Газета «Шахтинские известия» существует уже 31 год, и все это время неотъемлемыми спутниками издания были юные корреспонденты. Сначала «детские страницы» существовали в виде приложения к основному изданию, а потом стали полноценной газетой «ШАНС» (Школьное агентство старшеклассников). «Эту аббревиатуру придумали дети», – говорит Белла Севостьянова, главный редактор «Шахтинских известий». Специально для «Журналиста» она рассказывает, как организовать работу молодежной редакции.
Беседовала Анастасия Кондратюк
Работа с юнкорами в «Шахтинских известиях» шла изначально. Раз в месяц вместе с основной газетой выходили разные приложения, в том числе и детское. Чуть позже у нас появилось отдельно зарегистрированное издание. Его концепция — дети для детей. В «ШАНСе» публикуются даже те ребята, которые учатся в начальной школе. Их не так много, но они есть – пишут о семье и своих учителях. Но ядро корреспондентского корпуса составляют старшеклассники (с 8-го по 11-й класс). Практически каждый месяц мы проводим редакционный совет газеты «ШАНС», где обсуждаем последние номера, следующие выпуски и важные темы, о которых стоит написать. Он проходит в фойе редакции, куда мы приглашаем всех, кому это интересно: и ребят, и руководителей юнкоровских объединений. От последних очень многое зависит, ведь в одиночку газете было бы очень сложно развивать юнкоровское движение. Таких энтузиастов, как и в любом деле, немного: в основном это учителя, которые организовывают так называемые школьные пресс-центры. Еще мы очень тесно сотрудничаем с городским домом детского творчества, в нем действует объединение юнкоров «Свой голос». Наш редакционный совет — это открытая дискуссионная площадка.
В основном, конечно, темы предлагают дети. Иногда действительно возникают яркие и интересные идеи — взрослые такого бы не придумали. Поскольку газета сейчас выходит раз в квартал, а не раз в месяц, как раньше, то мы стараемся делать тематические номера. Так получается глубже и интереснее. Например, первый номер в этом году мы посвятили здоровому образу жизни (ЗОЖ) и связали его с нынешним годом семьи. Ребята рассказали об увлечениях своих семей: походах, путешествиях, спорте. Наверное, один этот детский выпуск сделает больше для продвижения ЗОЖ, чем тысяча «правильных» взрослых слов.
Мы не зарабатываем на издании «ШАНСа». Поддержка министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, правительства Ростовской области и средства основной газеты — «Шахтинских известий» — помогают заниматься развитием детской. Да, на нее можно подписаться, она продается в киоске. Но часть тиража (а весь тираж составляет 1 тыс. экз.) мы распространяем бесплатно: привозим в детскую больницу, в «Добродею» — Центр комплексной реабилитации и абилитации для детей и подростков. Сегодня газета — это лишь одна из наших площадок. Сейчас очень активно живут сообщества «ШАНСа» в соцсетях, ребята сами их ведут. Но газету мы продолжаем издавать — все-таки печатное издание выходить должно. Нам приятно слышать, как дети говорят: «Мой материал вышел в газете — у него особый статус». Не просто в интернете напечатали, а в газете!
Вообще материалы ребят всегда вызывают интерес. В редакцию до сих пор приходят бумажные письма от пожилых людей. Они даже вырезки нам присылают с какими-нибудь пометками на полях. Это удивительно. Недавно мы провели первый фестиваль «Краеведы донских степей и терриконов»: ребята придумывали и публиковали медиаэкскурсии, краеведческие материалы, исследовательские работы.
Очень важная часть нашей работы — это взаимодействие с реабилитационным центром «Добродея». Раньше в нем проходили реабилитацию только дети с ДЦП, сейчас — и с нарушениями ментального здоровья. Они приезжают туда на лечение со всей Ростовской области на 2 месяца. Наша главная цель — научить их общаться, социализировать ребят. Ведь зачастую дети с ДЦП становятся затворниками четырех стен, сидят на дистанционном обучении.
«Добродея» для них — это окно в мир. Вместе с удивительными педагогами центра мы разработали программу, рассчитанную на период реабилитации ребят, и создали там школу юнкора. Благодаря журналистике они объединяются, чтобы вместе работать над материалами, а потом это перерастает в дружбу, которая часто длится долгие годы после окончания реабилитации. Два месяца мы не столько преподаем им курс журналистики, сколько даем азы, первичные навыки, которые знакомят детей с журналистикой, прессой, работой со словом. Ведь у ребят с ДЦП, вопреки мифам, зачастую нормальный интеллект, они хорошо учатся и могут выбирать профессии из области журналистики и издательского дела.
Среди выпускников «Добродеи» есть те, кто окончил гуманитарный вуз, стал, например, корректором и работает в столице, и мы ими очень гордимся. Одна девочка даже окончила журфак, вернулась в родной район и работает по профессии.
Мы привлекаем наших юнкоров к волонтерской деятельности редакции, которая у нас тоже бьет ключом. 15 лет назад в редакции возникла акция «Добрая книга. Добрая газета». Сотрудники исправительной колонии для осужденных с туберкулезом пожаловались нам, что у них не хватает книг. Мы стали возить им книги, и благодаря нашему проекту у них появилась библиотека. После этого к нам стали обращаться другие социальные учреждения: дома сестринского ухода, пансионат для престарелых и инвалидов и даже детская больница. К этой работе редакция привлекает юнкоров – они взрослеют и видят ту часть жизни, которую без волонтерства не увидели бы.
Конечно, подростковый возраст очень сложный. Это нормально, когда ребенок пробует новое увлечение и понимает, что это не его. Но сегодня мы сталкиваемся с другой трудностью, если можно назвать ее так. Дети приходят к нам и заявляют, что они писатели. Да, им интересна журналистика, но литературный труд все-таки ближе. Они даже в статусе на своих страничках указывают: «Я — писатель».
Конечно, мы очень рады, что книги имеют ценность для ребят, а эта профессия считается крутой и престижной. Но при всем их стремлении стать писателями многие создают поверхностные материалы, пишут общими словами. А журналистика — это все-таки вглубь. Когда мы начинаем их тексты править, они быстро теряют интерес — неохота переделывать. Но это совершенно не страшно! Наша редактура всегда очень бережная: мы против того, чтобы взрослые переписывали материалы и додумывали за ребят. И всегда стараемся сохранить максимум из того, что ребенок сам написал. Пусть текст выйдет наивным, но в нем должен сохраниться детский взгляд на мир. Именно он интересен нашим читателям.
Когда ребята к нам приходят, кто-то из них сразу говорит: «Я хочу быть журналистом». Другим это просто в данный момент интересно, а некоторые приходят в редакцию за компанию с другом или подружкой. Мы не ставим перед собой задачу вырастить новое поколение журналистов, но мы должны объяснить ребятам, какая это замечательная профессия. Возможно, ни один другой кружок не открывает столько новых горизонтов. Пусть они даже и не выберут журналистику в качестве профессии, но они будут ее ценить и понимать ее важность.
Конечно, работая в городской газете, мы видим, что кадровые проблемы есть. Безусловно, нам нужно растить кадры, но корыстной цели мы перед собой не ставим. Наш юнкор пришла к нам сразу после школы, поступив в университет заочно. Она проработала у нас 10 лет и работает сейчас, но параллельно трудится в сфере IT. Другая девушка проходила практику в «Шахтинских известиях» и осталась работать корреспондентом. Кто-то остается с нами, но молодежи хочется развиваться, и мы этому рады: детей надо уметь отпускать, когда они вырастают.
Расскажу еще один случай, наверное, им тоже можно гордиться. Во время летней школы юнкоров к нам пришла замечательная девочка, она проходила практику несколько лет и писала, как взрослый зрелый человек, собиралась поступать на журфак. Но после 11-го класса она поняла, что журналистика — это не ее. Талантливая девчонка, она выбрала другую профессию, в которой благополучно состоялась. Наверное, это тоже успех, ведь мы помогли человеку найти себя.
Редакция, в моем понимании, похожа на семью. В ней должны работать люди разных поколений. Только так мы будем давать читателям полную картину мира и оставаться для них интересными. Юнкоры — это свежий взгляд, новое видение. Это новое поколение, которое растет и постепенно входит во взрослый мир, а значит, мы должны с ним работать. Все эти годы детская газета росла и развивалась вместе со взрослой. Менялись названия, концепции, но «детские страницы» всегда были неотъемлемой частью нашего издания.