Пять великих литераторов, которые занимались журналистикой

Литература и журналистика — сферы, которые раньше имели гораздо больше точек соприкосновения. В этом материале мы собрали имена знаменитых литераторов, которые издавали свои журналы и развивали отечественную журналистику.

 

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ

Автора «Вороны и лисицы» со школы помнят, как великого русского баснописца рубежа XVIII и XIX веков. Но литература была не единственной деятельностью Крылова. Писатель владел собственной типографией и издавал журнал «Почта духов». Журнал Крылова развил сатирическую традицию периодики в ее наиболее передовой, новиковской трактовке. Но крупнейшим изданием Крылова стал журнал «Зритель». Позже он превратился в «Санкт-Петербургский Меркурий». Общественно-политическая сатира в издании не осталась без внимания императрицы Екатерины II: за Крыловым был установлен полицейский надзор, а журнал пришлось закрыть.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

Журнал «Современник» чаще всего связывают с Некрасовым: он действительно был редактором издания во второй половине XIX столетия, однако история журнала уходит в 1830-е годы. Тогда Пушкину пришла идея издавать литературный сборник с двумя отделами «Проза» и «Поэзия». Позже «Современник» стал общественно-политическим журналом, в котором было много разделов и разнообразных материалов. В нем начинали Жуковский, Гоголь, Вяземский, а сам Пушкин оставался издателем и редактором до самой смерти. И именно на качество его выпусков равнялись все последующие редакторы «Современника».

ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ

Журналистская деятельность Достоевского началась в 1845 году — тогда классик познакомился с Некрасовым и Григоровичем, с которыми составил программное объявление к альманаху «Зубоскал». Достоевский пробовался как фельетонист в «Санкт-Петербургские ведомости», однако вскоре ему пришлось оставить публицистику на 10 лет из-за дела петрашевцев. Лишь в 1864 году Достоевский вернулся к журналистике: совместно со старшим братом они начали издавать журналы «Время» и «Эпоха», в которых публиковались Лесков, Салтыков-Щедрин, Островский. Издания Достоевского, как и многие другие в эпоху правления Николая I, столкнулись с цензурой и были закрыты. Несмотря на недолгое существование, в истории русской журналистики «Время» и «Эпоха» остались как единственные органы печати почвенников.

МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Писатель начинал в «Современнике», вел в нем публицистическое обозрение «Наша общественная жизнь», где разоблачал консерваторов и проправительственных журналистов. Вскоре из-за проблем с цензурой ему пришлось покинуть «Современник». Лишь через четыре года он вернется в журналистику. Писатель продолжил сотрудничать с Некрасовым, возглавившим «Отечественные записки». После смерти Некрасова, в 1878 году Салтыков-Щедрин становится редактором издания и продолжает его народническую линию. «Отечественные записки» обрели огромную популярность и были закрыты по личному распоряжению главного цензора.

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ

Начало журналистской деятельности Чехова совпало с реакционной политикой Александра III и с новым витком сатирической публицистики. Чехов зарекомендовал себя в журнале «Русская мысль»: он руководил беллетристическим отделом. Семь лет он сотрудничал с сатирическими журналами «Стрекоза», «Будильник, «Осколки», однако из-за усиленной цензуры многие тексты Чехова не пропускались в номера. Литературную славу Чехову принесла газета «Новое время», с издателем которой, Сувориным, писатель позже подружился. Именно в «Новом времени» Чехов блистал в разных отделах: печатал путевые очерки, публицистические тексты, рассказы и фельетоны.


Иллюстрация на обложке: shutterstock.com