Не бойтесь думать. О правиле третей, перспективе и ритме

Стремительное развитие цифровой техники привело к тому, что фотокамера в смартфоне стала нашим вечным спутником. Сегодня снимают все, невозможно спрятаться от всевидящего ока смартфонов и видеокамер и быть уверенным, что тебя никто сейчас не видит.

Доступность и простота получения фотографии обесценили само понятие фотографического искусства. Вездесущие владельцы телефонов благодаря возможности снимать бесчисленное количество снимков и интернету практически мгновенно могут показать всему миру свою фотографию и победить профессиональных фотографов там, куда те не успевают приехать.

Отрицать прогресс невозможно, но уровень фотографий в периодических изданиях и на выставках опустился ниже среднего. Из-за обилия фотографий, поступающих на фотоконкурсы, порой жюри выбирает снимки, которые совсем не отражают профессиональный уровень фотографа. Очень часто из поданных 10 работ 9 — совсем неудачные (как будто это снял ребенок), а 10-я фотография, которая победила, — результат удачного стечения обстоятельств. Жюри не оценивает уровень профессионализма фотографа, оно оценивает только изображение. И если раньше у фотографа была пленка с 36 кадрами, а чтобы получить изображение, надо было владеть различными навыками, то сейчас — «Вы нажимаете на кнопку, остальное мы делаем за вас!», как сказала когда-то фирма «Кодак». Современные фотокамеры (и в смартфонах тоже) практически освободили нас от необходимости думать для получения технического правильного снимка, но от этого, как мы уже понимаем, возросло только количество, а не качество.

Поэтому профессиональному фотографу, фотокорреспонденту, чтобы выделиться, надо выдавать постоянное качество, надо быть умнее своей камеры: быть наблюдательным, уметь строить кадр, уметь изобразительно мыслить, то есть осознанно работать с фотоаппаратом. Хороший снимок в фотожурналистике — это не только оказаться в нужный момент в нужном месте, это совокупность твоего видения, умения мыслить, знания композиции, насмотренности и наблюдательности.

ФОТОГРАФИЯ — ЭТО УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВИЗУАЛЬНЫЙ ЯЗЫК, НА КОТОРОМ ВЫ РАЗГОВАРИВАЕТЕ СО ЗРИТЕЛЕМ.

Не являясь очевидцем событий, читатель вашего издания (неважно, в какой точке мира он живет и на каком языке разговаривает) получает представление о том, что случилось. Фотография может не только рассказать о происходящем, она может удивить зрителя, поставить перед ним вопросы и заставить задуматься.

Перед фотокорреспондентом стоит сложная задача — каждый раз «цеплять» зрителя, все СМИ сейчас борются за внимание читателя, и порой от фотографии зависит, начнет человек читать статью или нет. Поэтому в нашей рубрике «Фотошкола» мы будем говорить о композиции кадра как об одном из главных факторов хорошей пресс-фотографии.

Начинать надо с главного объекта, который является композиционным центром, — именно на него мы хотим обратить внимание зрителя. Все наши новости, в основном, касаются жизни людей, их занятий, потребностей, чаяний, среды обитания, проблем. Поэтому главным объектом на снимке чаще всего выступают люди. Но одни фотографии мы внимательно рассматриваем, а другие пропускаем. Как привлечь взгляд зрителя к нашему главному герою? Здесь приходит на помощь умение строить композицию.

КОМПОЗИЦИЯ — ЭТО ГАРМОНИЧНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ И СООТНОШЕНИЕ ВСЕХ ЭЛЕМЕНТОВ В КАДРЕ.

Взгляд зрителя направлен не только на сюжетно важный центр, но и на второстепенные элементы, которые тоже несут смысловую нагрузку, дополняя и усиливая образ. Об этом много написано, но все же давайте подробно рассмотрим каждое правило композиции.

Правило третей

Смысл этого правила в том, что мы разбиваем кадр на равные части (трети) двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями. Внутри кадра мы можем расположить условную линию горизонта в одной трети, и небо тогда займет две трети. А можем сделать наоборот, земля займет две трети пространства, а небо одну треть. И здесь сразу возникает вопрос: при каких условиях какой вариант мы будем использовать? Я всегда смотрю на фактуру, например, вы фотографируете рыбаков, которые ловят сетями рыбу, а на небе красивые грозовые облака. Тогда, скорее всего, море у вас займет одну треть, а небо две трети, и облака только усилят ваш снимок. А если небо пустое, насколько будет оправдано такое расположение? Если на переднем плане волны, визуально интересные сети и лодки, то снимок будет выразительнее, если будет две трети моря.

Но хорошая фотография — это образ, и если вы хотите своим снимком создать образ одиночества, то большое пустое пространство нам на руку: именно оно и передаст ощущение одиночества, человека, который ловит рыбу, противостоит стихии и выживает в своем одиноком мире.

Каждый раз, нажимая на кнопку спуска фотоаппарата, фотограф должен суммировать все «за» и «против» и делать выбор того или иного решения, в первую очередь, в пользу образности.

Также вспомним, что это правило третей говорит: располагайте ваш главный объект в точках пересечения вертикальных и горизонтальных линий, но их четыре, и здесь снова выбор, имеющий свои нюансы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ТО, КУДА НАПРАВЛЕН ВЗГЛЯД ЧЕЛОВЕКА, С КЕМ ИЛИ С ЧЕМ ОН ВЗАИМОДЕЙСТВУЕТ!

Перед взглядом мы всегда оставляем пространство, так как очень плохо смотрится снимок, в котором ваш герой упирается взглядом в край кадра. Опять же, есть ли элементы, которые отвлекают взгляд зрителя? Если они есть, то лучше их вывести за рамки будущего кадра и расположить главный объект в той точке пересечения, где вы полностью сосредоточите внимание зрителя только на объекте. Учитывая все эти факторы, вы сможете получить фотографию, которая будет говорить за вас.

Линейная перспектива

Фотография по своей природе — плоское изображение, и чтобы зрителя «зацепить», надо суметь погрузить его в свою созданную на плоскости реальность. Поэтому нам важно добиться в фотографии иллюзии объема. Один из таких приемов — это ввести в нашу плоскость линейную перспективу. Перспектива называется линейной потому, что она основана на кажущемся схождении на горизонте двух параллельных линий, например, дорога, уходящая вдаль.

В ТАКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ ОБЪЕКТЫ, БЛИЗКИЕ К НАМ, КАЖУТСЯ НАМ БОЛЬШЕ, ЧЕМ РАВНОВЕЛИКИЕ ОБЪЕКТЫ, НАХОДЯЩИЕСЯ ДАЛЕКО.

Художник на плоскости своего холста может просто это изобразить, а фотографу надо найти такую точку съемки, в которой появится эта перспектива. Если ему это удалось, получается иллюзия объема, создается ощущение пространства, а если фотограф применит еще правило третей, поставив сюжетно-важный объект на точку пересечения линий, то в кадре окажется окружение героя снимка, то есть фотография обрастет дополнительной информацией, которая усилит образ.

Поэтому мы должны добиваться иллюзии объёмности пространства, но не надо перегружать зрителя — важно не перестараться. В кадр должны попадать только те детали, которые несут дополнительную информацию, а не отвлекать от главной мысли или идеи фотографа.

Ритм

Ритм в фотографии — это повторение на снимке одинаковых или очень близких по форме предметов.

Кто из нас не любуется пушистыми облаками на голубом небе, плещущимися волнами на море, шагающими в один ряд людьми на параде или танцующими балеринами на сцене, кто не слушал, как бьется наше сердце? Эти и многие другие ситуации объединяет ритм.

Мы погружены самой природой в чувство ритма. День, ночь, зима, весна — все вокруг нас протекает циклично и связано с повторами. Поэтому использование повторяющихся элементов по форме, цвету всегда притягивает взгляд зрителя. А если на фоне одинаковых элементов что-то вдруг выпало, то этот выпадающий элемент создает эффект неожиданности, это в фотожурналистике прекрасно цепляет взгляд читателя. Ритм — один из самых нужных приёмов в фотожурналистике!

Интерес к окружающему миру, умение наблюдать и анализировать, знание композиции — все это залог успешной фотографии, которая «зацепит» зрителя. Мы рассмотрели только несколько приемов, которые, надеюсь, позволят вам улучшить свои фотографические навыки. Не бойтесь думать, потратьте время на поиски лучшего кадра, попытайтесь соединить приемы. У вас обязательно все получится!


Фото на обложке: Юлия Замятина
Фото в статье: Юлия Замятина и Анвар Галеев