Взлёты и падения медиапрофи

Обычные люди с Нового года начинают «новую жизнь» — записываются на курсы, покупают абонемент на фитнес, обещают себе снизить количество кофе и алкоголя в крови. Опытные редакторы смотрят на эти потуги с иронией и скепсисом. Они знают, что происходит потом с этими обещаниями и светлыми надеждами. Ежедневная жизнь редактора насыщена сложнейшими задачами, которые нужно решать «прямо сейчас», а не «после праздников». Про эту сторону редакторской жизни сотрудники, родственники и домашние обычно не знают, о ней даже не догадываются. С помощью игры вы/ мы погрузимся в жизнь редактора, разрывающегося между физическим и цифровым мирами.

По мотивам на игры «Змеи и лестницы». Вам понадобится игровой кубик и фишки по количеству участников.

Играть можно внутри редакции с журналистами и рекламщиками, на семинарах со студентами, на медиафорумах и конференциях. Незаменима игра и дома, в качестве объяснения родственникам и детям, почему редакторы и медиаменеджеры такие нервные 

До старта игры объясните участникам, что помимо редакционной политики и стандартов, контент-стратегии, подбора команды, выбора медиаплощадок и расчёта бюджетов в медиаотрасли большое влияние имеют «попадание в аудиторию» и случай. Непредсказуемый кубик моделирует силу случая в реальной жизни. 

Играют от 2 до 5 игроков. Если у вас больше участников, разбейте их на команды, дав каждой команде одну фишку. 

Правила игры

Перед началом игры игроки выставлят свои фишки перед игровым полем. Порядок игроков определяется жребием. Игроки по очереди бросают игровой кубик и согласно выпавшим номерам передвигают свои фишки на соответствующее количество ячеек на поле. Цель игры — первым достигнуть ячейки с номером 100.

Лестницы двигают игрока вперёд, змеи отбрасывают назад.

Попадая на ячейку с лестницей, игрок передвигает свою фишку вверх до конца лестницы. Попадая на клетку с головой змеи, игрок спускает свою фишку вниз до хвоста. Если игрок попадает на ячейку с хвостом змеи или на верхнюю часть лестницы, ничего не происходит, он остаётся на месте. 

Когда игрок ставит свою фишку на ячейку, ведущий зачитывает вслух значение поля. Если игрок попадает на ячейку начала лестницы или головы змеи, ведущий зачитывает значения обоих полей.

Значения полей

Старт 

Трепет ожидания. Начиная новый медиапроект, редактор вдохновлён и настроен на успех. Будущее представляется светлым, а успех — очевидным. Кажется, что идея вашего сайта или паблика настолько крута, что вы просто взлетите на верхние строчки рейтингов. Буквально завтра.

1. Вы делаете первое селфи в качестве редактора нового интернет-проекта. Обещаете, что будете каждый вечер записывать короткое видео с впечатлениями. Просто для себя. Такой дневник проекта на будущее.

2. Вы уже опубликовали 5 первых материалов и подписали на ваше медиа всех, кто был в телефонной книге на смартфоне. Включая «Ира, маникюр» и «Игорь, СТО». Голова полна идей, энтузиазм бьёт ключом. Вера в себя находится на уровне 10 из 10.

3. Первые публикации не принесли ощутимого результата. Денег не прибавилось. Появилось непреодолимое желание взять тексты из газеты и перепечатать их в этом дурацком интернете. Первое разочарование накрывает с головой. Хорошо, что пятница скоро.

4. После первых печальных опытов «цифровой трансформации» появился список вопросов, на которые вы не знаете, где искать ответы. Неужели нет бесплатного вебинара «Как создать успешный медиапроект»? Гуглите, находите, тратите 2 часа на просмотр. Лучше не стало.

5. Вы скачали пять книг по медиаменеджменту и созданию контент-проектов. Но руки пока не доходят их прочитать, сайт и соцсети требуют вашего постоянного внимания. Хорошо, что газета как-то сама собой делается: опыт.

6. Для реализации всех идей не хватает оборудования. Оказалось, что компьютер и смартфон — это не всё, что нужно мультимедийному автору. Штатив бы не помешал. И список программного обеспечения для всей этой вашей мультимедийности что-то вышел немаленьким. И небесплатным. Редакционный программист купил попкорн. 

7. Поиск выдал статью «15 полезных приложений для мультимедийного автора». Загрузили, нужно поразбираться, как они работают. Некогда. Нужно гнать трафик, поэтому взяли студентку на ленту новостей. Чему их там только учат? Больше забот, чем пользы.

8. Внезапно ваш пост завирусился, попал в тренд.  Про вас написали федералы. Ну как написали — взяли ваш пост, ссылку не поставили. Но всё равно кусочек славы и трафика вам перепал. Цифры охвата стали поводом пригласить вас в утренний эфир местной телекомпании. Ведущая спрашивает: «Поделитесь успехом, как стать популярным в интернете?». Судорожно формулируя ответ на этот вопрос, отправляйтесь на ячейку 14.

9. Утром пришла в голову отличная идея, какой пост-викторину можно было бы сделать и попасть в нарастающий тренд. Но вы что-то замотались с планерками и вычиткой номера. Пока суть да дело, энтузиазм потускнел. Завтра напишете. Или на выходных, когда, наконец, можно будет спокойно поработать. 

10. Вы так готовились, но онлайн-трансляция сорвалась. В самый неподходящий момент вырубился интернет. А когда его снова дали, оказалось, что снимать без штатива очень неудобно — руки болят. Вернитесь на ячейку 6.

11. Открыв, наконец, первую книжку из стопки купленных, вы стали размечать посты и публикации хэштегами и метками, искать по ключевым словам авторов со схожими интересами. Зафрендились, попереписывались, нашли точки соприкосновения, обменялись ссылками на публикации друг друга. На это ушло целых три дня. Продвигайтесь прямо на ячейку 32.

12. В прочитанных книжках постоянно говорят о необходимости составить контент-план. «Вот настанут выходные и тогда обязательно», — обещаете себе вы. Но на этих выходных вы пишете новогоднюю тему номера. Потому что кто, если не вы.

13. Вам регулярно снятся сны «215 способов заставить подписаться на канал» и «Как монетизировать информационный сайт». Вы просыпаетесь в холодном поту за 1 секунду до самого главного ответа на эти вопросы. Очень хочется всё закрыть. Денег этот интернет пока не приносит никаких.

14. Вашу журналистку показали по местному телевидению. Спрашивали про тренды в новых медиа. Эфир видела её мама, родственники и коллеги мамы по работе. По словам вашей сотрудницы, все ей позвонили и похвалили. Подписчиков не добавилось.

15. Нападение сетевых троллей. Оказывается, ваш сайт активно обсуждают на городском портале. После прочтения комментариев у вас совершенно испортилось настроение. Почему люди такие злые? Заварите чай с малиной и пропустите ход.

16. Кажется, вы нащупали тематическую жилу. Вы завели на сайте дискуссионный клуб и стали приглашать на него разных ярких личностей. Вместе с героями дебатов к вам пришла их аудитория. Комменты потекли рекой. Кажется, вам нужен отдельный модератор для комментариев. Отправляйтесь прямиком на ячейку 36, но денег пока нет.

17. Модная прокрастинация поймала вас в свои сети. Головой вы понимаете, что успокаиваться пока рано, но делать ничего не хочется. Лень, температура, мигрень и сериалы отбрасывают вас на ячейку 3.

18. Вы уже опубликовали 30 крупных материалов, а денег в бюджете так и не прибавилось. Вас одолевают смутные сомнения. В субботу вы обязательно погуглите что-нибудь про монетизацию интернет-проектов.

19. Технический сбой на сайте. Вы готовы придушить редакционного программиста. Он в свою очередь хочет придушить «всех этих ничего не понимающих гуманитариев». Крик, ругань, взаимные обиды. Пропустите ход, успокойтесь. Потрите пальцами веточку сосны, вдохните живительный смолистый запах. 

20. Наконец-то руки дошли разобраться с календарным планированием на несколько медиаплощадок. Вы собрали своих пораньше, провели мозговой штурм, придумали несколько спецвыпусков, распределили задачи. Вы с надеждой смотрите в будущее, ложитесь спать в 23.10.

21. Начальник департамента написал в 7 утра, что не хочет больше общаться с вашими журналистами. Говорит, ему не дали вычитать материал, поэтому в тексте куча фактических ошибок. Вы искренне хотите разобраться, но он не берет трубку, не отвечает на сообщения в мессенджере. Хочется в отпуск.

22. Наконец-то фотограф-фрилансер прислал вам обещанный репортаж из ледового городка. Хорошие фото, вот опоздали они к вёрстке номера. Пойдут в интернет, жаль.

23. Какие-то плагины как-то не так на сайте обновились, алгоритмы ранжирования в соцсети снова поменялись. Цифры посещений не очень уж радуют. Программист говорит, что движок сайта нужно переписать с нуля. Точно нужна консультация кого-нибудь. Пропустите ход.

24. Посидели над метриками, оказалось, что по запросу «русалка новый год» ваш сайт прямо в лидерах. Это завирусился старый пост про заплыв моржей. Надо в этом году тоже сделать. С фотографиями и видео. Подросли показатели соцсетей. Глубина просмотра перевалила за 1,1. Купили в редакцию тортик, чтобы отметить. 

25. Складывается ощущение, что надо писать больше и чаще. Но рук не хватает. Считаем бюджет, пока ничего не сходится. Девчонки предложили послать письмо Деду Морозу, попросить трафика и денег. Почему бы и нет, вдруг сработает.

26. Отправили журналиста на учебу, он по горячим следам рекламный спецпроект придумал, со спонсором договорился в обход рекламщиков. Аж сам в шоке, как на вдохновении всё получилось. С рекламным отделом замирили, решили другим рекламодателям показывать спецпроект как образец, чего мы можем. Взлетаем до ячейки 87.

27. Приходила руководитель рекламного отдела. В этом месяце с деньгами будет напряжно. 

28. От бесконечного поиска денег ваши нервы сдали, ночью вы написали неоднозначный провокационный пост, задевающий нежные чувства местных популярных блогеров. Хотели утром стереть, но вас уже заскриншотили и поливают в комментариях. Болит голова, откатывайтесь на ячейку 15.

29. Вашего знакомого редактора из соседнего региона одолевают злобные сетевые тролли. Пока решаете не вмешиваться, чтобы не переключились на вас. 

30. Хороший день, менеджеры по рекламе смогли продать размещение в интерактивном новогоднем спецпроекте. И интервью. И спонсорство рубрики. Обещаете им печенюшку к празднику. 

31. В город приезжает популярная музыкальная группа. Ваш фотограф сделал отличный репортаж. Фоточки мигом разошлись по соцсетям. Вы запоздало понимаете, что нужно было сделать водяной знак с названием вашего медиа. Жалко как… Но ничего, в следующий раз.

32. На конференции договорились с коллегами из соседних регионов сделать совместный проект. Надо же как-то выбираться из рутины. Получилось на удивление хорошо. И аудитории ощутимо добавилось, и поживее в целом стало в соцсетях. Комментарии в основном позитивные. Бросайте кубик еще раз.

33. Редактор не железный. Грипп в самый неподходящий момент. Пропустите ход.

34. Пролистывая бесконечные соцсети, вы натыкаетесь на серию очень внятных, хорошо сформулированных комментариев. Вы написали автору, предложили публиковаться на вашей площадке. Теперь у вас есть регулярный ведущий авторской колонки. Теперь надо найти еще минимум трёх таких…

35. В соседнем городе прошла неплохая конференция по контент-менеджменту. Съездили, послушали, поняли, что проблемы у всех одинаковые. Волшебной таблетки не существует. 

36. Ваш онлайн-креатив по поводу новой экспозиции музея внезапно дал эффект. Организаторы говорят, что люди прям пошли потоком. Вам благодарны и ваши подписчики, и директор музея. Обещают звонить и приглашать. Радость, гордость, широкая улыбка.

37. На глаза попалась информация о конкурсе мультимедийных публикаций с призовым фондом. Но дедлайн уже прошёл, поздно. Даёте себе честное слово подписаться на рассылку таких анонсов, чтобы не пропускать информацию. Ещё где-то было объявление о региональной грантовой программе для интернет-СМИ. Надо бы подать заявку. 

38. Развиртуализация. Самые активные ваши подписчики и комментаторы предложили собраться перед Новым годом в редакции на чай. Оказывается, в городе еще остались здравые люди, с кем интересно обсудить идеи, просто поговорить про будущее. Отправляйтесь на ячейку 56.

39. Дни становятся похожими друг на друга. Интервью, расшифровка, планёрка, отчет по посещаемости и топ тем, вызвавших интерес, перепост в соцсети, сортировка электронных писем, интервью. Завтра утром всё повторится снова. День махрового сурка.

40. Нужна новая кровь, новые идеи. Нужно собраться на мозговой штурм, отключиться от рутины, но всё как-то не можете договориться с командой. Постоянные несостыковки, все заняты, все где-то бегают. Переносите творческую встречу на «после праздников». 

41. Вы собрались с силами, расписали 52 интервью на год, 12 тем для спецпроектов (по одному в месяц), твердо решили выпускать по одной фотовикторине каждый четверг. Системный подход двигает вас вперёд, на ячейку 62. 

42. В команде появился энергичный практикант. Заваливает вас идеями в формате «А почему у вас нет вот этого?? Нужно срочно завести». Берет тему материала, растворяется, не отвечает на звонки и напоминания о дедлайне.  

43. Воскресенье, можно почитать материалы с профессиональных сайтов, которые давно висят в закладках. 

44. Съездили на семинар, вдохновились новыми идеями и подходами. Нужно срочно внедрить пару приёмов, пока не забыли. Бросайте кубик еще раз.

45. У вашего сайта ощутимо выросла мобильная аудитория. Сказываются усилия по внедрению адаптивной вёрстки. Не зря всё-таки ваш редакционный программист кашу ест.  Нужно придумать, как это использовать. Почему нет бесплатного/недорогого вебинара «Как сделать успешный мобильный медиапроект»?

46. Попробовали провести онлайн-трансляцию. Отлично зашло в VK. Нужно будет сделать этот формат регулярным. И купить уже штатив.

47. Записались на дистанционный курс по работе в соцсетях. Внедрили пару приёмов. В комментариях началась движуха и дискуссии, расшаривать посты стали активнее. Жизнь кипит, хорошо.

48. Чтобы не засыпало объёмом задач, нужно срочно осваивать практики тайм-менеджмента. Пропустите ход, выберите технику управления временем, которая вам ближе.

49. Недоброжелатели создали клоны вашего аккаунта, и теперь приходится вести переписку с саппортом соцсетей и мессенджеров, предупреждать френдов и подписчиков об опасных действиях клонов. Не было печали, да.

50. Неожиданно на медиафоруме вас отметили почётным дипломом. Сказали, что ваша любознательность и неугомонность — залог развития и динамики медиапроекта. Вас похвалили за вдумчивый подбор экспертов, небанальных героев историй, нестандартные ракурсы освещения проблем и дискуссионный подход. Крылья вдохновения поднимают вас прямиком до ячейки 72.

51. Вы пересмотрели свои предыдущие публикации, нашли несколько постов по одной теме, придумали хэштег и проставили его на все выбранные материалы. Ваш пост с анонсом хэштега привлёк дополнительный трафик на каждый материал в выборке.

52. Вы сделали сетевое голосование, какие вопросы стоит в первую очередь задать герою интервью. Ваши читатели включились в процесс планирования материалов — интересный опыт взаимодействия. 

53. Ваш интерактивный таймлайн попал в обзор профессионального сайта sdelano.media. Результат — плюс десять медиапрофи среди ваших подписчиков. Это новые перспективные связи, так держать. Бросайте кубик еще раз.

54. Вы поучаствовали в вебинаре «Как использовать интеллект-карты для планирования историй». Первая интеллект-карта не такая уж восхитительная, как хотелось бы, но это только первый шаг. 

55. Как признанному уже профессионалу интерактивного мира, вам надо бы подписаться на сайты и аккаунты, рекомендованные в группе vk.ru/sdelanomedia.  

56. Виртуальные друзья становятся вашими реальными партнерами и единомышленниками. Через два рукопожатия вы находите рекламодателя, который заинтересован в долгосрочном сотрудничестве. Подписываете договор пока на полгода. Ваша улыбка никогда не была настолько широкой.

57. Первая попытка сделать в материале интерактивный рейтинг. Голосуют вяло, но о самом формате в комментариях отзываются позитивно.

58. Холивар в комментариях к вашей публикации. На первый взгляд адекватные люди моментально переходят на личности, манипулируют и оскорбляют друг друга. Это шокирует. Срочно разрабатывайте «правила сообщества».

59. Попытка поставить слайдер «было/стало» удалась наполовину. На сайте слайдер работает, а в соцсетях только ссылка публикуется, нельзя сделать слайдер прямо в соцсети. Грусть. 

60. В поисках контактов экспертов вы обратились за помощью к вашим подписчикам. Отклик хороший,  но не злоупотребляйте этим методом. Всё-таки находить интересные сюжеты и специалистов — ваша работа.

61. Поменялись условия тарифов на паре мультимедийных сервисов, которыми вы пользуетесь. Нужно срочно почистить библиотеку своих элементов на тех сервисах, чтобы остаться в рамках бесплатного. Заодно проведите ревизию всех используемых внешних сервисов. Пропустите ход.

62. Интервью с раскрученным героем принесло вам всплеск подписок. А вот удержите ли вы этих подписчиков на канале, это вопрос. И вызов. Срочно нужно придумать развитие темы, чтобы хвост истории был подлиннее. 

63. Грубость и несдержанность при общении с ньюсмейкером приводит к тому, что вам отказывают в комментариях и интервью. Причём кажется, что недовольный ньюсмейкер где-то про вас написал, потому что «прилетает» с очень разных сторон.

64. Друзья позвали в парк поэкспериментировать с камерой 360 градусов. Теперь вам хочется свою такую камеру.

65. Руки чешутся сделать свой стикерпак в Телеграме, благо это очень просто. Но фантазии хватило только на три стикера. Идея легла на полочку до лучших времён. 

66. В рассылке пришёл анонс вебинара «Генеральная уборка сайта и аккаунта в соцсети». Нужно записаться, а то голова уже кругом идёт от количества опубликованного контента.

67. Наконец-то дошли руки настроить цели в статистике сайта. Стало проще отслеживать поведение пользователей, в котором вы заинтересованы. Надо еще с utm-метками разобраться, но это позже. 

68. Ох уж эти клоны и фейковые аккаунты. Сейчас достаточно просто взять ваши публичные фотографии, завести аккаунт-дублёр, постучаться к вашим френдам с различными запросами. Что, собственно, и случилось. Вы отлетаете на ячейку 49. 

69. После отпуска захотелось фотографии выложить в каком-нибудь новом виде. Так за вечер вам удалось освоить мультимедийный формат storymap. Получился отличный интерактивный материал про путешествие. И сервис для его создания бесплатный, что радует.

70. Регулярность — залог устойчивого успеха медиапроекта. Рубрики, форматы, темы, спецвыпуски должны выходить с предсказуемой для аудитории частотой. Вам приходится сидеть за компьютером всё дольше. Отпуск на горизонте даже не маячит.

71. Статистика показывает стабильный спад глубины просмотра. Надо что-то с этим делать. Коллеги в сообществе посоветовали лучше продумать обвязку контента. Опять надо садиться и разбираться с профессиональными терминами. 

72. Людям интересны другие люди. Яркие собеседники расширяют горизонты и для вас, и для вашей аудитории. Интервью — отличный жанр. Вы решили выпускать по одному интервью в неделю. К концу года сделаем коллекцию и отдельные тематические рубрики.

73. Анализ тепловой карты на сайте показал, на какие рубрики пользователи не кликают совсем. Вы убираете их из меню сайта без сожаления. Они только отвлекают.  

74. Большое международное событие заполонило все ленты новостей. Пришлось пересмотреть контент-план и придумать свой пост в тему. Получилось не очень. Весь вечер потрачен на обдумывание, почему.

75. Потеря веры в себя. Такое случается, когда берешь на себя слишком много задач и не успеваешь увидеть результаты своей работы. Отправляйтесь на ячейку 33 греться под пледом, смотреть любимое кино и накапливать энергию для нового старта. 

76. Дискуссии и дебаты — одно из лучших средств вовлечения аудитории. Но как следить за корректностью диалога, когда вы по уши в создании контента? Может быть, проводить дебаты в редакции, а потом выкладывать уже результаты в видео смонтированного видео и текстов?

77. Жуткая этическая дилемма — переходить на кликбейт-заголовки или нет. Пропустите ход, взвесьте все за и против.

78. Пробуйте новое, экспериментируйте, испытывайте медиатехнологии на себе. Это всегда риск, но он может вдохновить вас, вашу команду, дать выход на новые ниши и рынки. С верой в себя и свою команду перемещайтесь на ячейку 99. 

79. Успех медиапроекта складывается из понимания аудитории, регулярности и продуманности контента, грамотного технического решения. Но нельзя списывать со счетов ещё и везение. Удачу нужно ловить за хвост. Он был ячейкой раньше, увы.

80. Регулярно показывайте свою технику специалистам, ставьте обновления, следите за работоспособностью своего компьютера. Компьютер, ноутбук, смартфон — ваш центр управления медиаполётом.

81. День прокрастинации. Много всего нужно было сделать, но мозг устал. Пропустите ход.   

82. Техника отказала в самый ответственный момент — зависла, потеряла огромный кусок текста, не сохранила важные фотки. Отправляемся на ячейку 80. 

83. Ваш материал полностью перепечатал федеральный сайт. Даже ссылку на оригинал не поставили, бяки такие. Нужно срочно найти email и телефон редактора и разобраться. Так нельзя. Это непрофессионально.

84. Вы прочитали материал о суверенном Рунете и мало что поняли. Даёте слово разобраться в теме, быть может, даже на вебинар про это стоит записаться.

85. Слишком часто на глаза стало попадаться слово «инфографика». Нужно выделить выходные на то, чтобы погрузиться в тему и попробовать сделать разные её виды.  

86. Внезапно пришло письмо с запросом медиакита по всем вашим медиаплощадкам. Вот у вас уже всё есть, только медиакита не хватает. Сдерживая эмоции и цензурируя неприличные слова, вы даёте себе твердое обещание вечером засесть за составление медиакита. Срочно собирайте данные, описывайте каждый медиапроект, верстайте в форме симпатичной pdf. Так удобнее скачивать с сайта и пересылать по электронке. 

87. Вы чувствуете, что где-то рядом с вами бродит удача. Вы ощущаете её приближение. Но денег ощутимых так и не появилось. 

88. Трафик просел, подписчики слились. Что происходит??? Сначала вытираем слёзы, потом садимся разбираться в данных статистики.  

89. Уволился программист. И буквально на следующей неделе всё сломалось, сайт выглядит криво, вёрстка поплыла, половина модулей не работают. С мобильников всё вообще выглядит ужасно. Вокруг никого, кто мог бы помочь. Все говорят, что это системные проблемы, их быстро не решить, надо разбирать и пересобирать сайт заново. В шоке улетаем на ячейку 19. 

90. Приходится быть не только автором цифрового контента, но и организатором мероприятий. Вы подписали договор на информационное сопровождение отраслевого форума. Прямые включения, репортажи, интервью, выпуск сборника по итогам. Плюс солидная прибавка к бюджету. Кажется, не зря мы всю эту интернет-чехарду устроили.

91. В городской библиотеке внезапно проводят встречу о развитии региональных соцсетей. Зовут вас выступить с докладом. Кто бы еще пару лет назад сказал, что вы станете значимой фигурой интернет-пространства… Г – гордость.

92. В редакцию пришла новая сотрудница. Тексты пишет так себе, но видео монтирует прямо на смартфоне вполне сносные. Лента обогатилась видеозарисовками и короткими интервью. 

93. Ваши особо пытливые комментаторы раскопали, что пару своих материалов вы сплагиатили. Неприятный скандал со скринами.  Пропустите два хода, удалите все материалы, в которых есть некорректные заимствования. 

94. Вы купили новый смартфон. Весь вечер переносили данные и клялись сами себе, что уж теперь-то у вас вся информация будет грамотно организована и структурирована. Ну-ну. Недаром говорят, хаос может рождать только ещё больший хаос. 

95. Вы нарушили тонкую границу между «затронуть актуальную тему» и «запустить холивар, хайпануть». Это принесло кратковременный трафик, но в долгосрочной перспективе авторитет и цитируемость пострадали. Спускайтесь на ячейку 58. 

96. Вы, сами того не подозревая, попали в обзор «Самые авторитетные редакторы года». Поздравляем, это заслуженно.

97. По необъяснимым причинам вы потеряли около десяти процентов своей аудитории. Они перестали ходить на ваш сайт, отписались от рассылки и вашего канала. Им просто надоело. В слезах возвращаемся на ячейку 88. 

98. Вы потратили пару недель на лёгкий редизайн — убрали лишние элементы,  сменили шрифтовую пару, внедрили баннерокрутилку (в том числе для анонсов своих материалов и проектов). Теперь на сайт приятно смотреть.  Осталось сделать новые обложки для группы в VK.  

99. Ваш рискованный эксперимент «попал в аудиторию», это стало очевидно по показателям статистики. Удача на вашей стороне. Впереди еще много работы, но вы уже точно знаете, что будете развивать свой интернет-проект.

100. Ваш сайт поднялся в первую пятерку региона по цитируемости. Это очень хороший показатель, учитывая, что соревновались вы с монстрами, которые уже давно работают в Сети. Всё не зря.

Финиш

Ура! Ваш медиапроект победил в гонке за внимание аудитории. Но помните, вершина эта неустойчива и скользка. Отметьте победу, поблагодарите своих пользователей, ньюсмейкеров, героев интервью и публикаций. Нарисуйте себе медальку. Завтра даже можно отдохнуть. После короткого новогоднего выдоха продолжаем создавать полезный, интересный и разнообразный контент. С Новым годом!