Проект Журналиста «Наставники в журналистике»: размышления экспертов

2023 год в России был объявлен годом наставника, в связи с чем «Журналист» запустил новый проект «Наставники в журналистике», пригласив преподавателей и студентов принять в нем участие. На наше предложение откликнулись, но не сразу, поэтому сроки подведения итогов отодвинулись от даты, объявленной в анонсе проекта. По этой же причине были изменены и подходы к определению победителей. Мы отказались от подсчета просмотров, заявленного изначально, и обратились к экспертному мнению специалистов. Были на это и другие причины, связанные с организационными и прочими факторами. Приносим свои извинения преподавателям и студентам, принявшим участие в проекте, за несвоевременное подведение итогов.

Эксперты:
Логунов Александр Евгеньевич, преподаватель кафедры коммуникационных технологий МГЛУ, член Союза журналистов России, редактор, общий стаж работы в СМИ — 25 лет.
Кулакова Надежда Леонидовна, кандидат филологических наук, член СЖ РФ, председатель совета общероссийской общественной детской организации «Лига юных журналистов».

Интервью со Светланой Распоповой. Авторы: Рината Фазылова и Дарья Филинова

Интервьюер подготовился, вопросы проработаны, есть понимание предмета и ощущение искреннего интереса к собеседнику как носителю уникальной информации. Автор не перебивает, дает высказаться и завершить мысль. Однако не хватает динамизма беседе, определенной эмоциональности и акцентирования внимания на актуальных сведениях. Один из вопросов («Сильно ли журналистика изменилась по сравнению с сегодняшним днем?») несколько алогичен. Но это, скорее, оговорка. Тон беседы вполне дружелюбный, а значит, собеседник расположен к разговору и не чувствует дискомфорта.

Хорошо раскрыта тема наставничества. Интересно, что она раскрывается на нескольких уровнях: наставничество для героя интервью (о своей работе со студентами в качестве наставника), наставничество в профессии для героя интервью (о педагогах и редакторах), наставничество в науке (о Г. В. Лазутиной). Но корреспондент слишком «убирает» себя из диалога. По ходу ответа успеваешь забыть, о чем он спросил. Возможно, вопросы сокращены при монтаже, но для жанра «ШОУ» важна работа и ведущего интервью.

Интервьюер не вводит зрителя в диалог постепенно, а сходу задает вопрос, на который следует длинный и развернутый ответ. Далее идет вопрос про провал — немного неожиданный. Дальше про наставника, про страх, детскую мечту и любимую цитату. Это говорит о подготовленности журналиста к беседе, о наличии «запасных» вопросов и домашних заготовок, но лишает автора импровизации. Безусловно, раскрытие героя состоялось, но сложно сказать благодаря или вопреки «академичности» интервьюера. Очевидно, герой себя чувствовал уверенно, а значит, его ничего не сковывало — и это точно заслуга журналиста.

Живое интервью, собеседники работают «на равных», сама беседа —своеобразный урок для интервьюера. Хорошо сформулированы многие вопросы. Но начало интервью выглядит «грязновато» — врезка про тему и представление собеседника на фоне идущего разговора. Причем, ответ, звучащий перед началом, потом повторяется в конце.

Видеоподкаст. Медиапроект «Красный стул» МГПУ. Герои интервью: Александр Страдзе — директор института естествознания и спортивных технологий МГПУ, Павел Лакаев — ассистент кафедры философии и социальных наук

По объему самый длинный сюжет, а в роли интервьюируемых уже два собеседника. Это усложняет работу журналисту, но здесь он чувствует себя уверенно, заявляя сходу центральную тему разговора и уже не уходя от нее.

Интервьюер располагает к себе и следует вопросам не заготовленным, а вытекающим из хода беседы, которая периодически выходит в дискуссионный формат. Но разговор ходит вокруг одной темы, пускай даже препарируется она в разных аспектах, что вызывает порой ощущение повторяемости. Автор, увлеченный участием в полилоге, не всегда спешит вернуть процессу форму интервью, оттого чувствуется избыточность информации и логичный уход от главной темы — наставничества. Интервью с двумя специалистами о научном термине «прокрастинация» — тема для обсуждения, ориентированного не на массовую аудиторию.

Интересно выстроен алгоритм интервью. Девушки последовательно раскрывают собеседника. Но и иногда уходят от линейности и делают интересные ненавязчивые перебивки, например, удачен переход на плюсы профессии. Неожиданным и сбивающим поначалу выглядит вопрос про стиль в одежде, однако героиня материала корректно возвращает беседу в канву наставничества и журналистики, вероятно это тонкий и удачный расчет самих журналисток. Кроме того, они показали знание предмета, плавно и органично пришли к теме наставничества. Однако, следуя заранее подготовленному сценарию, девушки не решаются импровизировать, чтобы раскрыть спонтанные интригующие моменты в ходе размышлений собеседника. Удачен блиц-опрос.

Интересная беседа, хорошо сформулированные вопросы позволяют героине полно ответить не только на вопросы о том, как раскрыть потенциал студентов и аспирантов, но и о том, чему сама учится у них. К недочетам можно отнести организационные вопросы интервью, которые касаются интонации разговора и несколько несвободного речевого поведения интервьюеров.

Поначалу автор ведет беседу как студент, а не как журналист. И в этом есть своеобразный плюс — так как раскрывается в собеседнике образ наставника. По ходу разговора появляются другие журналисты и постепенно начинают звучать журналистские уточняющие, профессиональные вопросы, вытекающие из предыдущих ответов. Выравнивается и ритм беседы, несмотря на яркую эмоциональность героини — это заслуга журналистов. Авторская идея разбивки сюжета на разные локации и, соответственно, трех интервьюеров интересна: меняется стилистика, атмосфера, настроение, ритм. Но не всегда логичны и оправданы переходы. Удачен прием — определение роли наставника как родителя. Впрочем, иногда кажется, будто интервью перегружено информацией.

Вопросы удачны. Они ставят героиню перед размышлением о том, кто такой идеальный студент, о неравенстве педагога с учащимися, об иерархии в отношениях. Интересный поворот в интервью — дилемма между исследователем и преподавателем. Но резкое переключение разговора, который начинается на улице, на беседу в домашней обстановке, несколько не оправдан, так как не способствует целостному восприятию личности героини.

Сюжет c Валерием Переваловым, кандидатом филологических наук, доцентом кафедры журналистики и массовых коммуникаций имени М. Ф. Ненашева. Автор: Алена Соловьева

Интересная идея, но художественность сюжета смотрится непрофессионально, оттого постепенно выглядит утомительной. Не видно героя, озвученные мысли важные, но, в большинстве, общие, лишенные индивидуальности. Видеоряд несколько банален и предсказуем. Сложно в ролике найти именно журналистскую работу, хотя, безусловно, автор неравнодушен к теме и опыту своего наставника — главного героя материала.

Работа выполнена в форме презентации на фоне монолога преподавателя о значении и ценности профессии журналиста профессии. Автор задает себе вопрос, зачем нужно учить столько разных предметов. И преподаватель отвечает. То есть выступает в роли наставника для автора. Интересное решение. Много монтажных находок. Роль наставника решается через монолог преподавателя. Вкрапления диалога — только в конце. Хотелось бы видеть лицо преподавателя почаще. И если уж автор снят в разных ракурсах (и в метро, и в аудитории, и в библиотеке и т.д.), хотелось бы и преподавателя тоже видеть в разных ситуациях.

Видеоинтервью с Татьяной Анатольевной Кучменко, профессором РАН, профессором ВГУИТ. Проект «Лица в науке». Автор: Дмитрий Стерликов

Живое интервью в разных локациях: на улице, в помещении, в лабораториях. Интервьюер представил портрет человека в науке, увлеченного исследователя. Речь идет об открытии в Воронежском вузе прибора «электронный газоанализатор». Теме наставничества посвящен только один эпизод, про работу с аспиранткой (над формой прибора). Здесь  вскользь затрагивается тема проекта.

«Журналист» благодарит преподавателей, аспирантов и студентов, принявших участие в проекте «Наставники в журналистике»!

Присланные на конкурс работы являются подтверждением того, что в системе российского высшего образования работают неравнодушные, талантливые педагоги, которые щедро делятся со своими молодыми коллегами и знаниями, и профессиональным опытом, и жизнелюбием. И они могут гордиться своими учениками, которые в конкурсных интервью успешно проявили не только профессиональные умения, но и выразили искреннее восхищение от сопричастности со своими наставниками. «Журналист» награждает всех участников проекта сертификатами на цифровую подписку журнала на 2024 год!


Иллюстрация на обложке: freepik.com