«Казанские ведомости» продолжают дискуссию о потенциальном союзе «бумаги» и «цифры»

Как известно, теория Маркса утверждает, что базис определяет надстройку, то есть экономика всегда первична. Что же у нас с экономикой «бумаги» и «цифры»? Рассуждает  журналист Антон Боровиков.

Недавно наткнулся в соцсетях на пост одной известной писательницы, которая решила порадовать мужа подарком на 23 Февраля — книгой Булгакова, за которой отправилась в один из московских книжных магазинов. И что же? Непраздничные и неподарочные издания «Мастера и Маргариты» —1990 рублей, «Белой гвардии» — 2990. При этом любой поисковик на запрос «скачать Мастера и Маргариту бесплатно» выдаст с десяток ссылок. Вот такая экономика. И как писатель могу сказать, что расходы на издание бумажных книг – совершенно неподъемные, особенно для начинающих авторов. То есть даже если вдруг будут приняты радикальные меры по снижению цен, конкурировать «бумага» с «цифрой» по стоимости не сможет в любом случае. Книги потихоньку становятся почти предметом роскоши.

С другой стороны, есть обстоятельства, при которых «цифра» незаменима. Предположим, что вы решили в двухнедельном отпуске наконец-то осилить «Улисса» или «Сильмариллиона» (1332 и 591 страница соответственно). Наверняка в этом случае скачать электронную книгу будет гораздо удобнее, дабы не допускать перевеса багажа, наполненного сувенирами и отпускными нарядами. Да и вообще, цифровые носители сами по себе не предполагают какой-то особой атмосферы и обстановки. Где удобно, там и открывай, и читай себе: в автобусе, метро, самолете, на пляже и так далее.

Мне кажется, бумажные книги, в отличие от электронных, уже становятся предметом сугубо домашних ритуалов, то есть те самые плед, настольная лампа, чашка чая – картинки, которые так охотно возникают при мысли о чтении домашних книг. Согласитесь, планшет с чаем и пледом как-то не соотносится. Получается, чтение бумажных книг становится чем-то церемониальным, почти торжественным событием. Может быть, оно и к лучшему: возникает некий пиетет, отношение к книге как к чему-то сакральному, чем она, собственно, и является.

Полагаю, что развлекательное, одноразовое чтиво однозначно перейдет в «цифру». Ну не будете же вы тратиться на бульварный женский роман или проходной детектив в бумажной версии, даже в мягкой обложке?! А вот литература серьезная, классика прежде всего — это то, где «бумага» будет превалировать. Ведь Достоевский, Данте, Шекспир или Маркес — это то, к чему хочется возвращаться, то, что переходит по наследству от поколения к поколению.

Главное и для «бумаги», и для «цифры» — пробуждать и развивать интерес к чтению как к процессу, уверен, что здесь они могут сотрудничать, а не конкурировать, помогать читателям глубже проникать в самые разные пласты мира литературы.


Источник: Казанские ведомости