Как фотографы борются с нейросетью

С каждым обновлением нейросетей все сложнее отличать фотографии, сделанные человеком, от сгенерированных изображений. В том, как ИИ завоевывает международные премии, и как ведущие компании призывают отказаться от его использования – разобрался ЖУРНАЛИСТ.

 

ПОДДЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ НА МЕЖДУНАРОДНОМ ФОТОКОНКУРСЕ

В марте 2023 года на премии Sony World Photography Awards произошел скандал, когда главный приз забрал немецкий фотограф Борис Эльдагсен. Судьи не только признали его работу лучшей в номинации «Creative» (экспериментальные, необычные фото), но и присудили премию в размере $5000. Однако Эльдагсен от премии отказался.

Причиной стала нечестная победа: свою работу – «Pseudomnesia: The Electrician» – он создал с помощью нейросети DALL-E 2. Фотограф хотел попасть на премию и поговорить о будущем фотографии как ремесла, ведь новые нейросети способны создавать изображения, которые невозможно отличить от тех, что сделал человек. «Сгенерированные изображения и фотографии не должны конкурировать друг с другом в рамках одной премии. Это разные вещи», — заявил Борис Эльдагсен.

Pseudomnesia: The Electrician

Позже фотограф выложил в блоге подробную хронологию событий: в декабре 2022 года он подал заявку на конкурс, а уже 13 января 2023 года CREO (Всемирная организация фотографии) прислали шорт-лист с фамилией Бориса. Эльдагсен в названии работы спрятал подсказку организаторам: Pseudomnesia означает «поддельная память». Еще в самом начале фотограф планировал создать дискуссию о генерации изображений, на что CREO не отреагировали.

После шума в СМИ организаторам премии пришлось заявить, что Борис Эльдасген ввел их в заблуждение: он скрыл факт того, что фото было сгенерировано нейросетью. Фотограф сказал, что использовал ИИ для обработки изображения, что разрешено правилами конкурса в номинации «Креатив».

В итоге изображение Эльдасгена было удалено с сайта конкурса, а в правилах премии Sony World Photography Awards появился запрет на использование сгенерированных компьютером фотографий: «Созданный компьютером контент не может быть заявлен. Если в процессе судейства возникнет вопрос об использовании ИИ, вас могут попросить предоставить оригинальную фотографию и файл изображения для проверки».

Поступок Бориса Эльдасгена можно характеризовать по-разному: с одной стороны, нечестно было отправлять созданное компьютером изображение; а с другой, его смелость и желание установить правила оценивания работы фотографов вызывает восхищение.

 

ПРИРОДА СОЗДАЕТ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЛУЧШЕ НЕЙРОСЕТИ

Тему отказа от нейросетей подняла и компания Nikon, выпустившая рекламную кампанию Natural Intelligence против искусственного интеллекта.

Компания взяла реальные изображения пейзажей, сделанных талантливыми фотографами. Над каждым пейзажем находится текст-отсылка к тому, как вводится техническое задание для генерации изображения.

Например: «/image prompt: a latte skatepark in the middle of desert in Mars» («Латте-скейтпарк посреди пустыни на Марсе»).

Но на самом деле этот пейзаж – одна из самых популярных природных достопримечательностей плато Колорадо – скалы Койот-Бютс в Аризоне, США.

Привлекает внимание и изображение с запросом: «/image prompt: a realistic minecraft cliff at the seashore in winter season» («реалистичный утес в Майнкрафте на берегу моря в зимний сезон»). На самом деле «утес из Майнкрафта» – один из самых захватывающих видов Исландии, пляж Рейнисфьяра, расположенный в 2,5 часах езды от Рейкьявика.

Все изображения, используемые в рекламной кампании, были сняты пользователями Nikon. Реальные снимки и текст, будто вводимый в нейросеть, привлекают внимание к таланту фотографов и красоте нашего мира. Помимо пляжа Рейнисфьяра и скал Койот-Бютс в Аризоне, в рекламной кампании были показаны фото необычных растений Йемена, гор Китая, базальтовых скал Исландии, горных хребтов Аргентины.

По мнению экспертов SmartGallery, новый этап в развитии искусства наступил бы в любом случае: со временем появляется больше средств для автоматизации различных действий, алгоритмы становятся более сложными, а программы анализируют оригинальный контент и на его основе создают новые изображения.

Сейчас лучшим решением становится совместная работа фотографа и программ, слияние творческого и технологичного – то, что называется «новым искусством». О том, как происходит совместная работа нейросети и человека, и как использовать ИИ фотографу, – читайте в этом материале.


Иллюстрации: Sony World Photography Awards, Nikon