ВЫПУСКНОЙ КЛАСС
В большинстве университетов всё-таки требуют публикации. И вы начнёте искать одну редакцию, другую, третью. Несёте туда свои школьные эссе. Кто-нибудь один раз (из жалости, из милости, по знакомству) это напечатает. Но ни газете, ни радио, ни ТВ не нужна ваша юная мудрость, основанная только на мечтаниях, на скудном багаже воспоминаний, на глобальных обобщениях, в которых правды на грош, а высокопарных слов и пророчеств — на миллион. Не забывайте ваших умных мыслей. Всё это пригодится позже, когда вы неожиданно обнаружите: жизнь подтверждает какие-то ваши фантазии. Ну, а сейчас что?
А то, что реальные контакты с медиа вам придётся искать прямо сейчас. Если решите попытать счастья в Клубе молодых журналистов журнала Журналист, то нам тоже школьные эссе не нужны. Эссе вы пишете для учителей, для себя, чтобы перечитывать и восхищаться собственным слогом, для родственников, но никак не для СМИ. Иногда мы пытаемся из ваших письменных восторгов слепить что-нибудь удобочитаемое, не лишённое смысла для других (особенно под занавес – когда вам уже через неделю-другую сдавать документы в вуз). Кто-нибудь потом дует губки: ах, было так красиво, так актуально для человечества! Но в портфолио есть публикация из ЖурналистA! Медяк, конечно, в вашей копилке! Но эти старики из приёмной комиссии считают такой медяк золотым дублоном. Придёт и наше время, мы им всем покажем! Да?
Одна барышня как-то написала на форуме: «Что это Челышев сделал с моим произведением! Он его сократил! Убрал самые красивые метафоры! Текст почти не менял, но материал стал сухим. Я так не пишу! Стыдно кому-то показать!» Её верный форумный дружок среагировал бурно: «А поймать бы этого Челышева — и дать в пятак!» Молодец. Так и нужно защищать девушек. Правда, я рассмеялся, потому что тут же вспомнил диалог поэта Бездомного с Воландом:
«— Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! — совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич.
— Иван! — сконфузившись, шепнул Берлиоз.
Но предложение отправить Канта в Соловки не только не поразило иностранца, но даже привело в восторг.
— Именно, именно, — закричал он, и левый зелёный глаз его, обращённый к Берлиозу, засверкал, — ему там самое место! Ведь говорил я ему тогда за завтраком: «Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали! Оно, может, и умно, но больно непонятно. Над вами потешаться будут».
Значит, так: взрослейте и показывайте нам, пожалуйста, где раки зимуют. А сейчас я вставлю в этот текст то письмецо, которое, иногда меняя детали, вынужден отправлять начинающим (или не представляющим, что такое журнал Журналист, как его едят и чем запивают).
,
,
СТАНДАРТНОЕ ПИСЬМО НОВИЧКУ
Привет! У нас профессиональный журнал Журналист, которому 102 года. Клуб молодых журналистов (КМЖ) приоткрывает дверь для молодых, чтобы им легче было входить в профессию. Официально могут публиковаться только подписчики. Но если материал интересный, я закрываю на это глаза. Что нужно для публикации? Войти в формат. Что такое формат? Это тематический круг, который охватывает журнал. То есть? Главная тема всегда — журналистика. Для вас — это опыт внедрения на журналистскую поляну. Откуда опыт, если вы только начинаете? А попробуйте! Даже негативный опыт есть позитивная тема для публикации. Вас не напечатали? Вашу тему не пустили в эфир? Вам сказали: «Приходите к нам с опытом»? А где его взять, если газета, например, только одна на весь район? И редакция общая у газеты, местной радиостанции и студии ТВ. Вы попробовали один раз, другой. А потом вы завели свой блог в ЖЖ, например, или в любой социальной сети. И публикуете не селфи в бикини или с котятами, или с подружками-дружками, а реальные материалы о жизни посёлка, города, района. С фотками. И ставите перед собой и обществом вопросы жизни региона. И отправляете свои публикации в местную редакцию и в администрацию. Уверяю, скоро вам предложат публиковаться. Но главное: вы получаете тот первый журналистский опыт, который даёт вам право на публикацию в КМЖ, потому что это опыт преодоления, который интересен другим. Они ведь тоже пытаются.
Вообще сходите в библиотеку или в местную редакцию, попросите полистать Журналист, если не подписываетесь пока, и почитайте раздел КМЖ. Лучше — за несколько лет. Там всё подробнее. Да и материалы юных коллег почитайте. Внимание! Другие обязательные сведения, без которых материалы даже не рассматриваются. 1) Полная справка о себе: дата рождения, школа, класс, вуз, факультет, курс, домашний адрес (посёлок, город, область край, республика), все телефоны, скайп, короче, всё для контактов. 2) Несколько ваших портретных фото, крупных, тяжелее 1 МБТ (и не иначе!)! И не так, что вы где-то там в отдалении. Без лица ни один материал не публикуется! 3) Где публиковались? Нигде? Где пытались публиковаться? Школьная, районная, городская, федеральныя газеты, сайты, блоги. Присылайте ссылки. Если были неудачи, о них обязательно скажите. Неудачи и преодоление могут быть интереснее выбранной темы. 4) Файл присылайте в word. Каждый текст должен быть подписан полными личными данными, о которых говорил выше. Фотки в файл не вставлять! Только отдельно, в формате JPG. Оригиналы. Из инета не тащите: там они кажутся большими, а на деле — 15–30 КБ. Для полиграфии не годится. И текстовки к ним, чтобы я не путался. Иначе фотка пойдёт в корзину вместе с материалом. 5) Все материалы, опубликованные в КМЖ, участвуют в конкурсе «Восходящая Звезда». Итоги конкурса подводятся в январе, публикуются в журнале — в феврале. 6) Материалы присылать мне по адресу [email protected]. В теме письма обязательно писать: «Внимание! Материал для КМЖ!» Всякий раз повторять справку о себе и указывать даты предыдущих писем, чтобы я не рылся в огромной почте. Это всё. Есть вопросы — пишите (надеюсь, их нет).
,
,
ВАМ НЕ ПОВЕЗЛО. НЕ ПОСТУПИЛИ…
Перезагрузка. Начинаем с нуля. Первое: попробуйте понять, чем поступившие умники отличались от вас, какие книги, какие СМИ они читали, какие вопросы им задавали на собеседовании, как они отвечали. Научитесь владеть собой. Где учиться владеть собой? А при посещении СМИ для обретения опыта. У меня был период, когда я бросил нелюбимый вуз после окончания первого курса (хорошо окончил, просто решил уйти — под стоны родителей, естественно). Попытки устроиться в какую-нибудь газету провалились. Куда пошёл работать? В типографию, помощником печатника. Там познакомился с линотипистами, метранпажами, дежурными журналистами. Узнал, какие темы интересуют газету, выбрал то, что интересует и меня. Выехал в первую командировку (в выходные!), всех нашёл, материал для молодёжки сделал — и сам его печатал в типографии — кайф! Потом нужен был постановщик на телевидении (это так назывался постановщик декораций, который иногда стоял за одной из трёх камер). Статьи в молодёжке продолжал печатать. Во время первого рейда по заводским столовым, где кормили ужасно, а мух было столько, что стоило открыть рот, чтобы получить жужжащую добавку к обеду, именно там, в гудении мух, меня впервые попытались оскорбить — предложили взятку, 10 рублей. Потом заведующая рыдала и на коленях умоляла не писать о взятке. Я не написал. Но об остальном написал так, что даже после сокращения самых острых кусков текста (О, как я злился! Как ругался с правщиком — замечательным журналистом, который до того ругался с редактором, чтобы мой материал вообще вышел!), даже в смягчённом виде материал вызвал бурю и на заводе, и в обществе. Через год меня позвали работать корреспондентом в многотиражку (заводскую газету). Я ещё морду кривил (мол, многотиражка…). Но там я увидел, что такое свобода борьбы за качество (тебя просто некому и некогда править), а иногда и свобода вообще, а иногда и рабочая солидарность. Там я многому научился. Потом позвали в молодёжку, потом была вся остальная жизнь. Знаком с человеком, который начинал курьером в одном из самых популярных сегодня российских СМИ. Нынче он там же — первый зам. главного редактора.
К чему это? А к тому, что ищите работу (любую!) и приближайтесь к СМИ. Пишите честно, слушая себя и мир, не прислушиваясь к другим громким дудкам, и вас примут даже те, которые думают иначе. Через год вы придёте в университет уже с толстым портфолио, а возможно (если чему-то научились), и с победами в журналистских конкурсах.
,
,
ВАМ ПОВЕЗЛО. ВЫ ПОСТУПИЛИ…
Для кармана родителей важно, конечно, на бюджетной основе поступили или на коммерческой. И для вас важно, особенно на первых порах. Будет неявная конкуренция, потому что некоторые талантливые, весёлые, иногда небедные студенты, легко поступившие в вуз на бюджетной основе, потом начинают долгий праздник вольной студенческой жизни. Это тот порожек, о который спотыкаются многие. Часто первым серьёзным испытанием для поступивших становится… диктант. Да, диктант, юные коллеги. В нём будут попадаться слова простые, но и такие, в которые вы никогда прежде не вглядывались, обороты, смысл которых может быть извращён, если вы неправильно распорядились знаками препинания. Диктант проваливают неожиданно многие. Знал нескольких ребят, у которых этот хвост тянулся до конца второго курса. Кое-кого отчисляли. То же — с хвостами по иностранному языку, по античке, по зарубежной литературе вообще. Не расслабляйтесь на первом курсе. Войдите в университетский ритм, заново научитесь перераспределять своё время. Даже если вы научились управлять собой, первая сессия всё равно свалится на вас будто неожиданно. И начнутся бессонные ночи. Постарайтесь не простудиться, не заболеть перед первой сессией, иначе потом придётся гоняться за каждым преподавателем в отдельности. Что? Я призываю вас к здоровому образу жизни? Именно. Научитесь быть здоровыми (зарядка там, пробежки и всё такое). И запомните одно моё предсказание: если вы что-то не прочитали по программе, а на сессии вас пронесло мимо этой чёрной дыры, то вы никогда в жизни этого не прочитаете. Будут новые книги, новые знания, но то, что было упущено в классическом комплекте, формирующем интеллект, считайте потерянным навсегда.
Многие (но не все! не все!) к концу первого курса начинают петь одну и ту же песню: «Зачем нам так много всего знать? Это никогда не пригодится! А настоящая практика, которая точно пригодится, маячит где-то впереди. И люди, которые пришли в СМИ с улицы, без журфака, они варятся в практике, делают карьеру. Они будут нашими начальниками, когда мы придём после университета»… Эх, дорогой народ! Всегда есть выбор: идти в консерваторию или зарабатывать уличным музыкантом (лучший вариант — тапёром в ресторане). Никто сегодня не сможет определённо сказать, какими будут медиа через десять лет. Университет — это не только классическое образование, но также изучение новых технологий, это подготовка к одновременной работе на разных платформах, включая соцсети, это возможность параллельной стажировки в зарубежных университетах, это возможность выбора пути не только для себя, но и для СМИ, и для тех, кто эти СМИ читает. Всегда есть вероятность, что гениальный самоучка (или человек, получивший другое образование, но не нашедший себя в первой профессии) окажется полезным медиа. Иногда очень полезным, поскольку знает, скажем, экономику, или медицину, или ещё что-нибудь. Но это исключения. В конце концов, немало молодых людей идёт на журфак за корочками, зная, что потом папа или мама пристроят как-нибудь в свой бизнес. Но ведь мы не о них (такие есть в любых вузах). И если вы хотите реально стать профи, нужно искать и практику, но использовать все возможности, которые даёт университет…
,
,
ВЫ ПОЛУЧИЛИ ДИПЛОМ. ЧТО ДАЛЬШЕ?
Иногда узнаю о переменах в жизни и карьере бывших членов Клуба молодых журналистов. Бывают взлёты, когда человек меняет газету на ТВ-эфир, становится там редактором популярнейшей программы, потом уходит (разногласия с руководством), потом возглавляет электронное издание (не очень известное), потом один международный журнал, сейчас — российскую версию очень популярного международного журнала. Это, между прочим, я о парне, с которого начинался наш КМЖ. Иногда люди, окончившие журфак, столкнувшись с практической работой, или не выдержали напряжения, или поняли, что их выбор был ошибкой. Почему? Могли попасть в безалаберный редакционный коллектив, или, наоборот, оказались в жёсткой профессиональной конкуренции — и не выстояли. Редко, но получаю письма от уже бывших членов Клуба молодых журналистов. Это чаще письма с просьбой о моральной поддержке. Всякое бывает. Вот человек окончил журфак одного из престижнейших московских вузов, одно название которого вызывает священный восторг у мечтательных школяров. А «прилипнуть» к какому-то столичному СМИ не получилось. Везде сокращение штатов или их смена. Опытные профессионалы ищут работу. Кого-то зовут сразу, поскольку имя на слуху, а имя усиливает бренд издания, другие пытаются зарабатывать преподаванием (если они это умеют делать). Кому-то везёт, кому-то — нет. А человек после вуза, хоть и практиковался много где, выглядит просителем, поскольку человек есть, а имени нет. И человек возвращается в город, откуда приехал. Возвращается с чувством поражения, не понимая, что там-то у него и состоится встреча с удачей, там-то у него и появится имя.
У всех по-разному. Но у всех точно есть нереализованные возможности даже тогда, когда кажется, что возможностей нет.
,