«Рязанские ведомости»: разбор сайта

Когда распространение газеты по той или иной причине затруднено, редакции с еще большей ответственностью нужно относиться к созданию интернет-версии газеты. Насколько у нее это получается, мы обсудили с главным редактором журнала «Русский Репортер» Виталием Лейбиным и редактором издательства «Ар энд Ди Коммуникейшнз» (Москва) Валентином Сучковым.

Известная поговорка про Рязань настолько давно стала устной визитной карточкой города, что в нем теперь даже можно найти «памятник» грибу с глазами. А вот местную газету «Рязанские ведомости» найти не так просто. По крайней мере, ЖУРНАЛИСТ, проезжая станцию Рязань-2 (текст «Путешествие из Петербурга в Севастополь» о поездке на первом поезде по этому маршруту читайте на сайте jrnlst.ru), не встретил ее ни в одном киоске, а продавцы вообще удивлялись, что эта газета еще существует.

 

АЛИСА, В ЧЕМ ТОЛК?

По одежке, как известно, встречают.

— Дизайн главной страницы вполне приемлемый, — считает Виталий Лейбин. — Структура ясная. Хорошо, что есть один фирменный цвет — серый.

Это что касается внешнего слоя «одежки». А дальше?

— Если в XX веке в большинстве случаев многие вещи молодежи объясняли представители старшего поколения, в наши дни картина наблюдается полностью противоположная, — констатирует Валентин Сучков. — Современные технологии, с которыми новая смена буквально на «ты», а «родившиеся в СССР» и знаться редко когда желают, действительно меняют и способы передачи информации, и манеру ее восприятия. И технологически есть все возможности для того, чтобы любую мысль, любое открытие или любую новость проиллюстрировать. Поэтому сегодня для большинства юной и подрастающей аудитории «слепой», не иллюстрированный текст — это «недотекст», новость без фото — «недоновость». Соответственно, в борьбе за аудиторию, за количество просмотров и частоту посещений веб-сайты не должны пренебрегать иллюстративным материалом. Недаром более чем полтора века назад Алиса Льюиса Кэрролла утверждала, что в книжках без картинок нет никакого толку.

Откроем же «книжку» и посмотрим, что внутри.

— Нет больших фото, нет фотографий на весь экран. Вообще нет современной верстки, галереи не листаются, а показаны квадратиками, как 10 лет назад, — отмечает Лейбин. — Современно то, что на сайте есть видео и фотогалереи. Но видео с открытия объектов неинтересно, зубодробительно скучно. Фотогалереи тоже скучные, нет ни одной фотоистории.

 

ОРИЕНТАЦИЯ НА МЕСТНОСТИ

Что же, посмотрели картинки — теперь почитаем тексты и проанализируем факторы их продвижения.

— Хорошо, что на сайте есть традиционная рубрика «Глас народа», — это единственное, кроме очерков про простых людей, что делает такие газеты интересными, — можно прочитать про друзей и соседей, — говорит Виталий Лейбин. — Но все остальное — от названия рубрик до описания официальных мероприятий — ужасно. С очерками и репортажами с мест можно поработать, но чаще всего они написаны формально.

— Веб-сайты районных, муниципальных, городских и областных газет имеют немало общего между собой: новости в разделах «Власть» и «Происшествия» как будто бы пишутся под копирку, где меняются только названия мест и имена людей, — замечает Валентин Сучков.

Это касается не только текстов, но и заглавий, считает Лейбин: «Заголовки статей, как бывает в районках, пафосно-бессмысленные. А для интернета — это вообще ужас, ничего не понятно и все одинаково».

Но не все так плохо. «Новостные заголовки нормальные», — обнадеживает Виталий.

Однако Валентин с ним категорически не согласен:

— Пробежимся глазами по новостной колонке на главной странице сайта rv-ryazan.ru: «Рязанский губернатор встретился с министром труда…»; «Глава Минтруда РФ Максим Топилин побывал в Рязанском медуниверситете…»; «В Рязанской области ищут родственников четырех красноармейцев…»; «Завтра в Рязанской области ожидаются туман и гололедица…»; «Рязанцам покажут игрушки из средневековья…». Иначе говоря, заголовки к новостям составлены таким образом, будто читатель изо всех сил сопротивляется поверить в то, что читает он не какие-нибудь там «Калужские вести» или «Московские новости», а именно «Рязанские ведомости», настоящие рязанские ведомости из Рязани и Рязанской области, про дела насущные настоящего рязанского губернатора и настоящих рязанцев. Ну а если вдруг он отвлечется и забудет, на какой сайт зашел, то в следующей новости ему обязательно напомнят, о ком и про что пишут на этом интернет-ресурсе, чтобы и мысли у того не возникало, будто Максим Топилин 20 декабря посещал Пермь. Чтоб рассеянный посетитель портала и думать не смел, что средневековые игрушки увидят не рязанцы, известные на всю страну своей честностью, радушием и добропорядочностью, а почему-то вдруг новгородцы. А ведь если уйти хотя бы от этих географических уточнений, заголовки этих новостей будут проще восприниматься мозгом русскоязычного человека, разве же нет? В трех из пяти случаев прилагательные «рязанский» и «рязанская» можно вообще не использовать. Во втором заголовке «Рязанский» можно смело заменить на «городской», в пятом — «рязанцев» назвать «горожанами» без какого бы то ни было ущерба для смысла этих заголовков, не так ли?

На эту критику, безусловно, можно возразить, что в индексации сайтов поисковиками и, соответственно, в увеличении их посещаемости частота использования слов, отсылающих к конкретному региону, играет немаловажную роль.

— С одной стороны, это отчасти действительно так. С другой, при попытке получить актуальную информацию о жизни в Рязани с помощью «Яндекса» путем ввода в поисковую строку слов «Рязань последние новости» сайт газеты «Рязанские ведомости» появился только на 34-й строчке в результатах поиска. Есть о чем задуматься, — парирует Сучков.

,

ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА ЮНОЙ АУДИТОРИИ «СЛЕПОЙ», НЕ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ ТЕКСТ — ЭТО «НЕДОТЕКСТ». НЕДАРОМ БОЛЕЕ ЧЕМ ПОЛТОРА ВЕКА НАЗАД АЛИСА ЛЬЮИСА КЭРРОЛЛА УТВЕРЖДАЛА, ЧТО В КНИЖКАХ БЕЗ КАРТИНОК НЕТ НИКАКОГО ТОЛКУ

,

В самом деле, мало написать интересные и живые тексты, качественно их проиллюстрировать и оформить, ярко и оригинально озаглавить. Необходимо добиться, чтобы вся эта нелегкая работа была проделана не зря. А для этого нужно думать не только о поисковиках, но и, прежде всего, о позиционировании в социальных сетях.

— Размещение иконки той или иной популярной социальной сети, при клике на которую посетитель попадает на страничку владельца сайта на Facebook или «ВКонтакте», давно уже стало негласным правилом, — констатирует Валентин Сучков. — В левом верхнем углу на сайте газеты «Рязанские ведомости» таких значков целых три. Помимо уже упомянутых двух соцсетей здесь представлена и ссылка на третью — Twitter. Однако стоит признать, что в России этот проект не прижился. Чтобы убедиться в этом, достаточно перейти на страничку «РВ» в Twitter и обнаружить, что сообщения от газеты практически не комментируются, не цитируются и не пересылаются пользователями сети своим друзьям. Не скрашивают общую картину и редкие единичные «лайки».

— Есть газеты, ориентированные на местных жителей, и те, которые будто бы издаются исключительно для чиновников и руководителей местных ОВД, — комментирует Сучков.

— В случае с «Рязанскими ведомостями» вопрос «На кого же ориентировано издание?» остается открытым. Похоже, четкого портрета читательской аудитории у редакции нет. Иначе как объяснить расположенные по соседству на главной странице анонсы публикаций в разделе «Азбука потребителя» и новости из разряда «По реализации нацпроектов в текущем году Рязанский регион — в числе лидеров»?

— Общее впечатление среднее. Не самая плохая, но и не самая хорошая газета региональной администрации, — заключает Виталий Лейбин. — То есть в основном скучно.

Но зато есть куда стремиться и понятно, в каком направлении, уверен Валентин Сучков:

— Чем четче, яснее и доступнее станут и позиционирование издания, и передача сведений, и их донесение до аудитории на интернет-портале, тем больше доверия будет способно завоевать это издание в читательских кругах и тем более высокие рейтинги «Рязанским ведомостям» будут присваиваться поисковыми системами в сети.

,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЖУРНАЛИСТА

Сайту газеты «Рязанские ведомости» явно не помешал бы легкий редизайн без изменения структуры.

•   Более пристального внимания требуют фотоиллюстрирование и видеоконтент.

•   Заголовки должны «продавать» тексты. Пока что «конфетки» упакованы в слишком блеклые «фантики». Сами «конфетки» тоже должны стать вкуснее: из текстов необходимо вытравить официозно-чиновничий стиль, язык должен стать ярче, теплее, человечнее.

•   Уже давно стоило бы перенаправить все ресурсы с поддержки страницы в Twitter на аккаунт газеты в Instagram и вообще в ряду символов соцсетей вверху главной страницы сменить эмблему птички на значок встроенной в смартфон камеры: эффекта и отдачи от этого было бы гораздо больше. 

,

Иллюстрация: shutterstock.com