Как размывается профессия журналиста

,

Сначала новости плохие. Кризис СМИ, похоже, прекращается. Начинается обвал. По крайней мере, на американском рынке, который во многом задает тренды для медиаиндустрии по всему миру. Ведь американские СМИ первыми испытывают на себе влияние цифровых перемен, которые потом распространяются в других странах.

Всего лишь за первый месяц 2019 года в американских СМИ было уволено 2100 человек. Для масштаба: это от 2 % до 12 % занятых в редакциях (оценки занятых в медиасфере в США сильно разнятся — от 30 до 100 тысяч, в зависимости от профессий). Vice Media, BuzzFeed, Gannett Company (1000 американских районок) увольняли людей сотнями. (ЖУРНАЛИСТ писал, например, о драматичных сокращениях в BuzzFeed.)

К этому надо прибавить 15,5 тысяч уволенных из американских СМИ в 2018 году. Объем увольнений вырос по сравнению с 2017 годом почти в три раза. Вообще, 2018 год стал худшим годом по сокращениям в СМИ после 2009-го, когда разразился мировой экономический кризис. Судя по первому месяцу, 2019 год не уступит предшественнику. А ведь никакого глобального кризиса сейчас нет. 

Вывод простой — медиарынок рушится по своим внутренним причинам. Прежде всего, из-за ухода новостей и публики в соцсети, а также из-за захвата рынка цифровой рекламы дуополией Google-Facebook. Старая бизнес-модель медиа (продажа рекламы/подписки) не работает, а новую не нашли или ее нет. И хотя статистика представляет наиболее развитый и обследуемый американский рынок, тренд, безусловно, глобальный. Эпидемия увольнений в редакциях придет и в другие страны.

Теперь новости относительно хорошие или хотя бы оставляющие надежду.

Recode провел исследование вакансий, выставляемых в LinkedIn (запрещенный в Российской Федерации; в США служит эффективной карьерной площадкой). Учтены реальные вакансии с 2004 года, когда появился Facebook, который начал пожирать рекламный пирог, принадлежавший прежде СМИ.

Исследование показало, что доля вакансий, связанных с журналистикой, сократилась на 14 % (подсчеты сделаны до обрушения 2018-2019 годов). Строго говоря, снижение не такое уж и драматичное. На графике кривая выглядит почти прямой, лишь с небольшим уклоном (недавнее исследование Pew Research Center показывало более тревожную картину. Согласно старине Pew, занятость в американских СМИ упала за 10 лет на четверть, с наиболее резким снижением в газетных редакциях).

,

Журналисты все-таки не так уязвимы, как профессионалы других узких специализаций

,

Утешить журналистов может тот факт, что у смежников, то есть пиарщиков и специалистов по корпоративными коммуникациям, которые часто имеют те же навыки и образование, дела идут еще хуже, как свидетельствует статистика LinkedIn. PR-вакансии показывали бурный рост в 2006-2011 годах, потом резко пошли на спад и вернулись на уровень «до социальных сетей».

Вместе с тем, продолжается устойчивый и быстрый рост вакансий, которые в своем описании содержат обязанности, связанные с производством контента и работой в социальных сетях.

,

,

Вывод из этих данных простой. Рынок труда в СМИ, безусловно, не может не следовать за сжатием медиабизнеса. Сокращения были и будут; дойдет дело и до обвала. В то же время бурно растет спрос на специалистов, способных производить контент, в том числе для соцсетей, а также организовывать в соцсетях вовлечение и общение с целевыми аудиториями. Это, конечно, не совсем журналистика, а часто и совсем не журналистика, но специализация смежная. Очевидно, что рост занятости по категориям «контент» и «социальные сети» частично обеспечивается перетоком людей из журналистики (хотя, вероятно, в значительной степени все же за счет рекрутирования уже пост-журналистской молодежи).

Журналистика как институт все больше превращается в заповедник редких видов и музей высоких искусств. Но с практической точки зрения журналисты все-таки не столь уязвимы, как профессионалы других узких специализаций. Журналист, как и управленец, должен быть тематически всеяден и легок на подъем. Он умеет писать о сельском хозяйстве, ядерной физике и проблемах молодежи. Главное: писать о людях и для людей. А это очень подходит для новой медиасреды. Навыки производства контента и управления вниманием будут востребованы все больше и больше.

Просто журналистам предстоит позиционировать себя несколько иначе — специалистами более широкого профиля. Потому что средства массовой информации скукоживаются. А вот среда массовой информации продолжает расширяться. Возможно, для профессии журналиста предстоит придумать новое название.

,

Иллюстрация: shuttersock.com; скриншот: pewresearch.org