Преподаватель преподавателю — эдьютон

В марте в Пермском государственном национальном исследовательском университете прошел всероссийский методический семинар «Эдьютон. Медиаграмотность и журналистика». Организаторы семинара — «Ассоциация преподавателей новых медиа» и кафедра журналистики Пермского университета — собрали преподавателей из 17 вузов России. Они, а точнее мы, поделились опытом и поговорили о том, как подготовить конкурентоспособного профессионала для перманентно и интенсивно меняющегося медиарынка.

 

Почему эдьютон?

Не растиражированное пока слово очень точно обозначает то, что происходит на подобных встречах. Эдьютон — это «мероприятие инновационного формата, свободная и креативная площадка, имеющая прикладной характер, нацеленная на получение новых знаний, обмен опытом, разработку идей и проектов по распространению медиаграмотности, цифровой грамотности и критического мышления».

Придуманный в 2015 году Иваном Печищевым семинар оказался востребованным по двум основным причинам. Вызовы XXI века — новые специальности, новые каналы и форматы, трансформация традиционных СМИ, новые умения и навыки — потребовали пересмотра классического журналистского образования. Это первое. Увлеченность мультимедийными, а теперь трансмедийными и VR-технологиями обострила проблему сохранения смысла и ценностей профессии в условиях ее глобальной цифровизации и автоматизации. Это второе. Приходится сказать и еще об одном, довольно деликатном, но весьма важном лично для меня вопросе: как в условиях вполне объяснимого профессионального выгорания не только сохранить интерес к преподаванию, но и остаться актуальным, живым, увлекательным источником информации для сильно изменившейся студенческой аудитории?

Выбранный и уже хорошо апробированный формат эдьютона оказался наиболее точным и эффективным ответом на все эти вопросы и проблемы. Случился диалог/полилог опытных «продвинутых» преподавателей и молодых, смелых педагогов-экспериментаторов в почти круглосуточном режиме, которое оказалось возможным благодаря совмещению офлайн и онлайн форматов. Занятия на семинаре тоже своего рода экспериментальная площадка: в три дня сконцентрированы лекции, мастер-классы, тренинги, кейсы, презентации, skill sharing и обучающие сессии и даже конкурс на лучший пост в соцсети.

,

Иван Печищев: «Этот эдьютон про развитие образования с уклоном в медиаграмотность. Это не конференция: главное здесь — общение и тренинги. Мы обсуждаем технологии, которые помогают работать и делают журналистское образование интересным»

,

Совмещение теории и практики на мастер-классах настоящих гуру в образовательных технологиях позволяют пересмотреть собственный опыт и найти интересные методики даже таким скептикам в области педагогики, как я.

Игротехник Анатолий Казаков рассказал (а главное продемонстрировал в формате «полного погружения») о роли «геймификации и игры в обучении». Журналистское образование всегда было основано на кейсах и игре (в редакцию, интервью, редактирование, постановочный репортаж и т.п.), однако мы все получили новый и полезный опыт: создание команды и управление групповой динамикой, интерактивные способы организации учебного процесса (mentimeter, google-формы), контроль и рефлексия каждого этапа обучения, методы продуктивной организации времени и пространства аудитории, способы «поощрения/наказания».

Альбина Сугробова и Анна Пилютик (московский центр дизайн-мышления) так же методом «полного погружения» объяснили, как дизайн-мышление может «помочь студентам создавать инновации, меняющие мир». Мы разрабатывали концепции и придумывали конкретные механизмы решения проблем. Сегодня практически во всех сферах деятельности и уж точно в журналистике (пиаре и рекламе) востребован человек, у которого дистанция между формулированием проблемы и выбором/созданием инструментов ее решения должна быть как можно меньше. Альбина и Анна доказали, что все этапы презентуемого ими метода вполне реально пройти не только в рамках одного учебного курса, но за четыре академических часа. 

Председатель оргкомитета конкурса EdCrunch Award, соруководитель научно-экспертного семинара МГППУ «ИИ в образовании» Валерий Платонов рассказал, на чем строится эффективная оценка онлайн-курсов, которые стали наиболее актуальной темой в большинстве российских вузов.

,

,

Он представил «Мультимедийный подкаст как новый формат представления контента для учебных целей и общего назначения в современных средах». И хотя, с моей точки зрения, он трактует термин «подкаст» слишком широко, его советы по использованию конвергентного подхода как в представлении лекционного материала, так и в формировании практических умений и навыков у студентов оказались очень полезными и перспективными.

 

Учиться на успехах других

Каждый из нас стремится использовать в преподавательской практике новые технологии, хорошо понимая, что сложнейшей и в то же время актуальнейшей задачей становится необходимость сохранить ценностное представление о профессии журналиста, не потерять в мультимедийном пространстве значения и смыслы. С этой точки зрения, эдьютон объединил единомышленников, которые уверены: технологии нужны, но хороши лишь тогда, когда есть понимание цели, задач, концепции, когда понимаешь, кто твоя аудитория и каковы риски.

,

Валерий Платонов: «Отличительной особенностью данного #eduthonchallenge от других был великолепный, интерактивный, конструктивный состав слушателей, отличная рефлексия! Превосходная логистика и организация»

,

В Пермском университете 12 спикеров представили результаты наиболее интересных и успешных проектов.

Анна Андреева (Тюменский государственный университет) рассказала об организации проектной работы студентов по истории региональной журналистики, представив мультимедийный лонгрид «Переселение как семейная история».

Владимир Волкоморов (УрФУ имени Б.Н. Ельцина) поделился опытом использования в профессиональной деятельности (да и жизни вообще) онлайн-сервисов: «Self-hosted альтернативы для популярных коммерческих облачных сервисов и веб-приложений».

Наталья Авдонина (Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова) представила оригинальный способ организации лекционного материала: она отвечает на вопросы студентов, которые появляются после чтения книг о журналистике. Елизавета Манскова (Алтайский государственный университет) показала просветительские мультимедийные проекты, позволяющие объединить журналистскую практику и научное исследование.

,

,

Егор Королев (СПбГУ) презентовал проекты кафедры цифровых медиакоммуникаций СПбГУ: Фестиваль малой прессы, День медиаграмотности, Городское СМИ и другие.

Олег Медведев (Гуманитарный университет Екатеринбурга) заглянул в будущее журналистики, продемонстрировав технику для организации стримов.

Юлия Мажарина и Андрей Золотухин (Воронежский государственный университет) показали, как изменилась работа журналиста в «полевых» условиях, когда нужно не написать текст в газету и не снять телесюжет, а подготовить лонгрид.

Елена Власова (ПГНИУ) поделилась опытом создания городской группы в социальных сетях как площадки для учебных журналистских проектов.

Полина Демина (ПГНИУ) провела экспресс-тренинг по использованию платформы Zoom для онлайн-обучения.

Диана Мясникова (ПГНИУ) на примере реализации студентами конкретной акции рассказала о роли информационного сопровождения проектов — универсального способа освоения социальной практики и выхода в реальное медиапространство.

Сюрпризом для участников эдьютона стало выступление преподавателя кафедры зоологии беспозвоночных ПГНИУ Артёма Тиунова представившего опыт создания и использования видеоуроков на платформе Stepik при проведении лабораторных занятий, а точнее — при вскрытии животных. Для нас это замечательный пример качественной научно-популярной журналистики, столь востребованной в современных медиа.

  Выделю то, что объединяет все выступления: осмысленное включение в учебный процесс цифровых технологий; акцентирование внимания на социальной роли профессии журналиста; интерес к социальным, в частности к городским, медиа и к региональной истории; диалектика общественной значимости предлагаемых проектов и личной заинтересованности студента в их реализации.

 

Методическая копилка, или Добро пожаловать в команду

В век прагматизма и в определенном смысле профессионального цинизма актуализируется вечный вопрос журналистики «зачем?», или конкретнее — ради чего мы ехали и летели в Пермь, тратили силы, время, энергию? Ответ есть, и он достойный.

Во-первых, путем голосования были выбраны две темы для обучающей сессии.  Елена Арбацкая (ТюмГУ) научила, «Как достать историю из таблиц Экселя»: рассказала о принципах работы с числовыми данными из разных источников, о цифровой (математической) аналитике и формулировании выводов, познакомила с основными методами дата-журналистики. Алгоритм создания студенческого проекта на «Медиуме» (Medium) объяснила Василиса Бейненсон (ННГУ им. Н.И. Лобачевского): как создать площадку в формате медиа, где можно размещать созданные студентами произведения (например, рецензии), почему важно научить будущих журналистов не «писать в стол».

Вполне реальные перспективы теперь есть у озвученной на эдьютоне инициативы доцента Воронежского государственного университета Андрея Золотухина о создании мобильного журфака России, который позволит, благодаря все тем же цифровым технологиям, объединить преподавателей и студентов для совместных проектов.

,

,

Во-вторых, все участники эдьютона предлагают оригинальные методические разработки, которые критически оцениваются коллегами: принимаются, корректируются, отвергаются.

В-третьих, отобранные и скорректированные, в случае необходимости, упражнения выкладываются на специальный сайт «Медиапрактикум» (mediapractice.ru). Это созданный командой педагогов, тренеров, журналистов и исследователей проект — открытая площадка для всех интересующихся. Тут уже размещены такие упражнения: «Пересобери историю», «Фактчекинг заголовков и иллюстраций», «Журналистский “шпионаж”», «Репортаж для новых медиа»; «Мультимедийный сторителлинг» и другие. Результат мартовского эдьютона в Перми — это еще 17 упражнений, которые можно апробировать в предложенной концепции или усовершенствовать.