЙРОСЕТИ ИМ НЕ ПОМЕШАЮТ».

Главный редактор «Фонтанки» Александр Горшков уверен, что современные технологии и журналистика будут дополнять друг друга: «Бот вполне справляется с написанием небольших новостных заметок справочного характера. Но никакой искусственный интеллект в обозримой перспективе не заменит ручной журналистский труд. Это журналистские расследования, это истории, которые рассказывают журналисты, это эмоции».


Иллюстрация на обложке: shutterstock.com

Корректор: Анастасия Захарченко