Фотограф должен быть немного психологом и любить людей

В сентябрьском номере мы говорили с вами о портретах, которые снимают на смартфон пишущие журналисты. Но не телефоном единым жив журналист! И для решения проблем при съемке репортажного и жанрового портрета (студийного и делового, мужского и женского) нужен другой инструментарий – камеры, объективы, вспышки.

Портрет можно снять любой камерой, хоть самой древней, и любым объективом. Но помните, мы говорили про искажение черт лица при съемке широкоугольным объективом? Чтобы избежать раздражающих искажений, фотографы-портретисты чаще всего используют объективы с фокусными расстояниями от 75 до 135 миллиметров – они передают пропорции лица максимально приятными для глаза зрителя, они наиболее пригодны для портретов – поэтому в фотографическом просторечии их называют портретными объективами.

Жанр портрета, фотографического в нашем случае, состоит из нескольких видов – репортажный (снятый в ходе репортажа), студийный (снятый в студии со студийными вспышками), деловой, жанровый, психологический, мужской, женский – как видите, это весьма разнообразный и сложный жанр.

В репортажном портрете, когда вы снимаете человека в ходе репортажной съемки, нужно поймать момент, который отражает эмоции героя, его отношение к происходящему – это важно, это придает смысл изображению портретируемого, связывает его с событием, которое вы снимаете. А в случае съемки портрета героя интервью все немного иначе: можем просить человека позировать, наша задача улучшить кадр, что-то убрать из него или, наоборот, добавить.

Вы фотограф и идете на интервью вместе с пишущим журналистом. Ваша задача – сделать портрет, один или несколько для этого интервью.

Тут есть две тактики действия, и они зависят от хода интервью, от героя и от взаимоотношений в паре пишущий-снимающий.

Первая тактика – все, что вам нужно, снять вначале, до интервью. Тут есть плюсы и минусы. В плюсах – и журналист, и герой уже не заботятся о фотосъемке, вы сделали свое дело и тоже спокойны. В минусах – недовольство пишущего, которого вы отодвигаете на второй план, возможное ваше сожаление о том, что вот надо было снять по-другому.

Вторая тактика – снимать после интервью.

В плюсах – к вам привыкли, вы поняли человека, осмотрелись на месте, прикинули, где и как лучше будете снимать.

В минусах – герой может устать и закапризничать, или выяснится, что ему надо уже бежать или звонить и, вообще, отведенное на интервью время давно закончилось.

Можно использовать третью тактику – снимать во время интервью, так сказать, из-под руки пишущего.

Но тут тоже есть свои трудности – щелчки камеры отвлекают героя и вашего напарника, герой сбивается с мысли, вы никак не можете попросить поменять позу или подойти к окну…

Когда я прихожу на съемки, то действую по второй тактике и всегда наблюдаю. Это помогает уловить в герое его характерные черты, поэтому стоит внимательно послушать человека, посмотреть, что и как рассказывает герой, какова его мимика, жестикуляция – это поможет сделать удачные фотографии. Не советую сразу приниматься за съемку: пусть герой привыкнет к вам.

НЕ НАДО СТАРАТЬСЯ ДЕЛАТЬ «ИДЕАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ» – СЛИШКОМ ПОСТАНОВОЧНАЯ СЪЕМКА ПОРОЙ МЕНЯЕТ ЧЕЛОВЕКА ТАК, ЧТО ОН НЕ МОЖЕТ САМ СЕБЯ УЗНАТЬ НА ФОТОГРАФИЯХ. Не потому, что изменилось лицо, а потому, что постановка головы, фигуры, жесты не такие, какие характерны для него в обычной жизни. Но умейте подловить удачные моменты, когда герой выглядит хорошо, эстетично. Особенно это важно при съемке на мероприятиях. Еще важнее при съемке женского портрета. Камера улавливает мельчайшие детали, и не всегда они удачно смотрятся в кадре. Лучше избегать неудобного положения героя в момент съемки.

Не спешите. Да, бывает, что у героя совсем мало времени (особенно это касается людей, занимающих высокие должности). При этом помните, что человек видит вас впервые, и ему позволительно напрягаться перед камерой, смущаться, при этом ваши задачи ему чужды, у него своя работа. Поэтому надо успеть поймать настроение человека и одновременно дать ему время раскрепоститься с помощью простых отвлекающих вопросов и комплиментов.

В итоге бывает, что сначала вам говорят, что у вас всего пять минут на съемку, а в результате съемка может длиться час, и герой раскрывается перед вами.

В случае создания заказного портрета понадобятся другие условия: студийный свет, герои специально готовятся. Заранее обсудите, во что должен быть одет герой. Если речь идет о женщине, обязательно обсудите макияж.

Перед съемкой стоит успокоить человека, особенно если герой в возрасте. Поинтересуйтесь, с какой стороны его лучше снимать, порой люди уже знают, как они наиболее выигрышно получаются на кадрах. Избегайте появления на фотографии смущающих деталей: профессиональный подход фотографа помогает скрыть недостатки лица или фигуры. Точно так же важны эти моменты (композиция, направление света) и в создании художественного портрета, это сложная задача, настоящий творческий процесс, хотя при этом художественный портрет можно получить и в результате студийной съемки, и в репортаже.

В любой портретной съемке нужно делать много кадров, не останавливайтесь. У вас должен быть выбор из множества вариантов.

Иногда человек заказывает свой личный портрет. Нужно выяснить, каковы ожидания героя, что он хочет видеть в результате. Кто-то хочет получиться на фотографиях таким, какой он есть на самом деле. А кто-то надеется на приукрашивание действительности, ожидает чего-то необычного. Выбирайте, что герою по душе – креатив или реальность.

Креатив обычно выбирают женщины, мужчины реже желают приукрасить себя.

Сложный вариант – съемка ребенка. Дети могут сначала навязчиво реагировать на фотографа, всячески позировать и кривляться. Не противьтесь этому, дайте ребенку наиграться, через полчаса он устанет и успокоится, и тогда вы сможете сделать портрет в нужной вам и заказчику стилистике.

Съемка группы – групповой портрет – также имеет свои нюансы. Людям трудно одновременно стоять спокойно, не моргать, смотреть в нужном направлении. Сконцентрируйте внимание и героев, и свое собственное, делайте больше дублей. Если группа большая и стоит в несколько рядов, то фокусируйтесь на середину группы и зажимайте диафрагму до ф/8-ф/11 для обеспечения нужной глубины резкости.

Самое важное – не делать свою работу на автомате, а понимать, что это работа с людьми. Если кадры выйдут неудачно, вы можете даже ранить человека на всю жизнь, потом он будет бояться человека с камерой.

Помните: фотограф должен быть немного психологом. ИЩИТЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД. А САМОЕ ГЛАВНОЕ КАЧЕСТВО ДЛЯ ПОРТРЕТНОГО ФОТОГРАФА – НЕ ТОЛЬКО ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА, НО И ЛЮБОВЬ К ЛЮДЯМ. Не всем это присуще. Нужно любить с ними общаться, интересоваться их жизнью. Тогда ты сможешь более глубоко погружаться в характер и переживания человека и сделать хороший фотографический портрет!


Фотографии: Юлия Замятина