Писатель и журналист в одном флаконе: знаменитые издатели XX века

Недавно мы рассказывали о писателях, которые активно развивали журналистику в XIX столетии. Но XX век тоже был богат на таких литераторов. Собрали пять известных личностей и названия изданий, которые они возглавляли.

 

ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ

Брюсов в первую очередь известен как поэт Серебряного века. Именно он считается одним из создателей русского символизма, в том числе и потому что был редактором печатного ядра этого направления — журнала «Весы». «Весы» собирали тексты будущих классиков прошлого века: Бальмонта, Блока, Белого, Гиппиус, Гумилева, Мережковского. Журнал Брюсова стал местом, где модернизм зародился и начал разделяться на направления: акмеисты ушли и создали свои журналы, а футуристы отказались от периодики. Кроме того, Брюсов редактировал литературный отдел старейшего московского журнала «Русская мысль». Поэт наполнил его критикой и библиографией, на страницах журнала печатались Алексей Толстой, Грин, Ремизов, Ахматова.

 

НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ

1911 год стал переломным для русской литературы. Посещавший «ивановские среды» Гумилев поспорил с символистом Вячеславом Ивановым: поэты видели цель искусства по-разному. Несогласие с символистами вывело Гумилева к новому в русской литературе направлению — акмеизму. Гумилев создает «Цех поэтов», печатным органом которого становится «Гиперборей». Журнал, в котором публиковались Ахматова, Городецкий, Мандельштам, Ходасевич и Гиппиус, просуществовал всего год, но за это время стал ассоциироваться с искусством всего акмеизма — светлым, нежным, иногда праздным, иногда печальным. «Гиперборей» позже превратился издательство, которое работало вплоть до революции.

 

ВАЛЕНТИН КАТАЕВ

Катаев больше известен как писатель – наверное, все читали повесть «Сын полка». Но Валентин Петрович был и фронтовым корреспондентом — поэтому в художественных текстах использовал приемы из журналистики. Проза Катаева похожа на публицистику — писатель очерчивает действительность, сюжеты берет из жизни, а фантазийные элементы использует для поддержания духа бойцов. Опыт работы в журналистике в послевоенное время пригодился Катаеву — в 1955 году по его инициативе открывается журнал «Юность», в котором писатель занимает пост редактора. Литератор открыл советской литературе Николая Носова — в «Юности» он дебютировал с «Незнайкой в солнечном городе». Через несколько лет Катаев оставил «Юность», а редактором стал Борис Полевой. 

 

МИХАИЛ БУЛГАКОВ

Советская печать стала важным этапом в жизни автора «Мастера и Маргариты». Булгаков был гением репортажей. Первую его работу опубликовали в «Правде», затем писатель начал сотрудничать с газетой «Рабочий»: в нее Булгаков написал более двадцати репортажей. Тексты автора издавались в газетах «Накануне» и «Известия», а в газете железнодорожников «Гудок» писатель публиковался каждый номер. Булгаков ушел из журналистики разочарованным: условия работы советских изданий противоречили его принципам, и позже он не раз колко отзовется о печати. Например, профессор Преображенский в «Собачьем сердце» произносит знаменитую фразу: «Если хотите сохранить хорошее пищеварение, то не читайте до обеда советских газет».

 

СЕРГЕЙ ДОВЛАТОВ

Журналист по образованию, Довлатов начинал со студенческой газеты «За кадры верфям». Позже он четыре года проработал в зарубежной прессе. Довлатов был корреспондентом газет «Советская Эстония» и «Вечерний Таллин». Работу в печати Довлатов описал в «Компромиссе» — в писательство его ввела журналистика. Довлатов публиковался и в Ленинграде: в журналах «Костер», «Нева» и «Звезда». Однако вскоре Довлатову пришлось эмигрировать, и его исключили из Союза журналистов. В Америке Довлатов работал корректором в «Новом русском слове», а позже начал издавать эмигрантскую газету «Новый американец» — в ней публиковались будущие звезды журналистики.


Иллюстрация на обложке: shutterstock.com