Почему в России не смотрят документальное кино

Неигровому кино посвящаются сегодня целые диссертации, защита которых проходит по новой научной специальности 5.5.9 Медиакоммуникации и журналистика. Кандидат филологических наук Илья Тарасов и его научный руководитель, доктор филологических наук Марина Мясникова, рассказали ЖУРНАЛИСТУ, почему журналисты сегодня уходят в «документалку» и почему документальное кино мало смотрят в России.

 

Вопросы МАРИНЕ МЯСНИКОВОЙ, доктору филологических наук:

С чего начался ваш научный интерес к документальному кино?

– Сначала был интерес чисто журналистский. В 1988 году, когда в нашем городе был организован первый Всесоюзный фестиваль неигрового кино, я уже окончила с отличием факультет журналистики Уральского государственного университета и аспирантуру ГИТИСа, защитила диссертацию по театроведению и была молодым преподавателем на своем родном факультете, много писала в периодической печати о театре и кино. Хотя традиции документального кино существовали в нашем городе давно – благодаря Свердловской киностудии. БЫЛИ РЕЖИССЕРЫ, ФИЛЬМЫ, А ГЛАВНОЕ – БЫЛИ ЗРИТЕЛИ, ПРИУЧЕННЫЕ СМОТРЕТЬ НЕ ТОЛЬКО ИГРОВОЕ, НО И ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО БЛАГОДАРЯ КИНОКЛУБАМ – «КОНТАКТ», «ЛОГОС», СВЕРДЛОВСКИЙ КЛУБ НЕИГРОВОГО КИНО. Это клуб стал соучредителем Всесоюзного (потом Всероссийского) фестиваля неигрового кино, который позже получил название Открытый фестиваль документального кино «Россия» и уже не покинул наш город.

 

Как связан факультет журналистики УрФУ с документальным кино?

– Все годы существования фестиваля мы со студентами журфака участвуем в нем не только как зрители, но и как журналисты и начинающие кинокритики: ребята знакомятся с участниками и экспертами, посещают пресс-конференции и мастер-классы, собирают зрительские мнения, благодаря подсчетам которых определяется приз зрительских симпатий, берут интервью и пишут рецензии. Многие годы мы издавали газету «Голоса», сейчас студенческие тексты выставляются в группе фестиваля в социальной сети ВКонтакте. А между фестивалями студенты практиковались на телевидении, занимались изучением истории и теории кино, писали курсовые и дипломные работы о документалистике уже не только под моим руководством.

Так, у нас на кафедре телевидения, радиовещания и технических средств журналистики работал известный кинематографист Геннадий Шеваров. Фестиваль проходит ежегодно в октябре, и он по-настоящему открыт для всех. К нам приезжают кинематографисты из бывших республик СССР, СНГ. В прошлые годы у нас были гости из Финляндии, Германии, Америки и др. Многие наши выпускники продолжали свое обучение во ВГИКе или на высших курсах сценаристов и режиссеров. Кстати, художественным руководителем знаменитой Свердловской киностудии сегодня является наш выпускник, режиссер Евгений Григорьев. Посмотрите его фильм «Подельники» с Павлом Деревянко, это замечательная работа.

Интерес к документальному кино подогревал многие годы и курс лекций «Документальное кино. История и теория», учебники и учебные пособия, моя книга «Путь в профессию через фестивальный экран». Все это (и диссертация Ильи Тарасова в том числе) говорит о том, что мы задолго до введения новой специальности «Медиакоммуникации и журналистика» исследовали документальное кино как медиа.

 

Вы автор учебников по документальному кино?

– В 2009-м и 2010-м годах вышли мои монографии «Жанры современного телевидения: от журналистского расследования до музыкального клипа» и «Морфологический анализ современного российского телевидения», где я касаюсь и телекино, а затем несколько учебных пособий, в которых затрагиваю и теорию документалистики, и свой практический опыт работы со студентами на фестивале. В 2014 году опубликовано мое учебное пособие «Путь в профессию через фестивальный экран», напрямую посвященное экранной документалистике и фестивалю «Россия». В 2020-м году в Москве в издательстве «Флинта» вышло 3-е издание другого моего учебного пособия «Практика профессионального медиаобразования», посвященного документальному кино и опыту приобщения к нему молодых.

 

Расскажите о вашем курсе документального кино, которые вы долгое время вели на факультете.

– Спецкурс назывался «Документальное кино». Я рассказывала об истории кино и показывала фильмы. Мне помогал также опыт моей работы на телевидении: в 1992 – 1995 годах я вела на «Четвертом» и «51-м» каналах Екатеринбурга цикл авторских телепрограмм «Документальный экран России», где разговаривала с документалистами. Это были Александр Сокуров, Алексей Учитель, Юрий Шиллер, Марина Разбежкина, Владислав Тарик и многие другие. В 1996 году я прошла стажировку на факультете журналистики и массовых коммуникаций университета штата Северная Каролина, а в 2014 году – в университете коммуникаций Китая (Пекин). Позже вместе со своим бывшим дипломником, режиссером Робертом Карапетяном, мы создали «Мастерскую документального фильма», где продолжали готовить будущих документалистов. Сейчас в курсе «Художественно-публицистические жанры телевидения» весь 2-й курс снимает зарисовки – бессловесные маленькие видовые документальные фильмы на основе собственных сценариев.

 

Вопросы ИЛЬЕ ТАРАСОВУ, кандидату филологических наук

– Что вас прежде всего интересует как исследователя документального кино?

– В своей диссертации я пытался найти ответ на вопрос: почему в России так плохо с документальным кино и люди не очень-то хотят его смотреть? Проводил опросы на эту тему, и многие мои респонденты отмечали, что не смотрят это кино, потому что скучно, или не знают, где найти по-настоящему хорошие фильмы, или нет тем, которые вызывали бы интерес с точки зрения жизненных реалий. Сегодня в основном документальное кино смотрят молодые люди и именно в интернете, на телевидении его мало, и оно в молодежной среде практически не востребовано.

Что касается кинотеатров, то на документальные фильмы люди ходят только в рамках фестивалей, которые проводятся в России в считанных городах. Есть еще одно обстоятельство. Не так давно я общался с режиссером-документалистом Робертом Карапетяном, который работает у нас в Екатеринбурге. Он мне признавался, что на федеральные телеканалы пробиться трудно. Местные же готовы показать его фильм, но бесплатно, а он потратился на командировки, на обновление оборудования, из собственного кармана платил зарплату своей команде, и не может себе позволить работать бесплатно.

Показать фильм по телевидению – большая проблема для режиссера. Хотя у нас есть хорошее кино, но о нем мало кто знает. Во время работы над диссертацией я посмотрел десятки документальных фильмов, многие из которых знаковые. Например, про Агафью Лыкову или сериал «Лешкин луг, 1996». Это реальные истории из жизни людей, но рассказаны они так увлекательно, что смотришь их с большим интересом. Но широкая публика предпочитает смотреть игровое кино, которое часто уступает документальному и по замыслу, и по драматургии, и по тому, как снято. Печально, что телевидение не занимается популяризацией документального кино.

 

Насколько сегодня журналисту полезно знать основы документалистики?

– Когда-то давно, в 2011 году, я впервые увидел российский фильм-докудраму. Это была лента «22 июня. Роковые решения» А. Пивоварова*. Именно тогда я впервые посмотрел на документальное кино как на некий объект научного исследования. Впоследствии, работая над кандидатской диссертацией, я открыл для себя широчайшие возможности документалистики и узнал, насколько непохожими друг на друга, яркими и проникновенными могут быть неигровые ленты. Многое в них я «подглядел» и начал применять в журналистской работе. У документалистов я учился «раскрывать» героев, видеть детали и строить из них образ, пытался поучиться, как писать стендапы, у Парфенова. Это ценный опыт для любого журналиста.

Фильм «22 июня. Роковые решения» подтолкнул Илью Тарасова к серьезному исследованию документального кино.

На мой взгляд, понимание основ документалистики помогает журналисту сделать более глубокий материал в тех жанрах, где образ превалирует над информационной составляющей. Создать лучший портретный очерк или спецрепортаж, посвященный истории, сможет журналист, использующий творческие методы документалиста. К ТОМУ ЖЕ, КАК Я УЖЕ ГОВОРИЛ, ДОКУМЕНТАЛИСТИКА ЧАСТО ОТКРЫВАЕТ НОВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ, КОТОРЫМ НОВОСТЕЙ УЖЕ МАЛО.

Документальное кино – это вектор дальнейшего профессионального развития. Многие журналисты-телевизионщики со временем начинают делать документальное кино. У нас в регионе моя коллега-однокурсница Екатерина Журавлева занималась новостями на ГТРК, а потом занялась документальным кино и нашла там себя, по-настоящему творчески самореализовалась. Моя профессиональная деятельность связана непосредственно с производством новостей. Мы с Катей одну и ту же тему делаем абсолютно по-разному, поскольку она документалист, а я работаю в информационных жанрах. Но все в жизни меняется, и когда я пойму, что полностью себя исчерпал в новостях, я, скорее всего, буду работать как документалист.

 

*Признан иностранным агентом


Фотографии из личного архива героев.

Иллюстрация на обложке: shutterstock.com