Глянцевый футбол: почему спортивной печати нужна перезагрузка

Мы уже рассказывали о современном самиздате — зинах, в которых авторы размышляют о волнующих их темах — от смерти родных до социальных кризисов. ЖУРНАЛИСТ решил поближе познакомиться с российским самиздатом и обратился к АЛЕКСАНДРУ ЛИЧУТИНУ, автору зина о спорте и культуре «Едины».

 

АЛЕКСАНДР ЛИЧУТИН, создатель зина о спортивной культуре «Едины»

О чем можно подумать, услышав словосочетание «печатные спортивные издания»? На ум приходят блеклые газеты с каламбурными (если повезет) футбольными заголовками. Еще можно вспомнить журналы, которые остались только на запылившихся полках или в памяти — исчезнувшие за последние 10 лет «Футбол», Total Football. Ниша спортивных печатных изданий теряет в популярности ощутимее других СМИ.

В РОССИИ МАЛО ЖУРНАЛОВ, В КОТОРЫХ СПОРТИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА СТАНОВИТСЯ ИСТОЧНИКОМ ЭСТЕТИКИ, НОСТАЛЬГИИ И СТИЛЯ, А НЕ СУХИХ ЦИФР И ПОСЛЕМАТЧЕВЫХ ИНТЕРВЬЮ. СПОРТИВНЫЙ ГЛЯНЕЦ ДАВНО УШЕЛ С ПРИЛАВКОВ. Мне кажется, что стильные журналы могут дать вторую молодость футбольной печатной прессе.

Футбольный глянец в России перестал существовать вместе с Total Football в 2013 году (в 2014 году прекратился выпуск шикарного клубного журнала «Зенита» — «Наш Зенит», где рассказывали о жизни футболистов за пределами поля). Это такие журналы, где голы, минуты и статистика играют вспомогательную роль перед лайфстайл-контентом с интересными подборками, портретными интервью и ярким иллюстративом. 

 

ВСЕ НЕ КАК У БОЛЬШИХ

Независимые спортивные журналы популярны на Западе. В Европе есть много печатных изданий, которые живут не по канонам больших СМИ в эру цифровой гонки за кликами и просмотрами. Британский CircleZeroEight совмещает качественную спортивную журналистику с модой, Glory, Mundial (Великобритания), Ballesterer (Австрия) и 11 Freunde (Германия) пишут о футбольных путешествиях, фанатской культуре и проблеме денег в спорте. Такие издания напоминают, что спортивная пресса — это необязательно газета или тонкий журнал, но и глянцевые журналы с толстыми страницами и студийными фотографиями на целую полосу, которые приятно держать в руках. В них спортсмен — не просто часть индустрии, но и личность, свободная в самовыражении.

Страницы журнала Glory о норвежском футболе

Британский журнал о футбольной культуре Mundial вырос от самиздата нескольких друзей к ЧМ-2014 до крупного издания с тиражом в 15 000 экземпляров (журнал выходит раз в квартал) и семью сотрудниками в штате. Листая Mundial, вы не найдете кликбейтных тем и актуальных скандалов. Журнал делает ставку на атмосферу: рассказывает о еде на небольших стадионах, коллекционерах бутс и футболок, а также пишет о футболе в низших дивизионах. Тема предпоследнего выпуска журнала была полностью посвящена любительскому футболу — согласитесь, это не то, о чем мы привыкли читать в спортивных СМИ.

Обложка издания Mundial – одного из самых стильных футбольных журналов

Феномен независимой футбольной прессы отчетливо вырисовывается в медиаландшафте. «В отличие от ориентации спортивной журналистики на экономические показатели, редакционная философия независимых футбольных медиа строится на развитии культурного капитала», — замечают в исследовании «медленной футбольной журналистики» Life Beyond Clickbait Journalism Хавьер Рамон и Кристофер Таллок. По мнению ученых, есть три фактора отличия «малых» медиа от футбольных таблоидов:

   разнообразие социально-значимых материалов на темы, которые обычно не поднимаются в крупных СМИ;

   серьезный подход к визуальному оформлению журнала;

   сопротивление коммерциализации футбола с помощью ностальгии. 

 

НАШ ФУТБОЛЬНЫЙ САМИЗДАТ

В России много независимого футбольного контента можно найти в Телеграме: мессенджер стал идеальной платформой для авторов блогов на самые разные темы. Выходит за рамки сухого спорта и Sports.ru (в 2021 году медиа выкупило издание «Гол», которое также расширяло тематику спортивной журналистики), а на «Трибуне» (раздел сайта, где любой может опубликовать свой текст) многие авторы начинали вести блоги и постить материалы, которые по разным параметрам не вписались бы в контент-план больших медиа. В России есть футбольный самиздат, но он фокусируется на ограниченной тематике: клубные фанзины посвящены жизни конкретного футбольного сообщества, некоторые журналы — футбольным путешествиям, «граундхоппингу» («Скитальцы», «Расширяя кругозор»).

Российский журнал о граундхоппинге «Скитальцы»

ИНТЕРНЕТ РУЛИТ В СПОРТИВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ. НО ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ПРО ПЕЧАТЬ МОЖНО ЗАБЫТЬ — ИЛИ ЗАБИТЬ НА ПОПЫТКИ ДЕЛАТЬ СТИЛЬ НА БУМАГЕ. Кто бы что ни говорил, для меня текст в смартфоне/ноутбуке и в журнале — это абсолютно разные вещи. Печатные издания могут предложить неповторимый формат, который не сравнится даже с самым продвинутым онлайн-медиа. Тем более, сейчас растет популярность печатных инди-журналов на самые разные темы: от кофейной культуры (Drift) до планировки жилья (Apartamento).

 

ИДЕЯ СТОИТ ЖЕРТВ

Я представлял идеальный журнал о футбольной культуре, который бы хотел покупать и читать сам: он был похож на Mundial по непринужденному слогу и разнообразию тем, содержал статьи от авторов каналов на близкие темы и интервью с интересными героями. В итоге я создал опен-колл для желающих опубликовать материалы. Моя площадка — это телеграм-канал «Не патчем едины» на 1,7 тысяч подписчиков, который я создал три года назад для свободного творчества. Тексты получились разными: интервью о футбольной культуре в Кыргызстане, текст экс-главреда Sports.ru Александра Аксенова о любительской команде в Барселоне, три репортажа из футбольных путешествий по Грузии и Таиланду.

Один из разделов зина «Едины» – «Граундхоппинг». В нем собраны истории фанатов, которые в свободное время посещают стадионы разных стран. В этом выпуске — Норвегии, Грузии и Таиланда

Добавил и своих материалов — важный для меня текст про нехватку социальной рекламы самоконтроля в ставках на спорт, статья про миланский клуб, совмещающий футбол с искусством, и посотрудничал с автором телеграм-канала Pitch Invasion, чтобы напечатать его интервью с фанатами клуба «Труд» из села Паша.

Сложнее всего было взять себя в руки и доверстать до конца: каждый раз появлялись разные отвлекающие факторы, затягивающие процесс. От первой мысли о создании своего журнала до последнего заверстанного материала прошло около полутора лет — сначала долго собирал материалы и только летом основательно приступил к верстке. Потом вычитка, возня с фотографиями. Так как я только начинающий дизайнер, было непросто закончить предпечатную подготовку издания — авторы туториалов в интернете иногда говорили разные вещи и часто все усложняли. Когда ты в одиночку создаешь журнал, важно не терять цель и мотивировать себя конечным результатом.

Так выглядит один из разворотов зина «Едины». На страницах фотографии и текст Александра Аксенова – экс-главреда Sports.ru

Не менее трудоемкая часть процесса — выбор типографии. Я из Санкт-Петербурга, и здесь цена на печать довольно высокая, поэтому пришлось смотреть варианты в регионах — остановился на нижегородской типографии. 

Печать своего журнала, ведение блога о футбольной культуре — это чистый энтузиазм. МОЕЙ МОТИВАЦИЕЙ БЫЛО СДЕЛАТЬ ТАКОЙ ЖУРНАЛ О ФУТБОЛЕ, КОТОРЫЙ БЫЛО БЫ ИНТЕРЕСНО ЧИТАТЬ САМОМУ. ЕСЛИ ИДЕЯ СДЕЛАТЬ ЧТО-ТО КРАСИВОЕ НЕ ДАЕТ ВАМ ПОКОЯ — ДАЙТЕ ЕЙ ШАНС.

СПРАВКА

Зин «Едины» — это авторский проект нишевого Telegram-канала о спорте и футбольной культуре. В издании собраны истории людей, так или иначе связанных со спортом: фанатов местечковых футбольных клубов, профессиональных игроков, спортивных журналистов и редакторов.

Тираж — 400 экземпляров. Формат — А5. 96 полос. Выход журнала поддержали Sports.ru и медиа RAFL.

На данный момент издан один номер журнала.


Иллюстрации предоставлены автором