Школа газетного дизайна: «Енисейская правда» как пример для других районок

От очередного панегирика в этой рубрике на этот раз спасает крохотная районная газета, редакция которой предложила сделать обзор их издания. Поэтому обсуждение новой графической модели главной спортивной газеты страны «Спорт-Экспресс» откладывается. К облегчению ее сотрудников.

Наши герои издают газету в самом сердце страны. Нет, друзья мои, не в Москве. Центр немного восточнее. Еще точнее — это Красноярский край. Самый центр России, откуда равноудалены и Петропавловск-Камчатский, и Калининград. Город Енисейск — последний населенный пункт на главной сибирской реке, связанный с краевым центром дорогой. Дальше — только тайга и тундра. Вплоть до Норильска.

В стране примерно две тысячи районных газет с одинаковой судьбой. Подавляющее большинство живут между молотом и наковальней. Каждый номер — бег по лезвию между журналистикой и обслуживанием местных чиновников. Вымирающий тип. Это я про газеты, если что. Хотя…

В общем, делать вид, что районок не осталось, глупо. Потому что именно они — последний оплот журналистики как таковой. Именно у них, в отличие от федеральных СМИ и прессы городов-миллионников, источники новостей и главные герои — это люди. Маленькие, но настоящие люди. И именно у них, на мой взгляд, максимальный уровень доверия аудитории. Во всяком случае, в глубинке.

Многие редакции этих локальных изданий живут по инерции, откладывая по русской традиции решение проблемы своей востребованности и конкурентоспособности на момент «укола петухом». Живут и работают так, словно нет никаких соцсетей, где уже давно новости расходятся «раз» — бесплатно, и «два» — в течение нескольких минут. А главное — читать эти новости можно где и когда угодно, достаточно достать из кармана смартфон и смахнуть большим пальцем главный экран.

,

ГОРОД ЕНИСЕЙСК — ПОСЛЕДНИЙ НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ НА ГЛАВНОЙ СИБИРСКОЙ РЕКЕ, СВЯЗАННЫЙ С КРАЕВЫМ ЦЕНТРОМ ДОРОГОЙ. ДАЛЬШЕ — ТОЛЬКО ТАЙГА И ТУНДРА. ВПЛОТЬ ДО НОРИЛЬСКА

,

Причем именно интернет, несмотря на доступность и бесплатность, подает новости так, чтобы их было максимально удобно читать — выстроенная зрительная навигация, информативность заголовочных комплексов и оформления, четкая иерархия на страницах и системность всех элементов. А газеты, требующие денег за чтение, до сих пор имеют такой вид, словно дорогой Леонид Ильич все еще принимает планы на очередную пятилетку. И назвать это можно только непредумышленным инфантильным самоубийством.

Так вот, редким исключением из описанного правила можно, пусть и со скидкой, назвать газету «Енисейская правда». Давайте ее полистаем…

,

,

Первое, что бросается в глаза, — вариативность подачи первой полосы издания. Странно, но мало кто из региональных печатных изданий удосуживается разной подачей обложки. Подписчику, заплатившему редакции наперед, по сути, наплевать, как будет выглядеть первая полоса каждого номера. Но если у газеты есть розница, свобода оформления становится осознанной необходимостью. Как только потенциальный покупатель газеты в розничной точке продаж замечает один и тот же вид обложки газеты, у него возникает очевидное ощущение, что он это «уже читал». Думаете, он всю неделю пыжился, чтобы не забыть, что вы писали на первой полосе прошлого номера? Если вы сами читаете хоть с какой-нибудь регулярностью какое-нибудь издание, постарайтесь вспомнить, что было на обложке. Ну и как? 

,

,

МОДУЛЬНАЯ СЕТКА У ГАЗЕТЫ РАБОТАЕТ ВПОЛНЕ ЭФФЕКТИВНО. Свой пятиколонник редакция не нарушает. Ну, почти. Все же нет-нет, а иногда сетка нарушается каким-нибудь «аппендиксом». Но это точно не болезнь. Можно сказать, просто редкие случаи повышения температуры. Модульная сетка — это не из серии графоманства. И даже не из серии удобства верстки (хотя четко в сетке намного удобнее верстать). Когда вы строго соблюдаете свою модульную сетку, то задаете и укреп ляете у вашего читателя понятные правила чтения вашей газеты. Ну и чтобы два раза не вставать — в ненавистном для «бумажных газетчиков» интернете абсолютно все страницы строятся на модульных сетках. И никакой пользователь (верстальщик) не может ее нарушить. И это одна из причин, почему читать в интернете очень легко.

И тут же «вылезают» наши ностальжи — совершенно неинформативные заголовочные комплексы. Пустые, как луковая шелуха в заштопанном чулке. Сколько десятков тысяч «Души высоких свечений» и «Встреч с прошлым» исполосовали страницы наших газет… Страшно представить. И руку дам на отсечение, что уж «Встреча с прошлым» только у «Енисейского вестника» — это истрепанный десятилетиями клон. Давайте сразу к первопричине. Как читает газету обычный читатель? Не графоман и не изможденный пустотой времяпрепровождения пациент районной больницы. Обычный читатель открывает номер и просто «пробегает» по заголовкам и по иллюстрациям. Именно на их основании он принимает решение — читать или не читать. Практически никто не читает лиды, не заинтересовавшись заголовком и (или) иллюстрацией. Даже не надейтесь. Ну и что читатель должен подумать, увидев «Встречу с прошлым»? Да ничего. Первое, что ему придет в голову, — это немедленное желание перевернуть страницу. А ведь под этим никчемным названием может скрываться нужный и хороший текст, на который корреспондент потратил несколько часов или даже дней работы. Но кого это волнует? Разве мы делаем газеты для читателя? Нет, нам просто надо выполнить план освоения редакционного бюджета и объема полос. Ну а как еще такой формализм можно объяснить?

Опять же обернемся к интернету. Обратите внимание, как там строятся заголовки. Откройте любой сайт. Ну и где там «встречи с прошлым»? Ни одно самое доступное и бесплатное сетевое издание никогда не позволит себе дать неинформативный заголовок. Потому что информированность подачи публикаций — это один из важнейших сервисов для современного читателя.

И странная метаморфоза — на первой полосе у «Енисейской правды» заголовочные комплексы всегда информативные. Поднимитесь выше, еще раз посмотрите их обложки. Пусть и порой клишированные заголовки там сопровождают информативные подзаголовки, разъясняющие суть публикаций. Словно обложку и внутренние полосы делают совершенно разные редакции.

,

,

ПОВЕРЬТЕ, ЭТО НЕ ПРИДИРЧИВОСТЬ И НЕ ЗАНУДСТВО. Системность оформления — еще одна из важнейших составляющих комфортного чтения. И опять же именно системность — одна из незаметных, но ключевых достоинств интернета. Строчка к строчке, ничего не повисает и не отваливается. А теперь взглянем на «прыгающие» строчки на полосе «Енисейской правды». Это самый типичный результат отсутствия точного расчета модульной сетки и системы текстово-заголовочных стилей. Мелочей не бывает. Дамы, как известно, первым делом обращают внимание на шнурки. А прорабы — на ровные ряды кирпичной кладки. Не из-за любви к прекрасному, а по причине качества постройки. Так и читатель с «прыгающими» строчками получает лишний минус комфорта чтения вашей газеты.

,

,

КОГДА ЧИТАТЕЛЬ ВИДИТ В ГАЗЕТЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ, первым делом ему хочется понять — что и кого именно он увидел и почему именно этот снимок редакция решила поставить. Ведь это не доска «Их разыскивает милиция» и не стенгазета «Как я провел лето». Если под снимком нет подписи, то фотография для читателя останется загадкой. Ни один нормальный человек не станет читать текст для того, чтобы узнать, что и кого именно он увидел на фотографии. Только информативная подпись делает снимок полноценной частью новости. И да, мы же помним, что фотографии — это наряду с заголовками первое, что видит в газете читатель, и что на их основании он принимает решение — читать или нет. Ну и какое он примет решение, не поняв, что он увидел?

В «Енисейской правде» подписи практически под всеми иллюстрациями. Это (не поверите) исключительный пример для подавляющего большинства районных изданий. Но подпись подписи рознь. Типичный пример — публикация про работу отделения социального обслуживания на дому. Снимок молодого человека, принимающего участие в работе отделения. И что мы видим в подписи — «Люди с ограниченными возможностями здоровья охотно приняли участие в изготовлении символики акции, посвященной дню борьбы с туберкулезом». Как зовут юношу? Почему он решил помочь? Это очевидные вопросы, возникающие сразу у читателя. Ну, и отсутствие имени главного героя фотографии — это еще и вопрос уважения к нему. Неужели фотограф или корреспондент, сделавший этот снимок, не удосужился из элементарного любопытства узнать ответы на эти вопросы? В конце концов, это же часть нашей профессии.

,

,

ПРИ ВСЕХ НЕДОЧЕТАХ ТЕМ НЕ МЕНЕЕ БРОСАЕТСЯ В ГЛАЗА, что редакция «Енисейской правды» — это коллектив живых и неравнодушных людей, которым действительно интересна их работа. И тут я вынужден повториться слово в слово — это исключительный пример для подавляющего большинства районных изданий.

Потому что:

•   в газете из номера в номер появляется инфо‑ графика. Простая, но вполне понятная. И, конечно, более эффективная для читателя, нежели хаотичный набор чисел в тексте;

•   редакция не пренебрегает дополнитель‑ ными «точками входа» (выносы, цитаты, микрозаголовки в объемных текстах и т. д.);

•   планирует подачу оформления некоторых публикаций (ну вот, например, этого материала про хронику одного дня работы местной пожарной части — не просто нагромождение текста, а функционально выстроенные блоки, соответствующие тому или иному времени суток; и даже нарушенный тайм-лайн, как ни странно, не портит общей картины). 

 

Ну и «на сладкое»… Если «уложить» все наши районки в клинической градации, то «Енисейская правда» – точно не тяжелобольной пациент на фоне всеобщего газетного хосписа. И это очень хороший пример издания, которое не сдается на милость очевидного конца «бумажной эпохи». Именно такие издания будут в рядах «долгожителей». Чего, как говорится, и вам желаю. 

,

Справка

«ЕНИСЕЙСКАЯ ПРАВДА» — общественно-политическая газета города Енисейска и Енисейского района Красноярского края. Тираж 4500 экземпляров. Объем номеров — 16 страниц. Весь коллектив редакции (включая бухгалтера и водителя) — 10 человек. Два корреспондента, два верстальщика, один из которых еще и выполняет обязанности офис-менеджера. Один менеджер по рекламе. Знакомый многим бюджетным редакциям расклад.

,

Фото: unsplash.com