Моя книжка «Миссия невыполнима. Антиучебник журналистики» впервые была представлена потенциальным читателям в Сочи на фестивале прессы «Вся Россия». Там случилась ситуация, о которой я хочу сейчас рассказать.
Вел презентацию, как мы заранее договорились, главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин. Что было справедливо, потому что именно благодаря ИД «КП» рукопись и превратилась в книжку. А еще потому, что многие герои «Миссии», а также описанные в ней ситуации тоже имеют прямое отношение к «Комсомолке» 60-х, 70-х и 80-х годов прошлого (страшно сказать) столетия.
Глава Издательского дома и главный редактор «КП», как это и положено, произнес какие-то дежурно-похвальные слова про автора, потом, как мне показалось, не без интереса выслушал мои ответы на вопросы. Говорил же я в основном о том, отчего профессия наша столь стремительно теряет свою репутацию. И, конечно, по привычке и по убеждению не жалел всяких высоких слов, призывая коллег вернуть доверие читателя к прессе. А в пример приводил давно покинувших сей мир классиков той ушедшей журналистики — коллег не только талантливых, но и известных своей честью, ответственностью, отстаивавших высокие моральные ценности.
Но вот что было дальше. Когда презентация закончилась, Сунгоркин сразу перешел в соседнее помещение, где по программе значился его мастер-класс. И там он долго удовлетворял любопытство «всей России» относительно того, как сделать медиапроект успешным. Он говорил про новые интернет-технологии, про постоянный мониторинг читательского запроса, про радио «КП», про то, отчего они закрыли свое телевидение, про сбор рекламы, дистрибуцию и еще много о чем. Единственное, о чем он наотрез отказался говорить, так это — о морали и нравственности на страницах газеты.
— Это не ко мне, — цинично сказал, как отрубил, главный редактор Владимир Сунгоркин, отвечая на вопрос какого-то гостя из регионов.
А далее объяснил, что он имеет в виду. И, если я правильно его понял, то в «сухом остатке» оказалось следующее. Газета должна идти вслед за читателем. Иными словами, публиковать исключительно то, что хочет знать (считай — покупать) потребитель. Если сегодня на слуху свадьба Собчак, значит, весь коллектив будет брошен на то, чтобы извлечь максимум прибыли из этой истории. Если завтра это смертельное заболевание популярного артиста, то корреспонденты полезут в форточки и дымоходные трубы той больницы, где «звезда» лежит в коме. Ну и так далее.
,
,
Мне это показалось в какой-то степени символичным. Смотрите: десять минут назад Сунгоркин вел презентацию книги, которую сам же издал, и автор которой яростно отстаивает совсем другие, можно сказать, прямо противоположные принципы. Не идти вслед за читателем, а, напротив, вести его за собой. Не потрафлять низменным вкусам, а воспитывать Личность. Ведь так всегда было в той «Комсомолке», которой я отдал когда-то двадцать лет жизни.
И ведь не кто иной, а именно мой тезка Владимир Николаевич Сунгоркин издал когда-то в трех томах дневники Ярослава Голованова — журналиста, который как раз являл собой ярчайший пример того ПРАВИЛЬНОГО отношения к профессии. И ведь в штате «Комсомолки» до ее недавнего ухода состояла Инна Руденко со своей исключительно качественной журналистикой. И книжки Василия Пескова «Комсомолка» до сих пор переиздает, а в этих книжках только про высокое — и в природе, и в отношениях между людьми.
Где же тогда лукавит глава Издательского дома и его главный редактор? Зачем «впрягает в одну телегу коня и трепетную лань»?
Это интересный вопрос и ответ на него не так прост. Конечно, на поверхности лежит следующее объяснение: «Комсомолка», желая не только остаться на плаву, но и обеспечить достойную зарплату своим сотрудникам, производит исключительно тот продукт, за который ей заплатят больше всего. Речь, кстати, идет не только о поступлениях от дистрибуции, но и о разного рода выгодных контрактах с властными структурами. Тут глава ИД ведет себя в соответствии с правилами рыночной экономики. Ничего личного — только бизнес. А как же тогда объяснить его «отклонения» от этих правил?
У меня есть ответ. Но все же интересно было бы услышать самого Сунгоркина. Отчего бы ЖУРНАЛИСТУ не сделать с ним обстоятельное интервью и, в частности, спросить и об этом.
,