О чем рассказал Роман Анин на мастер-классе в Петербурге

Мастер-класс Романа Анина, руководителя отдела расследований «Новой газеты» , прошел 10 декабря в рамках проекта «Медиафан».

Читайте конспект выступления с главными тезисами:

•   СМИ в кризисе. Нам стоит не конкурировать, а кооперироваться, чтобы делать совместные большие проекты (Panama Papers, Paradise Papers);

•   Все больше роботизации: скоро новости будут писать роботы. Для расследователей появятся сервисы, которые будут сканировать все базы данных в поисках совпадений. Пока все вручную.

 

Про сбор информации:

•   Правило разведки: 70% информации находится в открытом доступе, 30% в закрытом;

•   Занимайтесь фишингом: закидывайте запросы в разные базы данных, когда-нибудь это принесет «улов».

•   Ведите учет всех странных совпадений руководителей компаний, людей и судебных исков. Придет время, и из этого можно будет сделать историю;

•   Научитесь пользоваться мировыми базами данных по торговле, оффшорам и недвижимости;

•   Потратьте время на фактчекинг, проверьте каждое утверждение, даже если это займет несколько дней. Доверие аудитории — самое важное;

•   Каждое утверждение стоит подтвердить официальным государственным документом.

 

Про работу со спикером:

•   Найдите свидетелей события. Всегда есть люди, которые что-либо видели или знают;

•   Говорите со спикером на одном языке. Пример: в МВД не говорят «завести дело», говорят «возбудить»;

•   Журналист должен быть всегда немного дураком. Спрашивать что происходит, как это работает. Не пытайтесь умничать:  эксперт всегда лучше вас знает ситуацию;

•   С источниками нужно общаться, пить и проводить время, поздравлять со всеми возможными праздниками, но дружить — никогда;

•   Сделайте что-то полезное для источника или правоохранительных органов, поделитесь информацией — они отплатят вам помощью в будущих исследованиях;

•   В конце разговора попросите спикера рассказать историю не для себя, а для читателя — простым языком.

 

Про безопасность журналиста и источника:

•   Несколько раз перечитайте текст и проверьте, не подставляете ли вы источник;

•   Не один материал в мире не стоит дороже человеческой жизни;

•   Шифруйте сообщения, жесткие диски и звонки;

•   Прикрывайтесь редактором: вы работаете не для себя. у вас есть начальник — редактор, он уволит, если статья не будет опубликована;

•   Назначайте встречи только в публичных местах, не соглашайтесь на обсуждение на дел квартире или в лесу.

 

Автор: Андрей Дорожный
Источник: telegram-канал «Дата публикации»
Фото: Роман Киташов