Можно ли научить писать журналистский текст и можно ли этому научиться?

Профессия журналиста подразумевает субъективное поведение, поэтому, на наш взгляд, наиболее продуктивно обучение осуществляется в условиях диалога. Будущий журналист должен развиваться не только профессионально, но, в первую очередь, личностно, и этому может в полной мере содействовать атмосфера свободы суждений, доверия, ответственности, сотрудничества, творчества. Работу по освоению студентами технологии создания текста мы условно делим на этапы:

•    Мотивационный или мотивационно-ориентировочный. Для определения уровня мотивации студентов на начальном этапе изучения новой темы предлагаются учебные задания, цель которых — проверка начальных представлений.

•   Частично самостоятельные действия. Это шаг работы, направленный на освоение операциональной стороны профессиональной деятельности, в ходе которого осуществляется личная включенность студентов в это новое для них дело.

•   Самостоятельные действия. Студентам предоставляется возможность продемонстрировать свой уровень практических навыков в работе над журналистским текстом.

 


Мотивационный этап


Цель этого этапа — уточнение представлений студентов об особенностях журналистского текста. Эта работа особенно важна, так как у студентов на самых ранних стадиях профессиональной ориентации должно сложиться устойчивое представление об отличиях журналистского текста от любого другого. Если эти представления не сформируются в ходе учебных действий, велика опасность, что будущий журналист не совсем точно будет представлять себе специфику журналистского текста, что, безусловно, отразится на качестве его деятельности. Студенты должны понять, зачем им в их практической деятельности нужны будут знания о специфике темы, идеи, выразительных и композиционных средствах журналистского произведения.

В качестве проверки начальных представлений о журналистском тексте студентам можно предложить выполнить следующие вопросы и задания:

•   Назовите отличительные признаки журналистского текста.

•   Найдите в периодических изданиях примеры журналистских текстов.

•   Напишите заметку для газеты и сформулируйте тему, идею текста.

Как правило, студенты без особых затруднений называют такие признаки журналистского текста, как актуальность, достоверность, релевантность. Второе задание вызывает у них определенные затруднения: при анализе периодических изданий к числу журналистских текстов часто причисляются тексты явно публицистические или рекламные. С третьим заданием большинство студентов не справляются вообще: в заметках факты заменяются общими рассуждениями.

,

Студенты должны понять, зачем им в их практической деятельности нужны будут знания о специфике темы, идеи, выразительных и композиционных средствах журналистского произведения

,

 В подтверждения сказанному приведем фрагмент из студенческой работы:

«…Большая страна Россия, большая — не то слово, она огромная! И, похоже, что масштабы государства очень существенно влияют на работоспособность аппарата власти. Казалось бы, чего проще, приняли в Москве закон и быстро о нем сообщили всем отдаленным чиновникам. А те в свою очередь мгновенно все поняли и приступили к действию. Но то ли дело в плохой, советской телефонной линии, то ли вместо устного сообщения президент должен для продвижения закона дать «морального пинка» Думе, чтоб уже отголоски этого самого пинка разлетелись до самых границ России-матушки и только там уже затихли. Вот типичный пример того, как принимается закон, отправленный лично президентом в Госдуму. Несколько месяцев назад Владимир Путин встречался с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Президент братской республики предложил взаимовыгодный законопроект, согласно которому россияне могут находиться на территории Казахстана три месяца без регистрации, так же как и казахстанцы, приезжающие в Россию. Через неделю после этой знаменательной встречи россияне приезжают в гости к южному соседу и приятно удивляются, заметив, что теперь никаких проблем с временной пропиской для них больше не существует. Тем временем проходит месяц, другой, третий, но ничего похожего граждане Казахстана, проживающие в России, не видят. Видимо, от Владимира Путина вышел гонец, и месяц за месяцем обходит он все величественные наши города, деревни, села, разнося вести по губерниям. А может быть, местным чиновникам просто не выгоден такой закон, в результате которого они могут потерять большую часть своих финансовых потоков…».

Таким образом, несмотря на то, что многие из студентов до поступления в вуз имели практику работы в газете, у них не сформировалось четких представлений о порождающей модели журналистского произведения. Это, на наш взгляд, объясняется тем, что довузовский опыт работы в СМИ не является в чистом виде журналистским опытом. Большинство будущих студентов факультетов журналистики работают до поступления в вуз в детских самодеятельных СМИ, в которых доминирующее положение занимают малая публицистика, эссе, художественное творчество (рассказы, сказки, стихи). И в этом нет ничего негативного, так как детская газета как самодеятельное издание не является оперативным средством информирования, не могут в ней быть также и аналитические материалы. Вместе с тем, работа в детско-юношеской газете позволяет юному автору развить свой интеллектуальный, мировоззренческий потенциал, овладеть коммуникативными умениями, сделать первые опыты в написании текстов, не являющимися школьными сочинениями.

     


Ориентировочный этап


На этом этапе работы студентам можно рекомендовать составить ориентировочную базу знаний, познакомившись с определением темы, идеи и ЭВС журналистского текста.

Тема журналистского произведения имеет устойчивый признак: она всегда является конкретной реальной ситуацией, восходящей к масштабной проблеме общества. В этом главная семантическая особенность журналистского текста.

При анализе журналистского произведения различают опорную и рабочую идеи.

В качестве опорной идеи выступает информация о системе ценностей, на которые опирается в материале журналист, побуждая адресата соотнести их с собственными ценностями и принять или не принять его оценку ситуации и трактовку проблемы.

В качестве рабочей идеи выступает информация, выработанная непосредственно в ходе освоения реальной конкретной ситуации и побуждающая к внешним или внутренним действиям во имя разрешения проблемы, то есть собственно журналистская информация. Рабочая идея материала носит подсказывающий, побуждающий характер:

•   «прими к сведению и действуй по усмотрению»;

•   «действуй, как они, если подходят условия»;

•   «не допускай повторения подобного»;

•   «есть такие-то варианты решения проблемы; исходя из своих условий, определи предпочтительный и действуй»;

•   «решение проблемы неизвестно: подключайся к поискам»;

•   «идея-программа».

Но сегодня чаще всего встречаются тексты, содержащие «пакет» рабочих идей, направленных разным категориям читателей.

В теории журналистики существует устоявшееся представление о сугубо журналистских выразительных средствах (ЭВС). Выразительные средства журналистики (элементарные выразительные средства) включают в себя факты, фактоиды, эмпирические обобщения, нормативы и образы.

Факт — элемент текста, несущий информацию о ситуации, которую можно проверить.

Фактоид рассматривается как более общий случай факта, который можно проверить частично.

Эмпирическое обобщение — обобщение, сделанное в ходе практической деятельности.

Образ — вторично используемый факт, вызываемый у адресата конкретно-чувственные представления.

Норматив — суждения, в которых воплощены те или иные установления общества и которые воспринимаются как некая формула.

 


Этап частично самостоятельных действий


Это этап работы, направленный на освоение операциональной стороны деятельности, в ходе которого происходит личная включенность студентов в эту новую деятельность. Данную работу мы рассматриваем как работу особого значения, так как она знаменует собой переход теории в плоскость практических действий. Надо сказать, что для студента представляет большую сложность самостоятельно перейти от понятия к действиям, этот путь он должен пройти вместе с преподавателем, носителем профессиональных умений. В ходе работы студентам может быть рекомендовано разбиться на группы и поучаствовать в «мозговом штурме» (это этап совместной учебной деятельности, назначение которого: формирование у студентов самоорганизуемых действий).

Можно предложить текст и задание:

1    Сформулировать тему для написания журналистского текста, чтобы ясны были как ситуация, так и проблема.

2    Определить, каким категориям читателей может быть адресован данный текст.

3    Разработать «пакет» рабочих идей, ориентированных на эти категории читателей.

В «мозговом штурме» позиция преподавателя — это активное участие (работа индивидуально с каждой группой, постановка перед студентами промежуточных задач).

,

для студента представляет большую сложность самостоятельно перейти от понятия к действиям, этот путь он должен пройти вместе с преподавателем, носителем профессиональных умений

,

После завершения игры особую важность приобретает этап рефлексивных действий. Студентам могут быть предложены вопросы, требующие осмысления их участия в «мозговом штурме» (свои ответы на предложенные преподавателем вопросы они могут фиксировать в рабочих тетрадях или в профессиональных дневниках).

Эти вопросы могут выглядеть следующим образом:

•   Как в целом я могу охарактеризовать свою позицию в ходе коллективного обсуждения (как пассивную, активную, нейтральную)?

•   Как я оцениваю действия всей группы в целом?

•   Совпадала ли моя точка зрения с мнением большинства?

Для работы с ЭВС журналистики студентам может быть предложен текст, в котором нужно найти элементарные выразительные средства журналистики и охарактеризовать их.

Вариант текста:


              12-летний изобретатель стал студентом Бауманки

Герой публикации «Комсомолки» без экзаменов принят в один из самых престижных вузов страны. О юном гении Эрнесто-Евгении Санчесе из алтайского города Рубцовск «КП» писала 18 января 2002 года. Парень поразил ученых тем, что придумал холодильник, который может обходиться без электричества. А на этой неделе, на Всероссийской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» маленький Эрнесто поведал светилам науки о том, как создать телевизор с объемным изображением. Экран он предложил сделать в виде куба. А внутри его со всех сторон расположить жидкокристаллические электроды — вроде тех, которые мигают в наручных часах. Передаваемое на него изображение будет казаться объемным. Доклад мальчика так потряс ректора Бауманки Игоря Федорова, что он решил взять парня в вуз без экзаменов. Тем более что к 12-и годам Эрнесто уже окончил школу экстерном.

— Все изобретения у меня рождаются спонтанно и в основном по ночам, — говорит серьезный Эрнесто. Например, телевизор я придумал, после того, как дома на меня упал наш старенький телик.

Хоть сын и вундеркинд, но все еще ребенок, — говорит Эрнесто-Санчес, отец паренька, кубинский эмигрант, инженер по профессии.

— Я боюсь, что в 12 лет в столице он без нас пропадет. А откуда взять деньги на переезд в Москву? Жена — логопед. Я — магистр технических наук, переехал к супруге на Алтай, стал торговать лампочками на базаре («Комсомольская правда»).


Студенты в целом безошибочно находят в тексте факты, фактоиды. Особое затруднение  вызывает нахождение в тексте образов и нормативов.

Как правило, они отождествляют образ художественный с образом как ЭВС журналистики. И здесь важно показать существенную разницу между ними.

Образ художественный это категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. Специфика художественного образа определяется не только тем, что он отражает и осмысливает существующую действительность, но и тем, что творит новый, небывалый, вымышленный мир. В образе один предмет показан через другой: поэзия «колокол на башне вечевой» (М.Лермонтов. «Поэт»); зарницы «демоны глухонемые» (Ф. Тютчев «Ночное небо так угрюмо»).

Цель художественного образа преобразовать вещь в нечто иное – сложное в простое, простое в сложное. В литературоведении существует классификация литературных образов:

•   Образы-детали мельчайшие единицы эстетического видения: подробности пейзажа, портрета, интерьера.

•   Образный слой произведения фабульный. Он состоит из образов внешних и внутренних движений: событий, поступков, настроений.

•   Образы характеров и обстоятельств, единичные и собирательные герои произведений.

Из образов характеров и обстоятельств, их взаимодействия складываются целостные образы судьбы и мира это бытие вообще, как видит и понимает художник и за этим глобальным образом встают уже внепредметные, концептуальные слои произведения.

Образ как элементарное выразительное средство культурологического ряда смысловая единица, отражающая фрагменты прошлого социального опыта, зафиксированные в культуре в виде прецедентов истории и деяний исторических лиц, художественных произведений, фольклорных сюжетов, образных откровений науки. Образы позволяют адресату соотнести новые факты с известными ему конкретно-чувственными представлениями. Многие образы восходят к архетипам (архетипы мотивы и их комбинации, наделенные свойством «вездесущности», универсальные устойчивые психические схемы (фигуры), бессознательно воспроизводимые и обретающие содержание в архаическом ритуале, мифе, символе верованиях, актах психической деятельности (например, в сновидениях), а также в художественном творчестве). Например, в русской поэзии 1920 годов «преобразование» как смена одежд или насыщение, «битва» как жатва.

Образ предполагает оценку и несет в себе оценку. Люди, исходя из своего жизненного опыта, по-разному воспринимают художественные и фольклорные образы, ритуалы и т. д. Поэтому одними Наполеон во все времена будет рассматриваться как символ успеха, а другими будет восприниматься как пример неограниченного властолюбия. Это положение делает образ в журналистском тексте уязвимым. Возможные различия в его восприятии должны быть учтены при создании текста.

Для осознания специфики литературного образа и образа как ЭВС журналистики студентам может быть предложено следующее задание:

Найдите образы в предложенных текстах, определите их роль.

Примеры текстов:


Освобожденный город

«Все время из горящего дома на озерной набережной доносится звук «Чижика». Говорят, там бренчит на пианино мальчик, оставшийся без отца и матери. Его здесь знают. Тут же я слышу, как наши военные сговариваются взять его с собою. Близится вечер.

Противоестественность зрелища так велика, что отраженным образом ее все время приписываешь освещению. Все засижено мухами. За колючей изгородью тюрьмы через дорогу производит расследование массовых расстрелов и пыток немецкой комендатуры выездная комиссия из Москвы. Где-то вертится и гнусавит патефон, и, озаренные черным креповым светом с замогильного неба, целыми улицами лежат обмякшие здания с развинченными каменными конечностями, хватаясь за соседей. (Фрагмент из очерка Бориса Пастернака «Освобожденный город», написанный им в 1943 году).

 

              Признак Чернобыля промелькнул над Волгоградом

Четыре с половиной тревожных часа пережили на волгоградском предприятии «Титан-изотоп», где готовят к захоронению радиоактивные отходы, занимаются наладкой радиоизотопных приборов и перезарядкой дефектоскопов. И вот на «Титан-изотоп» прекратили подачу электроэнергии в наказание за долги. Отключили внезапно, без предупреждения. А на предприятии с особой спецификой как раз в этот момент в так называемой «горячей камере» с уровнем в 1000 кюри шли работы с радиоактивными материалами. Стало не до работы. Следовало немедленно принять меры безопасности — загерметизировать «горячую камеру». Но при обесточенных механизмах сделать это невозможно. На «Титан-изотопе» были сразу же парализованы все системы, которые должны постоянно находиться в рабочем состоянии. В том числе система противопожарной безопасности. Вспыхни в то время пожар, радиационный «джин» мог бы вырваться на свободу… Потребовалось вмешательство не только городского штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, но и заместителя прокурора Волгограда, чтобы только спустя четыре с половиной часа возобновили подачу элек­троэнергии. Призрак Чернобыля лишь промелькнул над Волгоградом. (С этим текстом можно познакомиться по учебному пособию Г. В. Лазутиной «Основы творческой деятельности журналиста», глава «Идейно-тематическое своеобразие журналистских материалов»).


Для уточнения специфики культурологического ряда ЭВС студентам предлагаются тексты, в которых им нужно найти образ и объяснить его происхождение:

•   «Председатель Заводского судьи Гуциев, возможно, умудрился выйти сухим из воды, если у него хватило ума не ставить личную подпись на судебных решениях» («МК» Вадим Речкалов).

•   «Возврата конфискованного имущества будут 3 года ждать. Вернуть конфискованное имущество отныне можно будет в течение 3 лет со дня вынесения соответствующего решения. Верховный суд отменил норму, которая позволяла сделать это в шестимесячный срок» («МК» подборка новостей).

•   «Робинзон считается одним из опаснейших в России воров в законе, в иерархии столичных законников он занимал 3-е место… не раз выступал и в качестве «третейского судьи» во время бандитских разборок, за что получал регулярные отчисления с «общака». В Кутаиси бандиты чуть ли не носили преступника на руках» («МК» Татьяна Кирсанова).

 О том, как образ связан с композицией журналистского текста, мы расскажем в следующей нашей публикации.