27 способов заработать на медиа

Медиа традиционно зарабатывали сразу на двух направлениях. Первое: прямые или косвенные продажи своего контента аудитории — через розницу или подписку. И второе: продажа своей аудитории рекламодателям. Бесплатные газеты пропускали первую часть и зарабатывали сразу на второй.

Но потом появился интернет, который разрушил монополию СМИ на поиск, обработку и доставку новостей. Рынок рекламы поделили техногиганты. По данным eMarketer от марта 2021 года, в 2020 году почти наполовину им правила дуополия Facebook (22,3) и Google (27,5%). Крупные куски остаются и у других технологических компаний:

•   8,6% у китайской Alibaba,

•   5,2% — у Amazon,

•   ​2,9% — у Tencent.

В таких условиях большинство качественных изданий в Европе и США начали переключаться на подписную модель в интернете, то есть пэйвол. Темы профессиональных форумов, которые проводят такие международные ассоциации, как, например, WAN-IFRA, заметно изменились. В последние лет пять их участники все чаще обсуждают не редакционные форматы или принципы фактчекинга, а способы поднять средний чек подписчика. Да, журналистские форумы превратились в собрания специалистов по e-commerce, электронной торговле. Самый обсуждаемый термин на них — churn rate, то есть процент тех читателей, которые отписываются от платежей редакции. Просто это стало вопросом выживания, который отодвинул все остальные на задний план.

Но пэйвол подходит не для всех, да и окупить все редакционные расходы стоимостью подписки получается лишь у единичных изданий. Еще в 2012 году крылатой в медиасообществе стала фраза гендиректора американской компании Digital First Media Джона Патона: «Если доллары, которые мы получали в бумаге, превращаются в десятицентовики в «цифре», то давайте копить десятицентовики». И медиа стали копить копеечку. То есть искать варианты того, на чем еще они могут заработать.

Все чаще в профессиональных обсуждениях звучат мысли о том, что контент издания — это на самом деле воронка для потенциальных клиентов. А дальше их нужно конвертировать в пользователей, которые платят за какой-то сервис или товар. Но какой же? В этом материале мы собрали максимальное количество современных способов заработка для изданий.

 

А) Заработок на своем контенте

1.   Пэйвол

В России не так много изданий используют платный доступ к контенту, потому что считается, что наша аудитория платить за него не готова. Эту позицию опровергают сразу несколько медиаэкспертов, в частности — Сергей Якупов, создатель MediaMedia (почитать интервью ЖУРНАЛИСТА с Сергеем можно здесь). Их основная мысль сводится к тому, что деньги у аудитории есть, нужно только доказать ей, что траты того стоят, а еще не надо скрывать за пэйволом весь контент издания.

Пэйволы бывают нескольких видов:

1) Мягкий: нужен для того, чтобы познакомить аудиторию с контентом и позволить ей решить, будет ли она платить дальше. Обычно издатель предлагает ограниченное количество бесплатных материалов в месяц. К примеру, Digiday позволяет прочитать три бесплатных материала в месяц, а The New York Times — 10 (но сначала нужно зарегистрироваться на сайте). Впрочем, иногда читатели получают доступ к контенту сверх установленного максимума. Например, когда удаляют cookies или приходят на сайт в режиме инкогнито.

2) Фримиум: если пользователь не готов платить за контент, он получит его бесплатно, но с большим количеством рекламы в придачу. Такую модель использует The Guardian.

3) Приоткрытый: некоторые материалы (например, все новости или отдельные рубрики) можно читать бесплатно и безлимитно, но основной контент — только за деньги. В начале пандемии издания приоткрывали пэйвол, делая общедоступными материалы о ковиде, и их трафик взлетал. Среди российских изданий этот вид доступа используют, например, «Деловой Петербург» и Republic*.

4) Регистрационная стена: несколько материалов доступны бесплатно, еще несколько — после регистрации. По словам Амали Нэш, старшего вице-президента по развитию аудитории в Ganett, вероятность того, что зарегистрированный пользователь станет полноценным подписчиком, в четыре раза выше, чем у обычного читателя. The New York Times также использует этот подход: там без регистрации нельзя прочитать ни одну статью.

5) Жесткий: все публикации медиа скрыты за пэйволом — при открытии текста видны только заголовок и незначительная часть материала. К жесткому пэйволу прибегают самые экономически устойчивые издания с хорошей репутацией, которые уже сформировали достаточное большинство, готовое заплатить за их контент, — например, Financial Times, The Times, а среди российских — РБК Pro (правда, в качестве воронки трафика для РБК Pro работает основной сайт РБК).

Кроме того, разные типы пэйволов можно комбинировать в разных пропорциях, чтобы получать собственные гибридные модели.

 

2.   Рассылка

В рассылки вкладываются все больше медиа и отдельных журналистов. PressGazette проанализировала основные издания, выпускающие рассылку, и выяснила, зачем им этот формат:

•   Reach и The Evening Standard используют рассылку как повод собрать данные об аудитории и мотивировать ее перейти на сайт через внутренние ссылки, чтобы повысить трафик.

•   Для Axios и The Morning Brew рассылка — место для размещения рекламы и источник прямого дохода.

•   The Times и The Los Angeles Times через эксклюзивный контент, публикуемый в рассылках, стимулируют аудиторию оформить платный доступ к сайту.

•   The New York Times за счет рассылки выстраивает доверительные отношения с аудиторией (при этом рекламы в выпусках минимум, чтобы это доверие не нарушать, — предполагается, что верная аудитория все равно заплатит, но уже за доступ к сайту). Летом 2021 года, стремясь повысить число платных подписчиков, издание ввело закрытый доступ к 19 рассылкам. Сейчас за пэйвольный контент NYT платят восемь миллионов человек, значительная часть которых подписалась ради рассылки.

•   В The Washington Post заботятся о проценте конверсии в платных подписчиков — в рассылках он выше, чем на сайте.

 

3.   Продажа дополнительных материалов

В 2019 году издание Vox ввело членскую модель, основанную на доступе к отдельным видеоматериалам издания. Всего две опции. За $4,99 в месяц пользователь получает что-то вроде бонусного контента к основному видео Vox: закулисные материалы, видео, которые объясняют, как издание работает, набор советов по съемке собственных видеопроектов и ежемесячную сессию вопросов и ответов с продюсером видеоконтента. А цена в $9,99 подразумевает все то же самое плюс ежеквартальный созвон в Google Hangouts, где подписчик сможет дать советы руководству Vox по поводу подписной модели издания.

Может показаться смешным, но среди аудитории Vox сразу нашлись люди, готовые переплатить за возможность общаться с редакцией. Позже «премиальным» подписчикам добавили еще одну опцию — теперь они могут предлагать редакции темы материалов.

Для читателей это стало важным моментом — им понравилось, что в Vox готовы прислушиваться к аудитории и подстраивать контент под ее нужды. Издание не раскрыло количество подписчиков в каждой из категорий, заявив лишь, что «эта модель работает».

А отечественное издание Reminder про осознанный образ жизни продает свои аналитические отчеты по разным профильным темам. При этом основной контент на сайте — бесплатный.

 

4.   Продажа курсов

В поиске дополнительного заработка издания часто уходят в нишу образования. У РБК Pro, к примеру, есть серия мини-курсов для платных подписчиков с разными программами — от дизайна и верстки до первых шагов в инвестировании. Каждую среду члены клуба могут послушать онлайн-выступления профессоров ведущих бизнес-школ мира о цифровой трансформации, менеджменте, маркетинге, антикризисном управлении и смежных темах.

Недавно вышел первый выпуск рассылки самиздата «Батенька, да вы трансформер» за год. В нем Егор Мостовщиков, глава самиздата, рассказал, как существует издание после банкротства («преимущественно на ИВЛ») и объяснил, за счет чего выплачивает долги — за счет образовательных курсов.

«Незадолго до роспуска команды, осенью прошлого года, мы запустили первый курс школы самиздата — чтобы проверить, сможет ли образование вытянуть целое издание. Вытянуть не смогло, но оказалось крайне востребованным. Весь 2021-й в школе проходят онлайн-курсы по сторителлингу и журналистике. Провели уже семь наборов, в школе обучилось более 200 человек, еще 300+ — в листах ожидания новых курсов», — пишет Егор.

На форуме «Редсовет» он поделился цифрами по онлайн-курсам «Батеньки»:

•   затраты на курс: от 200 до 300 тысяч рублей

•   участвуют 20 человек (в первом курсе)

•   выручка от курса: 600 тысяч рублей

 

5.   Продажа исследований

Это опция для изданий, которые сотрудничают с исследовательскими центрами, готовыми делиться отчетами за процент с выручки. Такой подход применяет, например, РБК, у которого есть «Магазин по продаже маркетинговых исследований» с огромной библиотекой: от исследований потребительских товаров до транспорта и макроэкономики. Минимальная стоимость исследования — 30 тысяч рублей, максимальная — 98.

 

6.   Свое издательство

Собственное издательство позволяет редакции не только экономить на печати собственной бумажной продукции, но и предлагать свои мощности другим авторам и изданиям.

К примеру, в издательстве «Носорог», которое принадлежало «Мамихлапинатане», продаются книги журналистов «Батеньки» и других независимых авторов.

У фонда «Есть смысл», который выпускает «Такие дела», тоже есть собственное издательство. На его сайте можно купить книги как авторов медиа, так и профессиональных писателей. Основная тематика книг — трудные жизненные ситуации, общероссийские проблемы и благотворительность.

 

7.   Лицензирование своего контента для других медиа

Продажа лицензий на свой контент — важная часть бизнеса информационных агентств и фотобанков. Но к этому бизнесу стали активно подключаться и другие медиа, особенно те, которые производят материалы, потенциально интересные читателям по всему миру.

У The New York Times есть целый отдел по лицензированию контента газеты для других компаний. В открывающем тексте его сотрудники напоминают о высоком качестве материалов издания, а также о том, что лицензирование поможет сэкономить время и даже деньги на производство своих текстов и визуального контента. «Вам выгоднее использовать лицензированные материалы мирового класса от наших журналистов, чем самим создавать контент аналогичной глубины, широты и качества», — уверяют сотрудники отдела лицензий.

Услугой пользуются, к примеру, American City Business Journals, которым за счет использования контента The New York Times  удалось увеличить число цифровых подписчиков в масштабах всей сети на 75%.

 

8.   Создание контента для стриминговых платформ

Весь мир подсел на стриминговые сервисы, которые в свою очередь стараются собрать на своих площадках как можно больше интересного контента. Включая документальный и новостной.

Так, американский Axios сделал специальное шоу для стриминга HBO, а Vox — серию документальных фильмов Explained для Netflix. Конечно же, не бесплатно.

Медиа традиционно зарабатывали сразу на двух направлениях. Первое: прямые или косвенные продажи своего контента аудитории — через розницу или подписку. И второе: продажа своей аудитории рекламодателям. Бесплатные газеты пропускали первую часть и зарабатывали сразу на второй.

Но потом появился интернет, который разрушил монополию СМИ на поиск, обработку и доставку новостей. Рынок рекламы поделили техногиганты. По данным eMarketer от марта 2021 года, в 2020 году почти наполовину им правила дуополия Facebook (22,3) и Google (27,5%). Крупные куски остаются и у других технологических компаний:

•   8,6% у китайской Alibaba,

•   5,2% — у Amazon,

•   2,9% — у Tencent.

В таких условиях большинство качественных изданий в Европе и США начали переключаться на подписную модель в интернете, то есть пэйвол. Темы профессиональных форумов, которые проводят такие международные ассоциации, как, например, WAN-IFRA, заметно изменились. В последние лет пять их участники все чаще обсуждают не редакционные форматы или принципы фактчекинга, а способы поднять средний чек подписчика. Да, журналистские форумы превратились в собрания специалистов по e-commerce, электронной торговле. Самый обсуждаемый термин на них — churn rate, то есть процент тех читателей, которые отписываются от платежей редакции. Просто это стало вопросом выживания, который отодвинул все остальные на задний план.

Но пэйвол подходит не для всех, да и окупить все редакционные расходы стоимостью подписки получается лишь у единичных изданий. Еще в 2012 году крылатой в медиасообществе стала фраза гендиректора американской компании Digital First Media Джона Патона: «Если доллары, которые мы получали в бумаге, превращаются в десятицентовики в «цифре», то давайте копить десятицентовики». И медиа стали копить копеечку. То есть искать варианты того, на чем еще они могут заработать.

Все чаще в профессиональных обсуждениях звучат мысли о том, что контент издания — это на самом деле воронка для потенциальных клиентов. А дальше их нужно конвертировать в пользователей, которые платят за какой-то сервис или товар. Но какой же? В этом материале мы собрали максимальное количество современных способов заработка для изданий.

 

А) Заработок на своем контенте

1.   Пэйвол

В России не так много изданий используют платный доступ к контенту, потому что считается, что наша аудитория платить за него не готова. Эту позицию опровергают сразу несколько медиаэкспертов, в частности — Сергей Якупов, создатель MediaMedia (почитать интервью ЖУРНАЛИСТА с Сергеем можно здесь). Их основная мысль сводится к тому, что деньги у аудитории есть, нужно только доказать ей, что траты того стоят, а еще не надо скрывать за пэйволом весь контент издания.

Пэйволы бывают нескольких видов:

1) Мягкий: нужен для того, чтобы познакомить аудиторию с контентом и позволить ей решить, будет ли она платить дальше. Обычно издатель предлагает ограниченное количество бесплатных материалов в месяц. К примеру, Digiday позволяет прочитать три бесплатных материала в месяц, а The New York Times — 10 (но сначала нужно зарегистрироваться на сайте). Впрочем, иногда читатели получают доступ к контенту сверх установленного максимума. Например, когда удаляют cookies или приходят на сайт в режиме инкогнито.

2) Фримиум: если пользователь не готов платить за контент, он получит его бесплатно, но с большим количеством рекламы в придачу. Такую модель использует The Guardian.

3) Приоткрытый: некоторые материалы (например, все новости или отдельные рубрики) можно читать бесплатно и безлимитно, но основной контент — только за деньги. В начале пандемии издания приоткрывали пэйвол, делая общедоступными материалы о ковиде, и их трафик взлетал. Среди российских изданий этот вид доступа используют, например, «Деловой Петербург» и Republic*.

4) Регистрационная стена: несколько материалов доступны бесплатно, еще несколько — после регистрации. По словам Амали Нэш, старшего вице-президента по развитию аудитории в Ganett, вероятность того, что зарегистрированный пользователь станет полноценным подписчиком, в четыре раза выше, чем у обычного читателя. The New York Times также использует этот подход: там без регистрации нельзя прочитать ни одну статью.

5) Жесткий: все публикации медиа скрыты за пэйволом — при открытии текста видны только заголовок и незначительная часть материала. К жесткому пэйволу прибегают самые экономически устойчивые издания с хорошей репутацией, которые уже сформировали достаточное большинство, готовое заплатить за их контент, — например, Financial Times, The Times, а среди российских — РБК Pro (правда, в качестве воронки трафика для РБК Pro работает основной сайт РБК).

Кроме того, разные типы пэйволов можно комбинировать в разных пропорциях, чтобы получать собственные гибридные модели.

 

2.   Рассылка

В рассылки вкладываются все больше медиа и отдельных журналистов. PressGazette проанализировала основные издания, выпускающие рассылку, и выяснила, зачем им этот формат:

•   Reach и The Evening Standard используют рассылку как повод собрать данные об аудитории и мотивировать ее перейти на сайт через внутренние ссылки, чтобы повысить трафик.

•   Для Axios и The Morning Brew рассылка — место для размещения рекламы и источник прямого дохода.

•   The Times и The Los Angeles Times через эксклюзивный контент, публикуемый в рассылках, стимулируют аудиторию оформить платный доступ к сайту.

•   The New York Times за счет рассылки выстраивает доверительные отношения с аудиторией (при этом рекламы в выпусках минимум, чтобы это доверие не нарушать, — предполагается, что верная аудитория все равно заплатит, но уже за доступ к сайту). Летом 2021 года, стремясь повысить число платных подписчиков, издание ввело закрытый доступ к 19 рассылкам. Сейчас за пэйвольный контент NYT платят восемь миллионов человек, значительная часть которых подписалась ради рассылки.

•   В The Washington Post заботятся о проценте конверсии в платных подписчиков — в рассылках он выше, чем на сайте.

 

3.   Продажа дополнительных материалов

В 2019 году издание Vox ввело членскую модель, основанную на доступе к отдельным видеоматериалам издания. Всего две опции. За $4,99 в месяц пользователь получает что-то вроде бонусного контента к основному видео Vox: закулисные материалы, видео, которые объясняют, как издание работает, набор советов по съемке собственных видеопроектов и ежемесячную сессию вопросов и ответов с продюсером видеоконтента. А цена в $9,99 подразумевает все то же самое плюс ежеквартальный созвон в Google Hangouts, где подписчик сможет дать советы руководству Vox по поводу подписной модели издания.

Может показаться смешным, но среди аудитории Vox сразу нашлись люди, готовые переплатить за возможность общаться с редакцией. Позже «премиальным» подписчикам добавили еще одну опцию — теперь они могут предлагать редакции темы материалов.

Для читателей это стало важным моментом — им понравилось, что в Vox готовы прислушиваться к аудитории и подстраивать контент под ее нужды. Издание не раскрыло количество подписчиков в каждой из категорий, заявив лишь, что «эта модель работает».

А отечественное издание Reminder про осознанный образ жизни продает свои аналитические отчеты по разным профильным темам. При этом основной контент на сайте — бесплатный.

 

4.   Продажа курсов

В поиске дополнительного заработка издания часто уходят в нишу образования. У РБК Pro, к примеру, есть серия мини-курсов для платных подписчиков с разными программами — от дизайна и верстки до первых шагов в инвестировании. Каждую среду члены клуба могут послушать онлайн-выступления профессоров ведущих бизнес-школ мира о цифровой трансформации, менеджменте, маркетинге, антикризисном управлении и смежных темах.

Недавно вышел первый выпуск рассылки самиздата «Батенька, да вы трансформер» за год. В нем Егор Мостовщиков, глава самиздата, рассказал, как существует издание после банкротства («преимущественно на ИВЛ») и объяснил, за счет чего выплачивает долги — за счет образовательных курсов.

«Незадолго до роспуска команды, осенью прошлого года, мы запустили первый курс школы самиздата — чтобы проверить, сможет ли образование вытянуть целое издание. Вытянуть не смогло, но оказалось крайне востребованным. Весь 2021-й в школе проходят онлайн-курсы по сторителлингу и журналистике. Провели уже семь наборов, в школе обучилось более 200 человек, еще 300+ — в листах ожидания новых курсов», — пишет Егор.

На форуме «Редсовет» он поделился цифрами по онлайн-курсам «Батеньки»:

•   затраты на курс: от 200 до 300 тысяч рублей

•   участвуют 20 человек (в первом курсе)

•   выручка от курса: 600 тысяч рублей

 

5.   Продажа исследований

Это опция для изданий, которые сотрудничают с исследовательскими центрами, готовыми делиться отчетами за процент с выручки. Такой подход применяет, например, РБК, у которого есть «Магазин по продаже маркетинговых исследований» с огромной библиотекой: от исследований потребительских товаров до транспорта и макроэкономики. Минимальная стоимость исследования — 30 тысяч рублей, максимальная — 98.

 

6.   Свое издательство

Собственное издательство позволяет редакции не только экономить на печати собственной бумажной продукции, но и предлагать свои мощности другим авторам и изданиям.

К примеру, в издательстве «Носорог», которое принадлежало «Мамихлапинатане», продаются книги журналистов «Батеньки» и других независимых авторов.

У фонда «Есть смысл», который выпускает «Такие дела», тоже есть собственное издательство. На его сайте можно купить книги как авторов медиа, так и профессиональных писателей. Основная тематика книг — трудные жизненные ситуации, общероссийские проблемы и благотворительность.

 

7.   Лицензирование своего контента для других медиа

Продажа лицензий на свой контент — важная часть бизнеса информационных агентств и фотобанков. Но к этому бизнесу стали активно подключаться и другие медиа, особенно те, которые производят материалы, потенциально интересные читателям по всему миру.

У The New York Times есть целый отдел по лицензированию контента газеты для других компаний. В открывающем тексте его сотрудники напоминают о высоком качестве материалов издания, а также о том, что лицензирование поможет сэкономить время и даже деньги на производство своих текстов и визуального контента. «Вам выгоднее использовать лицензированные материалы мирового класса от наших журналистов, чем самим создавать контент аналогичной глубины, широты и качества», — уверяют сотрудники отдела лицензий.

Услугой пользуются, к примеру, American City Business Journals, которым за счет использования контента The New York Times  удалось увеличить число цифровых подписчиков в масштабах всей сети на 75%.

 

8.   Создание контента для стриминговых платформ

Весь мир подсел на стриминговые сервисы, которые в свою очередь стараются собрать на своих площадках как можно больше интересного контента. Включая документальный и новостной.

Так, американский Axios сделал специальное шоу для стриминга HBO, а Vox — серию документальных фильмов Explained для Netflix. Конечно же, не бесплатно.

 

Б) Реклама

9.   Нативный контент

Несмотря на то что первым делом в пандемию урезались рекламные бюджеты, рынок нативной рекламы в российских изданиях за 2020 год значительно вырос. Каждый год «Лайфхакер» совместно со студентами СПбГУ и МГУ исследует количество нативок в медиа. Среди форматов нативной рекламы:

1) Статьи, к которым относят все небольшие текстовые материалы, не подразумевающие интерактивных элементов, но с интеграцией компании-партнера. Этот формат до сих пор наиболее популярен у заказчиков.

2) Спецпроекты. Обычно стоят дороже статей, зато могут выходить в нескольких частях, как, например, партнерский спецпроект INC и Центра технологий Microsoft, посвященный безопасности в интернете.

3) Карточки. Как в формате картинок, так и в текстовом виде — например, когда за вопросом следует ответ. Судя по исследованию «Лайфхакера», востребованность этого формата у рекламодателей падает с каждым годом — от 25% размещений в 2018 году до 1,8% в 2020-м.

4) Тесты. Эффективный инструмент для увеличения трафика на сайте. Они отнимают у пользователя мало времени, их часто проходят до конца. Медиа это на руку — рекламодатели охотно платят за размещение внутри теста. Интересные примеры партнерских тестов — у издания «Нож». Например, вместе с Canon издание предлагает читателю угадать, офис какой знаменитости изображен на фото, а в паре с Bayer дает почувствовать себя фермером.

5) Игры. Игровые механики часто становятся частью спецпроектов, когда аудиторию знакомят с компанией или ее продуктом в интерактивном формате. Например, «Лайфхакер» совместно с «Jacobs 3 в 1» выпустил игру, в которой нужно выбрать героя (офисного работника, студента или геймера) и «прожить» с ним десять ситуаций, чтобы узнать, какой вы лайфхакер. Получилось и бренд рекламодателя представить, и тематику издания обыграть.

6) Видео. Они тоже часто входят в спецпроекты, но могут выступать и как отдельный нативный формат.

7) Подкасты. Нативным становится либо отдельный эпизод, либо весь подкаст. В июле Forbes совместно с X5 Group запустил подкаст «Андроиды и электроовцы» о том, найдется ли человеку место в мире будущего, а в сентябре «Лайфхакер» в партнерстве с Visa начал рассказывать о новых технологиях в выпусках «Фин или Тех».

 

10.   In-stream и out-stream реклама

Есть два вида видеорекламы — in-stream и out-stream. Первый вариант — когда сторонняя рекламная вставка появляется прямо во время просмотра видео, типичный пример — бесплатная версия YouTube с рекламой в начале и внутри почти каждого видео. Плюс этого вида рекламы в неизбежности — пользователю придется либо полностью посмотреть ролик, либо дождаться возможности его пропустить.

Второй вариант — когда видеореклама помещается прямо на сайте, внутри текста, почти как баннер, только в формате ролика. Иногда одна и та же запись может встретиться пользователю по мере прочтения материала несколько раз. По статистике Medium, больше 60% компаний утверждают, что out-stream реклама намного лучше работает на экранах смартфонов. А обращаются к ней в том случае, когда хотят усилить присутствие бренда в интернете: чем в большем количестве материалов встречается ролик с компанией, тем лучше она запоминается.

Не все издатели готовы настраивать эту рекламу самостоятельно. Сообщество BabyBlog.ru, например, для настройки out-stream обратилось в компанию Roxot, которая оптимизирует сайты. В итоге у них получилось увеличить доход от видеорекламы на 49% за три месяца.

 

11.   Баннерная реклама

Баннерную рекламу долго хоронили — в далеком 2014 году медиаэксперты предрекали, что ее полностью вытеснит нативная и видеореклама. Потом пришел пандемический 2020-й, и рекламодатели испугались, что если их баннер будет соседствовать с текстом о ковиде, аудитория начнет ассоциировать компанию с плохими новостями. Позже исследователи опровергли эту теорию — по данным Integral Ad Science, читателям все равно, где находится баннер.

А в 2021 году издатели уже согласны, что баннеры с нами надолго. Согласно отчету Deloitte, почти треть доходов британских медиа (а это £53,6 млн) за первый квартал этого года пришло от баннерной рекламы. Значительная ее часть продается через программатик. Для этого издатели собирают как можно больше данных о пользователях, чтобы потом эффективно настраивать таргетирование.

Главная проблема такой рекламы — «баннерная слепота» аудитории. Но, кажется, появился способ с ней бороться. Новый формат называется in-image ads, то есть реклама публикуется поверх изображений. Российская Ассоциация развития интерактивной рекламы выпустила целое исследование, посвященное этому формату.

«Изображения захватывают внимание потребителей, что приводит к измеримому росту вовлеченности и качества контакта с брендом. В итоге рекламодатели получают контекстуальную релевантность и видимость (средний показатель 77%, на четверть выше других digital-форматов). Растут вовлеченность (+25%) и другие бренд-метрики. Кликабельность в среднем выше на 45%, запоминаемость увеличивается на 40%. А паблишеры получают дополнительный доход от нового вида рекламы, который не отпугивает аудиторию», — говорится в отчете.

 

12.   Создание контента для собственных площадок компаний

Иногда компаниям хочется рассказать о себе, только не на площадке издания, а на собственном сайте. Когда ресурсов бренда для этого не хватает, он обращается к изданию. Получается сторонний спецпроект, трафик которого идет не в медиа, а на платформу заказчика.

Среди российских медиа такой случай был, например, у петербургской «Бумаги» в 2016 году. Тогда Кунсткамере понадобился качественный и мультимедийный рассказ о том, чем старейший музей России занимается в XXI веке. Получился спецпроект «Кунсткамера Y», который открывает интерактивная карта, отсылающая пользователей к разным частям материала и мини-сериалу о музее.

 

13.   Аффилированный маркетинг

Редакция делает подборку подарков (или самых прочных рюкзаков, или гаджетов для путешествий), рекомендует конкретные товары и ставит на них активные гиперссылки с трекинговым кодом. Если читатель переходит по такой ссылке и покупает продукт, издание получает комиссию. В зарубежных медиа стало правилом хорошего тона ставить дисклеймер в начале таких подборок, который предупреждает читателя о том, что редакция таким образом зарабатывает на его покупках.

Появились даже специальные сервисы, которые автоматически проставляют ссылки на интернет-магазины. Зарубежные издания, к примеру, используют Skimlinks.

При этом в качественных медиа наличие таких ссылок обычно не влияет на описание продукта — журналисты честно пишут в том числе и о негативных сторонах. Потому что доверие бесценно.

 

В) E-commerce

14.   Редакционный мерч

Издания открывают магазин с мерчем — товарами с символикой медиа, — когда нащупали аудиторию и точно знают, что успели собрать вокруг себя сообщество читателей, которые захотят ассоциироваться с любимым изданием.

В 2021 году продажа мерча для медиа — не только идеологическая история, но и своеобразный донат: если хотите поддержать и получить что-то взамен — купите мерч. А еще мерч стал как никогда событийным. Например, как только «Медузу»* признали иноагентом, она совместно с российскими брендами запустила «Магаз». Теперь 20% от продаж футболок и шоперов с «иноагентским манифестом» идут в редакцию.

Один из самых масштабных магазинов с мерчем среди российских медиа — у «Новой газеты». В нем три отдела: одежда, сувениры и книги. В первом — футболки и толстовки с дизайнерскими принтами, созданными художниками издания. Среди них — Медный всадник с силовиком вместо Петра и кучка людей-кеглей с идущим на них росгварейцем со шлемом-шаром в руках. Футболка перестает быть куском ткани, это способ выразить гражданскую позицию и сопричастность. Во время волны митингов «Новая» выпустила коллекцию «Щитов сезона» — настоящих противоударных щитов. Предмет спорный прежде всего из-за стоимости — каждый из них обойдется верному читателю в 120 000 рублей. В отделе «сувениров» цены демократичнее — значок, кружку, брелок или спички с изображением главы Чечни Рамзана Кадырова можно купить в пределах тысячи рублей.

Мерч может работать не только как отдельная опция — иногда издатели включают его в подписной пакет как подарок, чтобы дополнительно мотивировать пользователя подписаться.

 

15.   Продажа предметов быта

Если чувствуете, что читатели еще не готовы гордо носить футболку с логотипом вашего издания, можно предложить ей какой-то полезный товар по вашей тематике.

Лучше всего это выходит у нишевых изданий. К примеру, издания о кулинарии часто продают товары для дома. В магазине издания Food52, которое делится с читателями рецептами и советами по декорированию кухни, — десятки позиций: от товаров для сервировки стола до подносов для курицы.

Дела у издания идут неплохо — в пандемийный 2020 год, когда все днями не выходили на улицу, Food52 побило свой рекорд по трафику больше чем на 30% — тот вырос до 7,3 миллиона уникальных посетителей. Издатели воспользовались притоком аудитории и запустили несколько рекламных кампаний, предложив читателям купить товары, которые помогут приготовить блюда по рецептам Food52. В результате продажи выросли в два раза. Обычно такой всплеск наблюдался только в канун Дня благодарения — когда читатели закупались приспособлениями для запекания индейки.

Тот же прирост в продаже предметов быта — и у других нишевых изданий. За 2019 год американский медиаконгломерат Meredith Corporation, который издает журналы про дизайн дома, рецепты и уход за огородом (например, EatingWell, Food&Wine и Traditional Home), заработал на онлайн-продажах товаров $57,5 млрд (да, мы несколько раз перепроверили — именно миллиардов). На сайтах журналов можно купить кулинарные книги, замороженные блюда, предметы декора и бытовую химию — все, о чем обычно и пишут в этих изданиях. Также у компании действуют контракты с Wallmart и другими крупными ритейлерами по продаже их продукции.

 

Г) Дополнительные активности и сервисы

16.   Ивенты

На проведении мероприятий можно зарабатывать сразу из нескольких источников. Плату можно брать как с выступающих («Ведь к нам придет качественная аудитория!»), так и со слушателей («Ведь к нам придут потрясающие спикеры!»). Еще весь ивент можно забрендировать и предложить компаниям разные уровни спонсорства — от логотипа на раздатке до специальной часовой презентации, с которой слушатели не смогут убежать. Еще можно продавать записи выступлений и сопутствующие материалы (например, презентации спикеров).

Пандемия показала, что и онлайн-ивенты могут быть востребованы и прибыльны. Не надо тратиться на дорогу, аренду помещения, кейтеринг. А кофе-брейк себе каждый сможет устроить сам и за свой счет.

Российское издание Reminder стало проводить платные онлайн-митапы, на которых профильные специалисты помогают слушателям, например, спланировать ближайший год жизни.

Издание The Bell зарабатывает с помощью клубной системы мероприятий Bell Club. За 80 тысяч рублей обладатель карты получает право посетить 5 офлайн-встреч в год со статусными спикерами: чиновниками, инвесторами, директорами компаний. Запись встреч принципиально не ведется.

 

17.   Медиаконсалтинг

Иногда сотрудники одного издания помогают сотрудникам других: за определенную плату проводят аудит соцсетей, разрабатывают стратегии продвижения, делятся работающими моделями управления.

Так, например, зарабатывает томский Instagram-журнал «Постер». Вот что рассказывает его главный редактор Артем Кузьменко: «Постер» — наш медиаэксперимент, на котором мы тестируем различные гипотезы, подходы к упаковке контента, придумываем новые форматы. Мы получили признание в профессиональном сообществе, нас называют экспертами, а почти за 2,5 года мы накопили опыт и практические навыки, которые тоже монетизируем. К примеру, разработали концепцию упаковки соцсетей для издания «Зеленоград.ру», помогаем в развитии соцсетей для медиапроектов «Радио Свобода»*. Кроме того, консультируем, читаем лекции и проводим мастер-классы для сотрудников других изданий».

 

18.   Студия и производство подкастов

Если вы быстро и качественно научились делать редакционные подкасты и вложились в оборудование для студии, то услуги по записи и продакшену подкастов можно продавать внешним заказчикам. Примерно так развивалась ситуация в «Медузе»* — правда, несколько участников первой команды, которая создавала подкасты для издания, приняли решение делать собственный бизнес — так появилась студия «Либо-либо». А вот второй команде уже пришлось отделиться от издания после признания «Медузы» иноагентом — так появилась студия «Техника речи».

 

Д) Читательская поддержка

19.   Донаты и краудфандинг

Аудитория постепенно привыкла донатить (то есть фактически давать чаевые) блогерам на сторонних площадках, и этой возможностью воспользовались в том числе и СМИ. Многие российские издания теперь принимают донаты, а телеканал «Дождь»*, например, принимает их в дополнение к основной свой бизнес-модели — платной подписке.

Интересен подход медиа, входящих в издательский дом «Комитет», — TJournal, DTF и VC. Они традиционно выстраивались вокруг сильного читательского комьюнити, которое с удовольствием заходило на эти сайты не только ради контента, но и ради возможности написать и почитать комментарии. Именно с помощью комментариев теперь там можно донатить — сумма составляет от 100 до 5000 рублей, а комментарий с донатом закрепляется наверху дискуссии, что особенно важно для закаленных воинов интернет-дискуссий.

Из зарубежных изданий самый яркий пример — британская The Guardian, которая все еще не ввела пэйвол, но при этом зарабатывает именно на донатах.

 

20.   Клубы

Некоторые издания создают клубы для своей аудитории, члены которых могут получать товары со скидкой. Например, винный клуб New York Times предлагает его участникам особые цены на вина.

 

Е) Поддержка государством или компаниями

21.   Гранты

Государства регулярно раздают гранты на освещение социально важных тем или для обеспечения равного доступа к информации (например, для изданий на языках малых народов). В России раньше этим занималось Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, но в 2021 году его упразднили, а соответствующие функции передали Министерству цифрового развития.

Получить гранты можно и от частных компаний. Например, Facebook регулярно раздает сотни тысяч долларов компаниям, которые предлагают инициативы по фактчекингу. Среди получателей были как небольшие стартапы, так и гранды вроде Agence France-Presse и CNN.

 

22.   Бренд-медиа или покупка брендом

После Тинькофф-банка многие бренды бросились делать свой «Тинькофф-журнал». Тренд, скорее всего, сохранится и в будущем, так как контент-маркетинг эффективен для привлечения клиентов.

Не исключено, что для некоторых компаний будет более экономически выгодно не строить редакцию с нуля, а купить готовую. Присмотритесь: вдруг и на ваше издание найдется покупатель.

 

Ж) Заработок на сторонних платформах

23.   «Яндекс.Дзен»

Одна из главных претензий пользователей к «Яндекс.Дзену» — скачки показателей «кармы», от которых зависит монетизация. В компании заявляют, что октябрьские обновления платформы должны решить эту проблему. Теперь пользователи видят, сколько заработали на каждом посте, а система бонусных показов больше не опирается на «карму», а зависит от реакции на записи новых подписчиков. Начислять бонусные показы будут не на весь канал, а на конкретные посты, чтобы пользователи работали над качеством каждого из них и не надеялись закрыть «пробоину» отдельными охватными публикациями.

Среди отечественных изданий сразу несколько занимают первые строчки в списке самых охватных каналов на «Дзене»: второе место у «КП» (675 тысяч подписчиков), четвертое — у «Ленты» (543 тысячи), пятое — у «Лайфхакера» (450 тысяч). Забавно, что их конкуренты за внимание аудитории — в основном кулинарные блоги.

Если решились выйти в «Дзен» и посоревноваться с материалами о выпекании блинчиков — на VC есть полезный материал «Яндекс Дзен заработок: 1,7 млн рублей за полгода» о том, как избежать теневого бана, сколько и как часто нужно писать, чтобы монетизироваться, и какой способ заработка на платформе самый перспективный.

 

24.   YouTube Shorts

В середине 2020 года YouTube-блогеры перетекали в TikTok, IGTV и записывали короткие видео Reels в Instagram, но сейчас этот отток прекратился. YouTube запустил Shorts — аналог Reels, который за год существования принес платформе 8,5 млрд просмотров. Чтобы стимулировать пользователей на использование Shorts, YouTube учредил фонд в размере $100 млн, претендовать на выплаты могут блогеры из 40 стран — Россия среди них.

Один из очевидных плюсов Shorts перед тем же TikTok — более милосердный к креаторам алгоритм. Если в TikTok видео не вирусится в первый же день — скорее всего, оно уже не попадет в рекомендательную систему. В YouTube, по словам 3D-видеохудожника Джейка Феллмана, система более терпелива и дает ролику больше времени на раскачку.

Сейчас в компании разрабатывают полноценную бизнес-модель, которая смогла бы выдержать наплыв новых пользователей. Поэтому работа над Shorts — скорее игра вдолгую, которая подходит редакциям, способным выделить целого сотрудника на освоение этого инструмента.

 

25.   TikTok-интеграции и трафик на сайт

Эта платформа до сих пор остается загадкой для многих изданий. Главный аргумент TikTok-диссидентов — там нет аудитории, которой нужны новости, а придумывать что-то стороннее трудозатратно. Этот довод опровергает интернет-версия британского телеканала GB News.

По словам Ребекки Хатсон, руководителя отдела цифровых технологий издания, у аудитории TikTok есть запрос на объяснение новостей: «Видеообъяснялки с расшифровкой новостей лучше всего работают на TikTok. В самом просматриваемом ролике GB News рассказывается, кто такой Саджид Джавид, сменивший Мэтта Хэнкока на посту министра здравоохранения».

Когда канал набирает достаточное число подписчиков, просмотров и лайков, его можно начать монетизировать. К примеру, аккаунту The Washington Post с более чем миллионом подписчиков удалось стать успешной воронкой для рассылки и платной подписки на сайт, поместив нужные ссылки в описание профиля. Охотнее платит за доступ возрастная аудитория — да, она тоже уже и в TikTok. А аккаунт британской радиостанции Capital FM, собравший более миллиона подписчиков на TikTok, сотрудничал с платформой по созданию брендированного контента для компании Ebay.

 

З) Серые и черные схемы

Если уж мы взялись составлять ультимативный гид по заработку для изданий, то и разные серые и черные схемы не обойдем вниманием. Заметим, что мы не только не поощряем, но и однозначно осуждаем такие действия.

26.   Джинса

Прародитель и злой брат-близнец нативной рекламы — джинса, то есть размещение контента за деньги, но без каких-либо пометок о том, что это реклама. Иногда джинсу в издание удается протаскивать ушлым сотрудникам — тогда они кладут гонорар себе в карман. В других случаях руководство знает и поощряет такую практику, и джинса становится значимой строкой бюджета для всей редакции.

 

27.   Блок на упоминание

В некотором смысле это анти-джинса. То есть компания или человек платит за то, что редакция не напишет о них, какой бы новостной повод ни случился. Особо распространена такая практика в российских политических Telegram-каналах.

***

Напоследок, перефразируя Джона Патона, пожелаем вам, чтобы цифровые копейки ваших доходов превращались в сотни тысяч и миллионы рублей. А еще — не берите на вооружение способы заработка из блока «З» в этой статье. Все-таки чистая совесть бесценна.

* «Медуза», Republic, «Радио Свобода», телеканал «Дождь» признаны в России иностранными агентами.

 

,

Иллюстрация: shutterstock.com