А. ИЛЬИНА. Этот сильный слабый пол

Этот сильный слабый пол…

Из жизни в журналистику и обратно


Алина ИЛЬИНА


Последнее время на журналистских семинарах проводились увлекательнейшие “мозговые штурмы”, в ходе которых аудитории предлагалось назвать типичные черты современных мужчин и женщин. Результаты всегда вызывали оживление и смех. И правда, типичными эпитетами женщин во всех регионах были “измученная”, “вечно с сумками”, “уставшая”, недовольная, стерва, а мужчин – “пьяненький”, “грубый” “несамостоятельный”, “альфонс”, “плохо пахнущий”, эгоист. В идеале (это была вторая часть задания) коллеги видели красивых, добрых, сексуальных женщин и внимательных, нежных и сильных мужчин. Конечно, строго научного представления о взглядах работников пера и эфира на проблему взаимоотношения полов деловые игры дать не могли, но впечатление о том, что стереотипы, наводнившие наши СМИ, суть производные от предрассудков самих создателей материалов, подтверждали. Ну не все же наши соотечественницы в самом деле замученные жизнью мегеры, и не все мужья – безвольные эгоцентрики. 

Только что вышедшая книга “Женская тема в средствах массовой информации” Ольги Здравомысловой и Натальи Кигай (Москва, Ассоциация журналисток, Эслан, 2002) знакомит читателя с результатами социологических исследований, посвященных гендерным предпочтениям российских журналистов. В центре анализа оказались более 100 журналистов Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги и Иванова, обширный материал был собран в результате глубинных анкет и дискуссий в фокус-группах. Большинство респондентов согласилось с тем, что современные российские СМИ уделяют недостаточно внимания положению женщин, прежде всего – женской безработице, здравоохранению, материнству, а также проблемам карьерного роста женщин и участию их в управлении государством. Интересно также сопоставить те качества, которые журналисты считают необходимыми для женщин и мужчин. От них в равной степени требуется уверенность в себе, решительность, организованность, здравый смысл, чувство юмора. Высоко оцениваются такое традиционное качество женщин, как “умение сопереживать”, и традиционно мужская настойчивость. Сексуальную раскрепощенность большинство респондентов считают более необходимой для женщин, чем для мужчин. Социально-психологический портрет современной россиянки, нарисованный журналистами, – это образ уверенной, умной, владеющей собой, независимой женщины, умеющей справляться со сложными ситуациями. Дискуссии в фокус-группах показали, что коллективный традиционный для российской и советской культуры образ сильной женщины, выживающей в постоянной борьбе с трудностями, все же не означает гарантии реального жизненного успеха.

Из дискуссии в фокус-группе.

“Женщина зарабатывает деньги и содержит семью. Те же самые челночницы… Или другие, которые пекут пирожки, выходят на транзит и там продают. Вот так они зарабатывают. Этого хватает на то, чтобы прокормить детей”.

– То есть мало женщин зарабатывает много денег?

– Большие деньги связаны с криминалом. Не каждая женщина решится делать то, что делали и Гусинский, и Березовский.

– Типичный женский образ – это?..

– Уставшая.

– Я бы так не сказала, мне кажется, это та, которая хочет чего-то добиться. Женщина, которая делает карьеру, – это какой-то неприродный тип?

– Нет, почему же, это женщина, которая уже, может быть, вырастила детей… Или у нее муж богатый. Или родители, которые дают какую-то базу.

Иными словами, в дискуссии идея семейного предназначения женщины остается определяющей, заключают авторы.

Интересно также восприятие журналистами проблем феминизма. Они в сознании многих связаны с пропагандой чего-то непонятного. Слово “феминизм” стало своеобразным синонимом всего нежелательного, тревожного, чужого.

Содержание женской темы трактуется традиционно: есть сюжеты-лидеры (мода, секс, семья, сфера чувств) и сюжеты-аудсайдеры (политика, международные отношения, религия, экономика, наука).

“Оказалось, – пишут Здравомыслова и Кигай, – что в сознании журналистов задана довольно четкая граница, разделяющая мужскую и женскую сферы, равно как приватную и публичную сферы общества. Наличие такой границы воспринимается как само собой разумеющееся. Или иначе: мужская деятельность связана с решением глобальных вопросов, женская – с повседневностью”.

Авторы приходят к выводу о том, что существует несколько типов журналистского сознания. Первый (основной) видит женскую тему и женскую прессу как маргинальную и несерьезную. В противоположность ему выступает отрефлексированная феминистская позиция, представленная единицами (как правило, их носительницы представляют элитные формы журналистики – политологию, культурологию и т д). Активный интерес к женской теме проявляют пока молодые журналисты обоего пола, чей статус в профессии пока низок. Особняком стоит группа работников женской прессы (в основном женщин), которая идеологически нейтральна и коммерциализирована.

“Отношение журналистов к женской теме противоречиво и, вероятно, все еще находится в стадии формирования, – пишут авторы. Женская тема – айсберг, только незначительная часть его оказывается в поле внимания СМИ”.

С этими словами трудно не согласиться.