В этом разборе мы говорим только о темах и смыслах, не вдаваясь в особенности подачи и вовлечения аудитории. Советы по работе с конкретными социальными платформами мы упаковали в чек-лист как приложение к медиаразбору. Сегодня перед журналистами стоит крайне сложная задача — понравиться людям и алгоритмам одновременно. Мы так часто пишем про алгоритмы, что стали забывать, для кого делается журналистика.
ЖУРНАЛИСТ ткнул в воображаемый глобус и оказался в г. Рыльске Курской области. И по заветам Салтыкова-Щедрина увидел ту же картину, что и 100 лет назад: скучно пишут и ставят скучные фотографии. Вооружившись сверхувеличительными очками, мы нашли потенциал раскачать этот медиаландшафт.
В этом разборе мы говорим только о темах и смыслах, не вдаваясь в особенности подачи и вовлечения аудитории. Советы по работе с конкретными социальными платформами мы упаковали в чек-лист как приложение к медиаразбору. Сегодня перед журналистами стоит крайне сложная задача — понравиться людям и алгоритмам одновременно. Мы так часто пишем про алгоритмы, что стали забывать, для кого делается журналистика.
Попробуем прожить одну ноябрьскую неделю с новостями издания «Районные будни»:
• врачам двух районных больниц подарили индивидуальные средства защиты,
• коронавирус свирепствует,
• школьники вернулись с каникул с радужным настроением,
• день рождения Константина Симонова,
• воспоминания и письма в редакцию,
• бесплатные консультации для сельхозпроизводителей.
,
,
Сложно представить, как редакция планирует адаптацию инфоповодов для социальных сетей, но реальность группы «ВКонтакте» оказалась такой же радужной, как и настроение школьников:
• земля встречает первый снег,
• стихотворения Николая Рубцова,
• финансовый фестиваль,
• нашли и обезвредили авиабомбу,
• день доброты,
• благотворительный марафон,
• осенний призыв,
• предупреждение о том, что пора менять резину,
• и так далее.
,
,
Наконец, в «Одноклассниках» были замечены эксклюзивные вкрапления в повестку:
• в рамках очередной программы неопознанные хорошие люди установили на деревьях искусственные гнездовья и гнездовые платформы для тювика, пустельги, кобчика, скопы,
• предупреждение об осторожности в обращении с огнем,
• мошенники со звонками из банков,
• карта опасных участков на 4 федеральных трассах,
• меняются реквизиты казначейского счета.
,
,
Если попытаться собрать это в единую картину и предложить ее жителям Рыльска будущего, то какое впечатление у них сложится? Еще один непримечательный год с необычным вирусом, который давят масками и волонтерами. Масса добрых людей, не считая банковских мошенников, которые трудятся на своих нивах, не забывая менять резину и читать стихи Рубцова наизусть.
Вместе с тем потомки найдут и альтернативную повестку. Заходим только в одну популярную группу «Типичный Рыльск» и понимаем, что жители:
• ищут потерявшихся животных и главврача больницы,
• обменивают по бартеру гигабайты Теле2,
• ищут веники для бани и пианино,
• ждут новогоднюю елку и подарки,
• спасатели ищут рыбаков (трое уже утонуло),
• интересуются наличием лекарств в аптеках,
• показывают строительство новых тротуаров и дорог,
• и обсуждают публикации в «Районных буднях» (больше всего жителей возмутила фраза «большой, красивый, успешно развивающийся район…»).
,
,
Как мы видим, пересечение районных новостей с реальными вопросами людей минимальное. Мы не призываем газету стать вестником животных-потеряшек, но советуем обратить внимание на социальные запросы и комментарии по темам, которые нашли отражение в газете и на сайте. Анализ комментариев в социальных сетях за последний месяц (с середины октября по середину ноября) показывает, что людей больше всего волнует собственное здоровье (доступ к лекарствам и врачам) и здоровье врачей в непростой эпидемиологической ситуации.
Наблюдения автора перекликаются с мнением большинства экспертов: во время пандемии и неопределенности читателей интересует не столько новая информация или серьезная аналитика, сколько снятие напряжения и надежда на будущее. Статистика и официальные пресс-релизы вряд ли избавят людей от тревожности. Единственная возможная стратегия в этой ситуации — давать достаточное количество полной информации не только о подаренных средствах индивидуальной защиты врачам, но и о ситуации с лекарствами и загруженностью больниц. Помимо медицинской повестки, аудиторию всегда волнуют изменения в качестве жизни и новые возможности (если они есть).
За вдохновением, какие темы волнуют горожан и жителей района, можно ходить не только в социальные сети, но и к «старшим товарищам», то есть в областные СМИ. Вот, например, на сайте издания «Друг для друга» есть раздел «Колонка редактора», в котором на самом деле собраны обращения читателей. Их не очень много, но есть любопытные наблюдения. Например, о том, что перекись водорода в аптеках подорожала почти в 5 раз. Из чего складывается цена на медицинские препараты — тема на все времена. Бесконтрольное лечение, об опасности которого издания сообщают в виде предупреждающих плакатов, можно разобрать и вместе с экспертами. Например, в прямом эфире в том же «ВКонтакте».
,
,
Предлагаем простой алгоритм, как составить план на все времена и не страдать от отсутствия хороших тем (автор чек-листа — Анна Швецова).
1. Выписать ключевые запросы горожан (из комментариев, конкурирующих СМИ, провести фокус-группу, опрос читателей) и примерную структуру поводов, к которым необходимо обращаться регулярно.
НАПРИМЕР,
КОРОНАВИРУС
• ситуация в больницах
• доступность лекарств
• помощь врачам и самоизолированным
• график работы учреждений
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
• тротуары для пешеходов — новые и требующие внимания
• дороги для автомобилистов — опасности и предупреждения • общественный транспорт — режим работы
• частные автомобили — сезонные новости
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
• каникулы и дети
• работающие родители и дистант
• семейное обучение как альтернатива
• материальная помощь семьям
2. Собрать базу ссылок на публикации, которые можно обновлять в сезон.
НАПРИМЕР, тексты о новогодних подарках (елках), туристических маршрутах области, образовании и профориентации, благотворительности.
3. Рассортировать контакты экспертов по тематическим запросам и регулярно интересоваться их мнением по поводу злободневных тем.
Не обязательно публиковать все комментарии, важно просто держать руку на пульсе — какие темы проходят мимо редакции.
4. Выбрать специфические поводы, на которые редакция делает ставку. Давать эксклюзивный контент по теме регулярно.
НАПРИМЕР, у вас есть специалист по орнитологии или плетению из бересты. У него свой Instagram, где он рассказывает подробно об увлечении или редкой теме. Может, он маниакально собирает чеки из магазина и легко вспоминает, сколько стоила пачка гречки в ноябре 2007 года. Для социальных сетей это чудная рубрика — в этот день тысячу пятьсот лет назад.
5. Организовать сеть народных корреспондентов.
Превращайте комментаторов в источники информации. Придумайте небольшие бонусы для закрытого клуба добровольцев-информаторов. Давайте больше личных историй в социальные сети, и горожане потянутся туда, где есть возможность поговорить с соседями.
,
Мы понимаем все ограничения официальных районных изданий в выборе тем и их освещении. Но это не повод оставаться заложниками статистики и архивных сводок. Аудитория приходит со своими страхами и хочет уйти с надеждами, ей нужны эмоции, сопереживание и поддержка в непростые времена.
Любое медиа сегодня — это не источник информации, а место, где люди встречаются и общаются. Трудно общаться на странице, где написано: «Сельхозтоваропроизводителям, получившим государственную поддержку в рамках направлений, реализуемых Минсельхозом, предоставляются услуги по их сопровождению в части формирования необходимого пакета отчетных документов». Гораздо проще, если редакция пишет: «Теперь фермеры нашего района могут получить помощь с документами по господдержке».
,